?

Log in

No account? Create an account
рублев

Богоматерь Одигитрия Устюженская-Устюжская




Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Устюжской (Смоленской), глас 4
:

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоея/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,// да спасет от грех души наша.

Празднование: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Устюженская икона Богоматери Одигитрии, с клеймами земной жизни.
Ок. 1558 г.
127,5 x 97,5. Размер средника - 82,5 х 58,5.
Икона происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне.
Место хранения: Устюженский краеведческий музей. УМ, инв. 1162.
Реставрация: ВСНРПМ, 1968, реставраторы Н.В. Перцев, А.А. Рыбаков.

Порядок клейм: 1. Принесение даров; 2. Отвержение даров; 3. Удаление Иоакима и Анны; 4. Благовестие Анне в саду; 5. Благовестие Иоакиму в пустыне; 6. Рождество Богоматери; 7. Ласкание Богоматери; 8. Принесение Богоматери во храм; 9. Чудо о спасение отрочати; 10. Богоматерь Боголюбская; 11. Введение во храм; 12. Прощание с женами Иерусалимскими; 13. «Смертное» благовещение; 14. «Смертное» благовещение в саду; 15. Обручение Богоматери; 16. Оступание Богоматери; 17. Пир первосвященников; 18. Зачатие Богоматери.

Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия из иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области (бывшая Новгородская губерния) – одна из самых древних и почитаемых на Руси православных святынь.  Эта икона Одигитрии упоминается как чудотворная в сотной на посад Устюжны Железопольской 1567 г. По местному преданию с ней связывалось спасение города от нашествия польско-литовского отряда в феврале 1609 г. В 1821 г. икона была покрыта серебряной с позолотой ризой и украшена драгоценными камнями. Благодаря тому, что образ с древности был защищен окладом, первоначальная живопись сохранилась практически полностью.

В 1936 г. Богородице-Рождественский собор был закрыт, а чудотворный образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1994 г. икона была похищена из иконостаса Собора Рождества Богородицы г. Устюжны, в котором и находится Устюженский краеведческий музей (сторож музея пил водку с приятелем, когда туда вошли трое неизвестных и незаметно усыпили их), а затем вывезена за границу. Через границу с Финляндией святыню перевезли в фургоне, груженным ДВП, штабеля которых пограничники проверять не стали. Кража из устюженской церкви 7 старинных икон (см. фото) и картины Айвазовского «Принцевы острова» до сих пор остается самой крупной в криминальной истории Вологодчины: http://expertmus.livejournal.com/63462.html Общая стоимость похищенных икон составила $ 2 млн.

Вмц. Параскева с житием.
Русь.
1-я четверть XVI в.
141 х 115.
Из Спасской Даниловской церкви близь Устюжны.
В 1994 г. похищена из экспозиции Устюженского краеведческого музея Вологодской обл.

После Финляндии чудотворная икона Богоматери Одигитрии Смоленской оказалась в Германии, но потом её следы затерялись на целых 11 лет. В июне 2005 г. на сайте Лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы Богоматери Одигитрии Смоленской. В ссылке говорилось, что эта икона уже продана в Бельгию, а в галерее она присутствует на правах экспоната временного хранения. Совпадали как размеры и приблизительная дата написания иконы, так и особые приметы, которые указали вологодские историки, когда объявили пропажу в международный розыск. Удостоверившись, что выставленный в Лондоне антиквариат на самом деле может быть ценнейшим памятником русской иконописи, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи Ричардом Темплом. Как оказалось, он купил ее в Германии за смешные деньги - всего за $ 160 тыс.В результате известный коллекционер согласился совершенно бесплатно вернуть святыню в Россию. В 2005 г. чудотворная икона была возвращена в Москву, причем её возвращение в Россию ознаменовалось чудом. Когда святыню везли на самолете из Лондона в Москву, было объявлено штормовое предупреждение (гроза с ураганным ветром вырывала деревья). Лайнер долго не мог приземлиться в столичном аэропорту, и персонал «Шереметьево-2» уже готовился к аварийной ситуации. Нужно отметить, что с авиакомпанией "Аэрофлот" договорились, чтобы святыню расположили в салоне самолета, а не в багажном отделении, хотя по габаритам это и было запрещено. Когда стало ясно, что полет может закончиться бедой, пассажиры начали подходить к святыне, прикладываться к ней и молиться. «Я никогда не забуду, как мне было страшно. Казалось, что молнии выбьют иллюминаторы», – вспоминает одна из стюардесс, которая также во время шторма молилась у иконы. Внезапно ливень прекратился, ветер стих и засияло солнце. Все были уверены: Богородица предотвратила гибель людей.


