11 / 24 декабря – память прп. Даниила Столпника (409-493). Столпничество - особый род христианского подвижничества, при котором святой затворялся на высоком столпе, проводя там долгие годы в непрерывной молитве. Его основоположником считается преподобный Симеон Столпник, живший в V в. Даниил Столпник (Δανιήλ τοῦ Στυλίτου) был ближайшим последователем Симеона. Монашеский постриг он принял в юные годы, а после знакомства с Симеоном его ученики построили недалеко от Константинополя столп высотой в 2 человеческих роста. В 461 г. Даниил Столпник взошел на него.
За 32 года, которые Даниил Столпник провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывшего префекта Константинополя Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, которую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Даниил Столпник, несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпения: во время сильного ненастья ученики нашли Даниила Столпника, покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров Даниил Столпник согласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес. В благодарность за исцеление жены от бесплодия Император Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, построил рядом с ним монастырь и часовню, куда по совету Даниила Столпника поместил мощи прп. Симеона. Император считал нужным всегда советоваться с Даниилом Столпником, посвящал его в свои дела и просил быть посредником в переговорах (напр., с царем лазов Губазом). Из благоговения Император никогда не приближался к столпу верхом.
По желанию Императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Даниила Столпника во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Даниил Столпник теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым. Даниил Столпник знал время своей кончины, а также предвидел сложности, которые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, которую за несколько лет до этого излечил от бесплодия. Она заказала для Даниила Столпника каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъем, по которому можно было бы спустить тело святого. Даниил Столпник отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами других святых. За 7 дней до кончины Даниил Столпник произнес последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями. Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились с Даниилом Столпником, поднявшись по спиральному подъему на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение нескольких часов все могли его видеть. Над телом кружили 2 голубя, и в воздухе были видны 3 креста. При спуске тела священниками и патриархом произошла давка, т. к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал.
Дальнейшая история монастыря, построенного рядом со столпом Даниила Столпника, прослеживается по Деяниям Соборов (Mansi. Т. 8. Col. 882C; 907BE), последнее упоминание об этой обители относится к XIII в. Антоний, архиеп. Новгородский, в описании своего паломничества в К-поль (1200) сообщает о виденных им мощах Даниила Столпника «на горе»; предполагают, что речь идет о ц. прп. Симеона Столпника. В наст. время часть честных мощей прп. Даниила Столпника находится в Греции: череп - в Большом Метеорском монастыре (Метеоры), некоторые частицы - в Великой Лавре (Афон) и монастыре Агия-Лавра (близ Калавриты).
Иконография. Даниил Столпник обычно изображается седовласым старцем с длинной остроконечной или окладистой (реже) бородой, в монашеских одеждах, с куколем на голове или на плечах, с молитвенно сложенными у груди или с воздетыми (как орант) руками, иногда со свитком в руках, погрудно, на столпе. Изображение столпа может варьироваться от колонны с резной капителью и легкой витой оградой до напоминающего столп архитектурного сооружения, изукрашенного резьбой, с входом в виде портала, с ведущими вверх ступенями и венчающим сооружение навершием в виде чаши, в которой помещено изображение Даниила Столпника; столп мог осенять киворий (что противоречит указанию рус. иконописных подлинников XVIII в.: «...стоит на столпе непокрытом»).
Vat. gr. 1613. Fol. 237
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 14. № 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: «...поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (cщмч. Власия Севастийского), в схиме, риза преподобническая, стоит на столпе, не покрыты, одне двери, в руке свиток, а в свитке написано: «Гоните смирение, служите послушанию, любите странноприимцев, пост, бдение, нищету, любовь ко всем, от матери святыя церкви не отлучайтеся»».
Нередко Даниил Столпник представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.),- между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», сер. XVI в., ЦмиАР), а также в составе избранных святых.
Изображения столпников в древнерусском искусстве известны с XII в. - это фрески в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (см. фото) и в Кирилловской церкви Киева. С XV в. образы столпников часто фланкировали деисусные чины в иконостасах. Они олицетворяли непоколебимость Православия и были символом стойкости христианского духа.
Симеон Столпник и Даниил Столпник.
Середина XVI в.
88,5 х 72.
Икона поступила в ЦМиАР в 1978 г. из частного собрания.
Домузейная реставрация.
КП 2520.
Иконография. Святые стоят на узких граненых столпах с голубыми капителями и низкими парапетами. Лаконичные формы столпов восходят к новгородским фресковым циклам XIV-XV вв. Необычны золотые цаты на груди святых. Изображения Симеона и Даниила чаще других объединяют и помещают рядом в составе избранных святых, а также на фоне и полях икон. С XV в. они нередко включались в деисусные и праздничные ряды иконостасов. Композиции же с парными изображениями Симеона и Даниила встречались редко. Образ, скорее всего, связан с особым заказом и отражает русскую монастырскую традицию того времени, в которой сохраняется практика столпничества. Тема аскетического подвига дополняется в данной иконе идеей наставничества, бывшего основой взаимоотношений в иноческой среде и особенно расцветшего в северных русских обителях со времени деятельности преподобного Сергия Радонежского и его учеников.
Несмотря на влияние новгородской культуры, которое прослеживается в иконографии и характере образов святых, прямых аналогий в живописи Новгорода и его провинций публикуемая икона не находит. В характере карнации, где охра сближена по тону с санкирем, в графической проработке ликов тонкой линией чувствуется влияние среднерусской иконописи. Некоторое упрощение художественного языка указывает на провинциальное происхождение памятника.
Раскрыта до поступления в музей. В 1985-1986 гг. реставрировалась А.С. Веселовской в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В 1987 г. работа была продолжена там же С.Н. Ратниковым. Утраты - фон; у Симеона под благословляющей рукой, на правом локте. Многочисленные выпады по фону, капителям колонн, по хитону Даниила, на поземе, полях. Вставки на груди, предплечье Даниила. Многочисленные вставки грунта с реконструкцией живописи; красочный слой потерт. Наиболее сохранны участки живописи на ликах Симеона и Даниила, а также на одеждах Симеона, его столпе, капители и на фоне.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html