expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Знаменитые «Соловьи» в День Победы



В блоге Музея имени Андрея Рублева уже не раз поднималась тема воспетого в песнях народного героизма в сражениях за Родину. Так, например, песня «Смело мы в бой пойдём» была создана на основе армейской песни времен Первой Мировой войны «Слыхали, деды, война началася», мелодия куплетов которой восходит к популярному романсу 1902 г. «Белой акации гроздья душистые», а для припева использована мелодия гусарской мазурки. Припев «Смело мы в бой пойдем», кстати, вошел и в другие песни того времени, в частности, он был использован в песне Февральского переворота 1917 г. «Чуть заря занялась над Россией», которая первоначально не имела припева. Добровольцы армии генерала А.И. Деникина, переделав и дополнив куплеты песни «Смело мы в бой пойдем», сделали ее гимном Добровольческой армии (см. видео). Может быть, по этой причине в СССР были попытки запрета этой песни. Так, в 1930-31 гг. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) призвала запретить красноармейскую песню «Смело мы в бой пойдем» как «перелицовку старого буржуазного песенного хлама»: http://expertmus.livejournal.com/55574.html


Пожалуй, самая известная песня «Священная война», впервые прозвучавшая в исполнении хора Александрова 26 июня 1941 г., в первые дни Великой Отечественной войны, была написана на текст стихотворения, появившегося еще в годы Первой Мировой войны в 1916 г.: http://www.expertmus.com/2012/05/blog-post_08.html

Его автор Александр Боде выразил с удивительной силой то огромное воодушевление и духовный подъем, который охватил не только армию, но и весь народ после того, как Всероссийский Император Николай II принял на себя Верховное главнокомандование в самое критическое время, когда под натиском немцев в августе 1915 г. пала Варшава и положение Русской армии стало угрожающим. В твердой вере, что его присутствие обязательно поднимет моральный дух всей армии, Государь сказал тогда Родзянко: «Пусть я погибну, но зато я спасу Россию»: http://expertmus.livejournal.com/57798.html

Одной из всенародно любимых песен Великой Отечественной войны бесспорно стали знаменитые «Соловьи», которые в священный День Великой Победы наша редакция предлагает вниманию всей своей многотысячной аудитории в исполнении лучшего современного тенора России Александра Подболотова (не чета никаким басковым!), которого еще Владимир Высоцкий называл своим самым любимым певцом (запись с праздничного вечера в концертной студии «Останкино» 7 ноября 1984 г.).



См. также по данной теме –

«Священная война» - знаменитая песня двух Мировых войн: http://www.expertmus.com/2012/05/blog-post_08.html

Надругательства над святынями, пастырями и верующими: http://rublev-museum.livejournal.com/128322.html

Парад Победы – от Сталина до Путина: http://expertmus.livejournal.com/74346.html

Уроки истории: о церковных «власовцах», историческом беспамятстве и фашистском супрематизме: http://expertmus.livejournal.com/35948.html

Трагедия России: о лабаруме, золотых погонах и сионизме: http://expertmus.livejournal.com/36438.html

У кого хасиды позаимствовали свой гимн: http://expertmus.livejournal.com/94350.html

К сожалению, данные о времени создании песни «Соловьи» довольно противоречивы. В разных источниках утверждается, что время её появления от начала войны до дней Победы. В архиве её автора - поэта Алексея Фатьянова сохранился черновик этого стихотворения с многочисленными авторскими пометками и исправлениями, датированный 1942 г.

