?

Log in

No account? Create an account
алтарь

Был ли свт. Тихон верен архиерейской присяге?


4 декабря 2011 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и годовщину интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского,  Патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря, в ходе которой прошла очередная хиротония нового архиерея (см. фото). По окончании богослужения Предстоятель РПЦ обратился к собравшимся с Первосвятительским словом о свт. Тихоне, в котором подчеркнул, что «святитель в жизни своей, вкусив сполна человеческого горя, остался верен своей архиерейской присяге, остался верен величайшей ответственности, которую Господь возложил на него, возведя на Патриарший престол. Он оказался верен Богу, Церкви и народу своему даже до последнего издыхания …».

Прав ли Патриарх Кирилл в этой оценке свт. Тихона и насколько она соответствует историческим фактам?! Почему-то никто из историков Церкви не задаётся подобными вопросами, хотя в ЖЖ кипят нешуточные страсти, судя по жаркой дискуссии в нашем музейном блоге, где была приведена весьма интересная цитата из книги Геннадия Зюганова «Святая Русь и кащеево царство»: «Священный Синод на первом же своем заседании после февральской революции единогласно освободил всех верующих от присяги Hиколаю II и отменил церковную молитву за "благочестивейшего императора"».

Для справки: Форма всенародной присяги на верность подданства Императору

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN, самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь» (Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. Приложение V. СПб., Изд. Канцелярии Е.И.В. 1857. С. 56).

По российскому законодательству, вступление Императора на престол считалось со дня кончины его предшественника. Соответственно, воцарение Николая II состоялось 7 (20) октября 1894 г. К присяге на верность подданства Императору были приведены все лица мужского пола, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания» (Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Гл. 4. Ст. 53-56. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. С. 16).

Что касается архиерейской присяги в Российской империи, то к ней приводились все рукополагаемые (возводимые) во епископство. Ее текст содержится в церковном «Чине исповедания и обещания архиерейского». Присяга состоит из нескольких пунктов, в которых говорится об обязанностях епископа: учительских, святительских, касающихся должности руководителя епархии РПЦ, а также обязанностей архиерея как члена государства. До февраля 1901 г., в последней части архиерейской присяги поставляемый во епископа повторял клятву «на верноподданство» Императору (Сперанский Петр, протоиер. Об архиерейской присяге // Странник. СПб., 1868. Т. П. (Апрель-Июнь). Отдел II. С. 91-113).

7 февраля 1901 г., на заседании Св. Синода рассматривался вопрос о двух епископских присягах: об исправлении богослужебного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене формы присяги, приносимой архиереями при вызове их в Святейший Синод для присутствования (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 1-5). Вторая присяга (для членов Св. Синода) была введена 25 января 1721 г. императором Петром I практически одновременно с аналогичными присягами для членов министерских коллегий (ср.: Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии), тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. М., Синодальная типография. 1897. С. 5; Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского церковного права. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. 188).

В результате обсуждения члены Св. Синода пришли к выводу, что некоторые обещания, произносимые архиереем перед рукоположением, утратили свое значение. Поэтому было признано необходимым исправить текст епископской присяги «применительно к условиям прохождения архипастырского служения в настоящее время». Аналогичное заключение было сделано и о форме присяги архиереев, вызываемых в Святейший Синод. Она была охарактеризована как «не соответствующая современным условиям жизни». Ее было решено отменить. В итоге, Св. Синод принял определение, согласно которому, во-первых, утверждался и вводился в церковное употребление новый, исправленный «Чин исповедания и обещания архиерейского». Часть архиерейской присяги, в которой говорилось о гражданских обязанностей епископа, свелась к обещанию поставляемого быть верным подданным Императора согласно необходимости следования словам Священного Писания (Мф. 22, 21). Кроме того, присяга для присутствующих в Св. Синоде архиереев объявлялась упраздненной.

Доклад обер-прокурора К.П. Победоносцева о предложениях Св. Синода относительно архиерейских присяг был представлен Императору 23 февраля 1901 г. После чего на документе Государем Николаем II была поставлена пометка карандашом «Рассмотрено». Постановление Синода о тиражном издании исправленного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене присяги архиереев, вызываемых для присутствования в Св. Синоде, было принято 27 февраля (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 35-1, 43-5; Верховской П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 110. Новую форму см.: Чин исповедания и обещания архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1901). Профессор П.В. Верховской, являвшийся современником событий, отметил незаконность отмены присяги «для присутствования в Синоде»: она была установлена повелением Петра Великого, а отменена самими членами Св. синода. После чего была лишь доведена до сведения Государя Николая II. Как справедливо задаётся вопросом Верховский: «Чем объяснить такой образ действий в столь щекотливом в течение целых двух столетий вопросе - неизвестно» (Верховской П.В. Указ. соч. Т. 1. С. 189-190).

Хиротония архим. Трифона во епископа Дмитровского в Успенском соборе Московского Кремля 1 июля 1901 г. (по рис. С. Мухарского)

Из присяги перед посвящением в архиерейский сан 7-27 февраля 1901 г.

«.. .Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови», обещаваюся быта верным, добрым и послушным подданным Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского, и его Императорского Высочества, Всероссийского Престола Наследника, Государя Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича» (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 40; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1910. Л. 19).

Вскоре после февральского переворота 1917 г. Св. Синод рассмотрел вопрос о внесении изменений в текст архиерейской присяги. 15 марта им было постановлено изменить чин наречения во епископа и форму архиерейской присяги (составлявших первую часть «Чина исповедания и обещания архиерейского»), в которой отсутствовало не только упоминание «отрекшегося» Государя Николая II, но и здравствующего Наследника Царского престола. В тот же день было назначено произвести 18 марта наречение в епископа Пинежского (викария Архангельской епархии) архимандрита Павла (Павловского). Новые чины имели следующие отличия: вместо указа Императора о наречении архимандрита Павла в епископа читалось соответствующее определение Св. Синода, а вместо фразы «по изволению Государя» объявлялось «по благословению Синода». Архиерейская присяга произносилась на имя «благоверного правительства» (Нижегородский церк.-обществ. вестник. Н.-Новгород, 1917. № 9. С. 144; Биржевые ведомости. Пг., 1917. № 63. С. 3).