22 января 2006 г., в день памяти праздник свт. Филиппа, в Патриарших палатах Кремля президент России В.В. Путин передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II чудотворную Устюженскую икону Божией Матери, которая была помещена в Храме Христа Спасителя, в нижней Преображенской церкви. Как отметил Путин, эта икона «является одной из самых древних, самых почитаемых на Руси православных святынь, которая, как нам казалось, была уже практически безвозвратно утеряна. Я хочу обратить внимание на прекрасное состояние иконы и ее замечательное письмо. Она за столько столетий дошла до нас просто замечательно сохранившейся. Это само по себе, по-моему, большое чудо» (см. фото). В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что «когда возвращаются древние, намоленные иконы – это праздник. Это образ конца пятнадцатого – начала шестнадцатого века, и можно представить, сколько поколений людей молилось перед этой иконой, и почитали ее как чудотворный образ. К этому образу прибегали люди в своих бедах и скорбях, испытаниях и радостях». 19 февраля 2006 г. перед вновь обретенной святыней Предстоятель Русской Церкви совершил первое после десятилетий скитаний чудотворного образа торжественное богослужение (см. фото).

… 10 августа 2011 г. патриарх Кирилл, перенесший острое вирусное заболевание после визита в Киев в Киев (26-28 июля), в своей резиденции в Переделкино причастился в праздник Смоленской иконы Богоматери, образ которой он особенно почитает: http://rublev-museum.livejournal.com/47055.html



Не так давно был выявлен список Смоленской иконы Богоматери Одигитрии (см. фото), размеры которого - 82,5 х 58,5 – точно совпадают с размерами средника чудотворной Смоленской иконы Богоматери, которая находится сейчас в храме Христа Спасителя в Москве. В сентябре 2010 г. этот список поступил на реставрацию, по завершении которой он должен быть предан в Устюжну.

Устюжская икона Богоматери Одигитрии

Эта святыня находилась в Успенском соборе Великого Устюга Вологодской области, куда она прислана в дар в 1290 г., как значится в летописи, от ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, которому достался в удел Устюг. Икона вместе с колоколом с прозвищем «Тюрик» были вложены в храм ростовским епископом Тарасием, прибывшим для освящения деревянного Успенского собора. Сохранились свидетельства, что у древнего образа Одигитрии из Устюга были переносные ру­кояти, которые словно указывали на то далекое путешествие, которое совершила Одигитрия из Ростова в Великий Устюг в конце XIII в. Правда, в 1693 г. государь Петр I, посетивший Успенский собор в Устюге при путешествии в Архангельск, повелел чудотворный образ, который издревле находился перед иконостасом, на особом постаменте, поставить его в местный ряд иконостаса, по левую сторону от царских врат. В начале XIX в. вокруг средника иконы был написан акафист Богородице в лицах.