Наверняка, многие знают и любят песни Алексея Фатьянова, хотя бы по известным кинофильмам: «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем»), «Небесный тихоход» («Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты»), «Большая жизнь» («Три года ты мне снилась»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придет»), «Дом, в котором я живу» («Тишина за Рогожской заставою...») …

Для справки: выдающийся русский поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов (5.03.1919 - 13.11.1959) родился в г. Вязники. В 1938 г. по окончании школы-студии принят в труппу театра Красной Армии. С 1940 г. - в ансамбле Орловского военного округа (артист-чтец и ведущий концертов). Начало Великой Отечественной войны застает его на гастролях в авиагарнизоне под Брянском. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни. Просит отправить его на фронт. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывается к своим. Фатьянов ранен, после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа. Весной 1942 г. он знакомится с композитором В. П. Соловьевым-Седым, в содружестве с которым пишет песни «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Наш город» («Песня о Ленинграде») и др. Войну рядовой Фатьянов заканчивает в действующей армии, при взятии венгерского города Сехешфехервара был ранен. В доме семьи Фатьяновых в Вязниках открыт Музей русской песни. Ежегодно с 1974 г. проводится Всероссийский песенный праздник «Соловьи, соловьи». Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия (с 1996 г.).

О рождении песни «Соловьи» сам поэт оставил следующие воспоминания: «Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна»» (так изначально называлась песня).        

В последние дни 1944 г., перед Новым 1945 г., получив лёгкое ранение и медаль «За отвагу» в боях за освобождение Секешфехервара, а с ними и краткосрочный отпуск, Фатьянов привёз стихотворение «Пришла и к нам на фронт весна» в Москву и показал их композитору Марку Фрадкину и тот уже было принялся за работу, но в это время Фатьянов узнал, что Соловьев-Седой находится в гостинице «Москва». Алексей забрал стихи и отдал их своему другу.

В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову

Интересно, что с успехом этой песни творческий псевдоним композитора Соловьёва стал длиннее - он стал подписывать свои произведения: В.П. Соловьёв-Седой, а до этого было просто: В. Седой. Вот как сам композитор вспоминал о создании знаменитой песни «Соловьи»: «1944 год выдался урожайный. Я написал две песни на слова А. Прокофьева и более десяти - на слова Фатьянова. Из них наибольшую популярность приобрели «Соловьи» и «Ничего не говорила». Писались они легко и весело: на фронте дела шли хорошо…

…Алеша Фатьянов всегда возвращался неожиданно. Так и в этот раз. Как с неба свалился!
- Ты откуда?
- Из Венгрии. Дали краткосрочный отпуск, чтобы с тобой повидаться.
- Ну, как там дела?
- Дела хороши. Вышибли фрицев из города! Наградили медалью и к тебе отпустили!
- А из какого города?
- Ну, знаешь, его было легче взять, чем выговорить.

Только через два дня Фатьянов наконец вспомнил: Секешфехервар. И рассказал, как одним из первых ворвался в этот город, высунувшись по грудь из раскрытого люка танка.

В тот приезд он привез новые стихи и читал их мне всю ночь напролет, перемежая рассказами о фронтовых делах, о ломающем ожесточенное сопротивление противника победоносном рывке Советской Армии далеко на запад. Вот тогда-то я и услыхал стихотворение «Соловьи»…

Я не спал после этого дня два, не мог сладить с необычайным волнением, охватившим меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее казались теперь наши потери. Умирать всегда тяжело. Вдвойне тяжело умирать накануне победы, не дождавшись ее торжества. Мы много говорили об этом, и вдруг: «Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят…». В один присест написал песню. Написал, спел сам для себя. Кажется, получилось. Но сомнения не покидали меня…

Тут подал голос Фатьянов. Встал в позу романтического героя и, размахивая руками, изрек:

- Давай проверим на публике.

Я не сразу понял, о какой публике идет речь. Но Фатьянов предложил организовать небольшой концерт для работников гостиницы «Москва» и здесь исполнить впервые наших «Соловьев».

…В холле четвертого этажа собрались коридорные и горничные, администраторы и полотеры, уборщицы и сантехники. Где-то в глубине зала сидело несколько военных, живших в гостинице.