18 марта 1917 г. новый чин наречения во епископа Павла (Павловского) совершали все члены Св. Синода, а в его хиротонии, состоявшейся на следующий день, кроме синодальных иерархов участвовали еще 4 архиерея, включая управляющего Петроградской епархией епископа Гдовского Вениамина (Казанского) (Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 8. Часть неофиц. С. 119-121).

Новая форма архиерейской присяги «...обещаваюся быти верен Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея», принятая после свержения Императора Николая II,  была унаследована в советский период в следующем виде: «Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви и Божия Богови», обещаваюся быти верен властем Богохранимыя страны нашея Российския» (Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 2. М., Изд. МП. 1983. С. 18).

Для справки: определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 29 ноября-4 декабря 1994 г. было установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в День Победы – 9 мая (26 апреля). В прошлом году впервые циркуляром нового Патриарха Кирилла от 7 мая 2010 г. было установлено новое литургическое поминовение с особыми прошениями «о вождех и воинах, за Веру и Отечество жизнь свою положивших», но без упоминания нашего народа: http://expertmus.livejournal.com/55210.html

В самом начале Великой Отечественной войны местоблюстителем Сергием (Страгородским) были введены в Чин Божественной Литургии особые молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе: http://expertmus.livejournal.com/82407.html Как известно, великий молитвенник иеросхимонах Серафим Вырицкий простоял 1000 дней и ночей на молитве о спасении страны и народа России: http://expertmus.livejournal.com/39924.html Во время трагических событий в Вильнюсе в январе 1991 г., по свидетельству организатора Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Виктора Александровича Лутцева, «от нас требовали принести присягу на верность Президенту России Б. Н. Ельцину, а не стране»: http://expertmus.livejournal.com/42906.html

Напомним, что хиротония Тихона (Белавина) во епископа Люблинского состоялась 14 октября 1897 г., т.е. до вышеуказанных изменений архиерейской присяги в февраля 1901 г. В 1898 г. он был назначен еп. Алеутским и Аляскинским (с 1900 – Алеутским и Североамериканским). При вступлении на Алеутско-Аляскинскую кафедру новый еп. Тихон сказал: «Отныне самим Господом мы становимся в тесную связь, на взаимные отношения Епископа к пастве и паствы к Епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются в брачным и Епископ считается женихом, а паства – невестою его» (Вострышев М. Божий избранник. М., 1990. С. 12-13).

В начале 1907 г. последовал перевод еп. Тихона (Белавина)  на древнюю Ярославскую и Ростовскую кафедру. 21 мая 1913 г., в дни торжественного празднования 300-летия Дома Романовых, архиеп. Тихон обратился к Императору Николаю II с приветственным словом: «Триста лет тому назад Промысел Божий судил граду Ярославлю иметь важное благодетельное значение в судьбах нашего Отечества. В смутное время здесь окончательно сформировалось и отсюда двинулось для освобождения Москвы от Поляков знаменитое ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле действовало тогдашнее Временное Правительство. Сюда же направился из Костромы и Царь Михаил Феодорович … Понятно, как велика была радость ярославцев при встрече юного Царя, положившего конец тогдашнему «безгосударственному времени». Летописец свидетельствует, что при встрече Царя Михаила Феодоровича ярославцы «от радости не можаху промолвити в слезах». И эти чистые слёзы любви и преданности Царскому Дому Романовых ярославцы передавали своим потомкам из рода в род до наших дней. Подобно предкам нашим и мы со слезами встречаем Тебя днесь, Благочестивейший Самодержавный Государь, с Августейшей Твоею Семьею…» (Вострышев М. Божий избранник. М., 1990. С. 29-30).

Спустя всего лишь 4 года архиеп. Тихон подписал приветствие Временному правительству, выражая радость по поводу свержения Самодержавия! Став Патриархом, он заявил следующее: «Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом» (Из интервью, данного сотруднику Российского телеграфного агентства 15 (28) июня 1923 г. // Акты Святейшего Патриарха Тихона. М., 1994. С. 282) …

Таким образом, о какой верности свт. Тихона архиерейской присяге, как известил 4 декабря 2011 г. Патриарх Кирилл, может идти речь?!

Comments

Анафема 1613 г.

Разумеется, историк обязан давать оценку тем или иным фигурам на основе всей совокупности фактов и в точном историческом контексте. В данной статье вовсе не случайно приведён факт упоминания архиеп. Тихоном (Белавином) в связи с событиями Смуты о «преданности Царскому Дому Романовых … из рода в род» в его приветствии Государю Николаю II всего за 4 года до февральского переворота 1917 г. (!): http://expertmus.livejournal.com/89380.html

Указанные слова созвучны всенародной клятве в Утвержденной Грамоте Великого Всероссийского Собора от 21 февраля 1613 г.: «целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержавца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царския Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души своя и головы положити и служити Им. Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род (sic!), с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царём».

В этом историческом документе было записано также ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ всем, «кто пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли (sic!), и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, ОТЛУЧЕН бо будет он от Святыя Троицы»: http://expertmus.livejournal.com/89273.html

Как известно, в извещательном окружном Послании патриарха Тихона от 19 января 1918 г. с проклятием «безбожным властелинам века сего» НЕТ НИ СЛОВА об анафеме 1613 г. …