Об этой святыне Великого Устюга сохранилось уникальное сказание. После пожара 1396 г. Успенский собор был заново отстроен в 1397 г. В 1398 г. буйные новгородцы собрали многотысячную рать людей под предво­дительством посадских людей - Юрия Дмитриева, Тимофея Юрьева и сторожевого головы Василия Борисовича и спустились в насадах (лодках) от Вологды рекою Сухоной к Великому Устюгу. По дороге жгли, грабили и совершали убийства. У жителей Устюга новгородцы также потребовали мзду, но получили отказ, после чего полностью разграбили го­род и соборную церковь Успения, взяли с собою лучшие ее укра­шения, утварь и иконы, в том числе и чудотворную икону Пресвя­той Богородицы Одигитрии. При отплытии новгородцев от Устюга тот насад, в котором была помещена чудотворная икона остался недвижим. Ивашко Ляпун, новгородец «от злосердия своего вземши уб­рус прискочил безчинно к образу святому, и тем убрусом связал образ Пресвятые Богородицы, говоря: „пленник на чужую сторону не связан­ный никогда не ходил" - и тогда ладья двинулась, но этим не кончи­лись явившиеся тогда чудеса: новгородцы на возвратном пути своем были поражены тяжкими болезнями: «руки и ноги начали корчится, хребты и поясницы ломотою возболезноваша, иним же слепотою и болезнию очес поражены были и в таковой болезни суще, немноги здравы в Новгород возвратишася», по прибытии же в Новгород, по совету своего архиепископа Иоанна дали обет возвратить икону в Устюг и по­строить в нем новый храм Успения, и притом возвратить в собор все награбленное имущество. После того болезни прекратились, а Ивашка Ляпун с общего согласия новгородцев был брошен в реку Волхов, при чем ему завязали глаза тем же самым „убрусом", которым он свя­зал святую икону. Новгородцы исполнили обет свой, возвратили чудот­ворную икону в Устюг. Устюжане с сердечной радостью встретили об­раз Богородицы, который пробыл в Новгороде и в пути ровно год. Взята была икона 28 июля 1398 г., а возвращена 28 июля 1399 г. (Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда. 1890. С. 361-362).

Для справки: современный облик Успенского собора (см. фото) сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Деревянные постройки великоустюжского Успенского собора последовательно уничтожались пожарами в 1490, 1496 и 1552 гг. (Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). Подгот. к печ. и ред. К. Н. Сербиной. М.; Л., 1950. С. 98, 100, 109), а первое каменное сооружение - пожаром 1631 г. (Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 44). По словам летописца, во время пожара 1496 г. собор сгорел «со всеми иконами  чюдотворными и с кузнью, и сосуды, и книгами, и не сняли замка». 29 февраля 1554 г. ростовским архиепископом Никандром была дана грамота на построение в Устюге каменной соборной церкви. В 1558 г. новый собор с приделом Иоанна Предтечи был освящён. Этим временем и датируется дошедшая до нашего времени двусторонняя икона с изображениями Богоматери Одигитрии и Крещения. В 1670-х годах с неё была выполнена в строгановских мастерских пелена Одигитрия Смоленская, хранящаяся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике (Хлебникова Н. А. Древнерусское лицевое шитьё в коллекции Великоустюжского музея // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 405. № 28). На боковых каймах пелены в нижней части вышиты стоящие вполоборота в рост святитель Стефан Великопермский и преподобная Ксения, а также тропарь Богоматери Смоленской.

После пожара 1496 г. была также заново написана по заказу суздальского князя Семена Борисовича, устюжского наместника, и новая храмовая икона, сохранившаяся до наших дней, с выполненной в первой половине XIX в. на ее нижнем поле летописной записью (очевидно, копирующей более раннюю), сообщающей: «Лета 7005 (1496) месеца семтеврия при благоверном великом  князе Иване Васильевиче поставлена бысть икона  Оуспение святыя Богородицы повелением князя Семена Борисовича Суздальского» (Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. № 13295/1-750. Разм. 120 х 96).

Действующим этот знаменитый храм Великого Устюга оставался до 4 декабря 1929 г., когда состоялась последняя служба в Успенском соборе. В том же месяце начали снимать колокола с колокольни. Согласно одной из последних записей в летописи Успенского собора, «30 марта (12 апреля) 1923 года. После вечерней службы арестован настоятель собора Богословский, по распоряжению Центральной власти ему назначена высылка в Архангельский концентрационный лагерь. Священник М. Шилов отправлен в ссылку в область Коми»…

От редакции. См. также по теме статьи

Icon of the Mother of God of Smolensk, belonging to Bagration

Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце:

http://expertmus.livejournal.com/45268.html

Икона Божией Матери «Одигитрия» - «Неопалимая Купина» - «Целительница» - «Скоропомощница»:

http://expertmus.livejournal.com/47613.html

Богоматерь Одигитрия "Пименовская" (Списание свт. Стефана Пермского на обличение еретиков):

http://expertmus.livejournal.com/32920.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Comments