Мы начали концерт. Фатьянов читал стихи, я пел песни. Дошел черед и до «Соловьев». Я начал так, как это и было записано у Фатьянова:

Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,

Пусть ребята немного поспят.

Концерт прошел хорошо. Признаюсь, волнение, которое вызвала песня, было милей всяких почестей, аплодисментов, цветов.

После концерта ко мне подошел высокий и статный военный и представился:

- Генерал Соколов. Вот что, Василий Павлович, мой вам совет: замените в первой строфе слово «ребят» словом «солдат». Так будет лучше. Я принялся спорить: мол, «солдата - слово какое-то старое. За годы войны мы привыкли к слову «боец». А слово «ребята» - нормальное слово. Теплое, душевное.

Генерал не сдавался. Он разъяснил, что теперь слово «солдат» обрело свой истинный, почетный смысл, что все мы, независимо от воинских званий, занимаемых должностей и знаков различия, солдаты героической Советской Армии. В такой песне слово «солдат» будет куда уместнее, чем «ребят»…

- А песня у вас получилась замечательная, - заметил Соколов в заключение. Так «Соловьи» получили генеральское «добро».

Послушались мы Соколова, конечно, не потому, что «генерал приказал», хотя Фатьянов был, кажется, в сержантском звании, я же воинского звания не имел вообще, и, стало быть, по военным законам мы должны были стоять перед генералом по стойке смирно. (Был, правда, случай, когда какой-то писарь, оформляя мои проездные документы, на соответствующих строчках казенного бланка написал мою фамилию и инициалы, а против графы «звание», подумав и почесав затылок, добавил: «начальник песенного довольствия».) Поспорив с Фатьяновым часа два, мы нашли наконец компромиссное решение. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню, и начиналась она, вопреки традиции, с припева:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят…

Во втором куплете, вняв совету генерала Соколова, мы слегка отредактировали текст, который приобрел такой вид:

Но что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя!
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют.
А в доме том солдата ждут…

Но мне, да и Фатьянову, уж очень нравилось слово «ребята». Не могли мы от него начисто отказаться. И вот после третьего, заключительного куплета:

Когда последний кончен бой,
Уж так назначено судьбой -
Вернуться в дом родной опять,
Свою любимую обнять,
На землю-мать прилечь, вздремнуть,
Солдатский вспомнить трудный путь, -

мы вернулись к первоначальному варианту. Песня кончалась так:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.

Это была дань генералу. Но затем, в рефрене, следовали строки:

Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.

Когда через несколько дней я приехал в одну из воинских частей и начался концерт, из «зала» дружно крикнули: «Соловьи»!

Песня быстро докатилась до передовой…».

***
Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Фатьянов

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой, -
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.

Казалось бы, дата написания песни установлена с точностью до дня, но, тем не менее, в воспоминаниях многих участников войны говорится о том, что «Соловьи» звучали на фронте много раньше, чуть ли ни с самого её начала. Как же это могло произойти? К сожалению, почти ничего не известно о фронтовых буднях Фатьянова, но хорошо известно, что Алексей Иванович был не только поэтом. Он окончил студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС и театральную школу им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии, выступал на сцене этого театра. В театральных ролях проявились незаурядные способности актёра к исполнению песен, абсолютный музыкальный слух и точная интонация обратили на себя внимание признанных мастеров этого жанра. Фатьянов не только хорошо пел, но и играл на рояле. Свои песни поэт приносил композиторам не только в виде стихов, но и с предложениями по мелодии будущего сочинения.

Неудивительно, что боец Фатьянов скрашивал воинский досуг своими песнями и на определённый мотив пелись и «Соловьи». Это и осталось в памяти фронтовиков…

Вот и Сталин в годы Великой Отечественной войны заметил американскому послу А. Гарриману по поводу того, за кого воюют советские люди: «Вы думаете, они воюют за нас? Нет, они воюют за свою матушку - Россию». На параде Победы 24 июня 1945 г. советская армия шла в царской военной форме, под звуки «Славься» Глинки см. видео: http://youtu.be/CD0Jw8gKyWk (17:05).


Решение о проведении Парада Победы было принято Сталиным в середине мая 1945-го, практически сразу после разгрома последней оказывающей сопротивление группировки немецко-фашистских войск 13-го мая: http://expertmus.livejournal.com/36438.html

Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне начался на Красной площади 24 июня 1945 г. в 10 часов утра, почти все это время лил дождь, временами переходящий в ливень, что зафиксировали кадры кинохроники (цветной документальный фильм Ефима Учителя, снятый на киностудии ЦСДФ в 1945 г.). Участвовало в Параде около 40 000 человек. Жуков и Рокоссовский выехали на Красную площадь на белом и вороном конях соответственно. Сам Иосиф Виссарионович с трибуны Мавзолея Ленина лишь наблюдал за Парадом. Сталин стоял на трибуне мавзолея слева, уступив середину фронтовым генералам - победителям. На трибуне также присутствовали Калинин, Молотов, Будённый, Ворошилов и другие члены Политбюро ЦК КПСС. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы.

За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли знамена и штандарты поверженной фашистской Германии, которые бросили к подножью Мавзолея и подожгли…

Попытки переписать историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и обелить таких военных преступников, как генерал Власов, поднявших оружие против своего народа, вынуждают напомнить о той трагедии, которая коснулась каждой нашей семьи «22 июня, ровно в 4 часа»...


Не в меру зажравшимся согражданам из числа сторонников оо. Георгия Митрофанова (http://youtu.be/5938Ts1BmEw) и Петра (Мещеринова), рассуждающим о «промыслительности» фашистской агрессии и оправдывающим любой коллаборационизм в прошлом и будущем, не лишним будет напомнить о соборном определении Русской Православной Церкви 1943 г. с осуждением всех предателей нашей Родины: «Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле. Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Аминь».

Демагогия нынешних иуд базируется на подтасовке архивных материалов, поэтому лучшим обличением их лжи будут документы кинохроники «Nazis Invasion On Russia»: видеоряд содержит редкие документальные кадры из мирной русской жизни перед оккупацией, военную кинохронику, подписание Молотовым Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г. (звук), выступление русского посла Уманского (Washington, DC) с изложением позиции нашего правительства по вероломному нападению фашистской Германии, заявление госсекретаря США Sumner Welles о стремлении американской администрации остановить гитлеризм, уникальные записи американских звезд театра и кино начала 1940-х гг. (и даже куклы Donald Duck) на благотворительном марафоне в Канаде в пользу военного займа.


Легендарная Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе всей Второй Мировой войны. Именно в 1943 г. произошли события, которые иначе как вмешательством промысла Божия не назовешь. 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии», в котором было сказано «удовлетворить ходатайство Народного комиссариата обороны и ввести, взамен существующих, новые знаки различия – погоны для личного состава Красной Армии». За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причем чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров. В первомайском приказе Наркома обороны 1942 г. впервые было реабилитировано «контрреволюционное» звание «офицер», которое было узаконено июльскими и августовскими указами Президиума Верховного Совета СССР 1943 г.

Следует заметить, что в целом ряде работ «гуляет» одна и та же ошибка, будто «погоны Сталин ввел после Сталинграда» (В.Суворов и др.). На самом деле новая система воинских знаков различия разрабатывалась уже в 1942 году, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию Сталина погоны появились у всех: http://expertmus.livejournal.com/36438.html

Reds rout Nazis (1943)

«Годы Великой Отечественной войны - годы духовного возрождения нашего народа ПОСЛЕ долгих лет господства безбожного режима. Символично, что победа над фашизмом была дарована именно в День памяти Георгия Победоносца 6 мая 1945 г.» (Святейший Патриарх Алексий II, † 2008)

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Tags: in memoriam, лекторий, лик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments