expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Богоматерь Одигитрия Устюженская-Устюжская




Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Устюжской (Смоленской), глас 4
:

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоея/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,// да спасет от грех души наша.

Празднование: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Устюженская икона Богоматери Одигитрии, с клеймами земной жизни.
Ок. 1558 г.
127,5 x 97,5. Размер средника - 82,5 х 58,5.
Икона происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне.
Место хранения: Устюженский краеведческий музей. УМ, инв. 1162.
Реставрация: ВСНРПМ, 1968, реставраторы Н.В. Перцев, А.А. Рыбаков.

Порядок клейм: 1. Принесение даров; 2. Отвержение даров; 3. Удаление Иоакима и Анны; 4. Благовестие Анне в саду; 5. Благовестие Иоакиму в пустыне; 6. Рождество Богоматери; 7. Ласкание Богоматери; 8. Принесение Богоматери во храм; 9. Чудо о спасение отрочати; 10. Богоматерь Боголюбская; 11. Введение во храм; 12. Прощание с женами Иерусалимскими; 13. «Смертное» благовещение; 14. «Смертное» благовещение в саду; 15. Обручение Богоматери; 16. Оступание Богоматери; 17. Пир первосвященников; 18. Зачатие Богоматери.

Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия из иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области (бывшая Новгородская губерния) – одна из самых древних и почитаемых на Руси православных святынь.  Эта икона Одигитрии упоминается как чудотворная в сотной на посад Устюжны Железопольской 1567 г. По местному преданию с ней связывалось спасение города от нашествия польско-литовского отряда в феврале 1609 г. В 1821 г. икона была покрыта серебряной с позолотой ризой и украшена драгоценными камнями. Благодаря тому, что образ с древности был защищен окладом, первоначальная живопись сохранилась практически полностью.

В 1936 г. Богородице-Рождественский собор был закрыт, а чудотворный образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1994 г. икона была похищена из иконостаса Собора Рождества Богородицы г. Устюжны, в котором и находится Устюженский краеведческий музей (сторож музея пил водку с приятелем, когда туда вошли трое неизвестных и незаметно усыпили их), а затем вывезена за границу. Через границу с Финляндией святыню перевезли в фургоне, груженным ДВП, штабеля которых пограничники проверять не стали. Кража из устюженской церкви 7 старинных икон (см. фото) и картины Айвазовского «Принцевы острова» до сих пор остается самой крупной в криминальной истории Вологодчины: http://expertmus.livejournal.com/63462.html Общая стоимость похищенных икон составила $ 2 млн.

Вмц. Параскева с житием.
Русь.
1-я четверть XVI в.
141 х 115.
Из Спасской Даниловской церкви близь Устюжны.
В 1994 г. похищена из экспозиции Устюженского краеведческого музея Вологодской обл.

После Финляндии чудотворная икона Богоматери Одигитрии Смоленской оказалась в Германии, но потом её следы затерялись на целых 11 лет. В июне 2005 г. на сайте Лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы Богоматери Одигитрии Смоленской. В ссылке говорилось, что эта икона уже продана в Бельгию, а в галерее она присутствует на правах экспоната временного хранения. Совпадали как размеры и приблизительная дата написания иконы, так и особые приметы, которые указали вологодские историки, когда объявили пропажу в международный розыск. Удостоверившись, что выставленный в Лондоне антиквариат на самом деле может быть ценнейшим памятником русской иконописи, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи Ричардом Темплом. Как оказалось, он купил ее в Германии за смешные деньги - всего за $ 160 тыс.В результате известный коллекционер согласился совершенно бесплатно вернуть святыню в Россию. В 2005 г. чудотворная икона была возвращена в Москву, причем её возвращение в Россию ознаменовалось чудом. Когда святыню везли на самолете из Лондона в Москву, было объявлено штормовое предупреждение (гроза с ураганным ветром вырывала деревья). Лайнер долго не мог приземлиться в столичном аэропорту, и персонал «Шереметьево-2» уже готовился к аварийной ситуации. Нужно отметить, что с авиакомпанией "Аэрофлот" договорились, чтобы святыню расположили в салоне самолета, а не в багажном отделении, хотя по габаритам это и было запрещено. Когда стало ясно, что полет может закончиться бедой, пассажиры начали подходить к святыне, прикладываться к ней и молиться. «Я никогда не забуду, как мне было страшно. Казалось, что молнии выбьют иллюминаторы», – вспоминает одна из стюардесс, которая также во время шторма молилась у иконы. Внезапно ливень прекратился, ветер стих и засияло солнце. Все были уверены: Богородица предотвратила гибель людей.


22 января 2006 г., в день памяти праздник свт. Филиппа, в Патриарших палатах Кремля президент России В.В. Путин передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II чудотворную Устюженскую икону Божией Матери, которая была помещена в Храме Христа Спасителя, в нижней Преображенской церкви. Как отметил Путин, эта икона «является одной из самых древних, самых почитаемых на Руси православных святынь, которая, как нам казалось, была уже практически безвозвратно утеряна. Я хочу обратить внимание на прекрасное состояние иконы и ее замечательное письмо. Она за столько столетий дошла до нас просто замечательно сохранившейся. Это само по себе, по-моему, большое чудо» (см. фото). В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что «когда возвращаются древние, намоленные иконы – это праздник. Это образ конца пятнадцатого – начала шестнадцатого века, и можно представить, сколько поколений людей молилось перед этой иконой, и почитали ее как чудотворный образ. К этому образу прибегали люди в своих бедах и скорбях, испытаниях и радостях». 19 февраля 2006 г. перед вновь обретенной святыней Предстоятель Русской Церкви совершил первое после десятилетий скитаний чудотворного образа торжественное богослужение (см. фото).

… 10 августа 2011 г. патриарх Кирилл, перенесший острое вирусное заболевание после визита в Киев в Киев (26-28 июля), в своей резиденции в Переделкино причастился в праздник Смоленской иконы Богоматери, образ которой он особенно почитает: http://rublev-museum.livejournal.com/47055.html



Не так давно был выявлен список Смоленской иконы Богоматери Одигитрии (см. фото), размеры которого - 82,5 х 58,5 – точно совпадают с размерами средника чудотворной Смоленской иконы Богоматери, которая находится сейчас в храме Христа Спасителя в Москве. В сентябре 2010 г. этот список поступил на реставрацию, по завершении которой он должен быть предан в Устюжну.

Устюжская икона Богоматери Одигитрии

Эта святыня находилась в Успенском соборе Великого Устюга Вологодской области, куда она прислана в дар в 1290 г., как значится в летописи, от ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, которому достался в удел Устюг. Икона вместе с колоколом с прозвищем «Тюрик» были вложены в храм ростовским епископом Тарасием, прибывшим для освящения деревянного Успенского собора. Сохранились свидетельства, что у древнего образа Одигитрии из Устюга были переносные ру­кояти, которые словно указывали на то далекое путешествие, которое совершила Одигитрия из Ростова в Великий Устюг в конце XIII в. Правда, в 1693 г. государь Петр I, посетивший Успенский собор в Устюге при путешествии в Архангельск, повелел чудотворный образ, который издревле находился перед иконостасом, на особом постаменте, поставить его в местный ряд иконостаса, по левую сторону от царских врат. В начале XIX в. вокруг средника иконы был написан акафист Богородице в лицах.

Об этой святыне Великого Устюга сохранилось уникальное сказание. После пожара 1396 г. Успенский собор был заново отстроен в 1397 г. В 1398 г. буйные новгородцы собрали многотысячную рать людей под предво­дительством посадских людей - Юрия Дмитриева, Тимофея Юрьева и сторожевого головы Василия Борисовича и спустились в насадах (лодках) от Вологды рекою Сухоной к Великому Устюгу. По дороге жгли, грабили и совершали убийства. У жителей Устюга новгородцы также потребовали мзду, но получили отказ, после чего полностью разграбили го­род и соборную церковь Успения, взяли с собою лучшие ее укра­шения, утварь и иконы, в том числе и чудотворную икону Пресвя­той Богородицы Одигитрии. При отплытии новгородцев от Устюга тот насад, в котором была помещена чудотворная икона остался недвижим. Ивашко Ляпун, новгородец «от злосердия своего вземши уб­рус прискочил безчинно к образу святому, и тем убрусом связал образ Пресвятые Богородицы, говоря: „пленник на чужую сторону не связан­ный никогда не ходил" - и тогда ладья двинулась, но этим не кончи­лись явившиеся тогда чудеса: новгородцы на возвратном пути своем были поражены тяжкими болезнями: «руки и ноги начали корчится, хребты и поясницы ломотою возболезноваша, иним же слепотою и болезнию очес поражены были и в таковой болезни суще, немноги здравы в Новгород возвратишася», по прибытии же в Новгород, по совету своего архиепископа Иоанна дали обет возвратить икону в Устюг и по­строить в нем новый храм Успения, и притом возвратить в собор все награбленное имущество. После того болезни прекратились, а Ивашка Ляпун с общего согласия новгородцев был брошен в реку Волхов, при чем ему завязали глаза тем же самым „убрусом", которым он свя­зал святую икону. Новгородцы исполнили обет свой, возвратили чудот­ворную икону в Устюг. Устюжане с сердечной радостью встретили об­раз Богородицы, который пробыл в Новгороде и в пути ровно год. Взята была икона 28 июля 1398 г., а возвращена 28 июля 1399 г. (Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда. 1890. С. 361-362).

Для справки: современный облик Успенского собора (см. фото) сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Деревянные постройки великоустюжского Успенского собора последовательно уничтожались пожарами в 1490, 1496 и 1552 гг. (Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). Подгот. к печ. и ред. К. Н. Сербиной. М.; Л., 1950. С. 98, 100, 109), а первое каменное сооружение - пожаром 1631 г. (Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 44). По словам летописца, во время пожара 1496 г. собор сгорел «со всеми иконами  чюдотворными и с кузнью, и сосуды, и книгами, и не сняли замка». 29 февраля 1554 г. ростовским архиепископом Никандром была дана грамота на построение в Устюге каменной соборной церкви. В 1558 г. новый собор с приделом Иоанна Предтечи был освящён. Этим временем и датируется дошедшая до нашего времени двусторонняя икона с изображениями Богоматери Одигитрии и Крещения. В 1670-х годах с неё была выполнена в строгановских мастерских пелена Одигитрия Смоленская, хранящаяся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике (Хлебникова Н. А. Древнерусское лицевое шитьё в коллекции Великоустюжского музея // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 405. № 28). На боковых каймах пелены в нижней части вышиты стоящие вполоборота в рост святитель Стефан Великопермский и преподобная Ксения, а также тропарь Богоматери Смоленской.

После пожара 1496 г. была также заново написана по заказу суздальского князя Семена Борисовича, устюжского наместника, и новая храмовая икона, сохранившаяся до наших дней, с выполненной в первой половине XIX в. на ее нижнем поле летописной записью (очевидно, копирующей более раннюю), сообщающей: «Лета 7005 (1496) месеца семтеврия при благоверном великом  князе Иване Васильевиче поставлена бысть икона  Оуспение святыя Богородицы повелением князя Семена Борисовича Суздальского» (Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. № 13295/1-750. Разм. 120 х 96).

Действующим этот знаменитый храм Великого Устюга оставался до 4 декабря 1929 г., когда состоялась последняя служба в Успенском соборе. В том же месяце начали снимать колокола с колокольни. Согласно одной из последних записей в летописи Успенского собора, «30 марта (12 апреля) 1923 года. После вечерней службы арестован настоятель собора Богословский, по распоряжению Центральной власти ему назначена высылка в Архангельский концентрационный лагерь. Священник М. Шилов отправлен в ссылку в область Коми»…

От редакции. См. также по теме статьи

Icon of the Mother of God of Smolensk, belonging to Bagration

Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце:

http://expertmus.livejournal.com/45268.html

Икона Божией Матери «Одигитрия» - «Неопалимая Купина» - «Целительница» - «Скоропомощница»:

http://expertmus.livejournal.com/47613.html

Богоматерь Одигитрия "Пименовская" (Списание свт. Стефана Пермского на обличение еретиков):

http://expertmus.livejournal.com/32920.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Tags: иконопись, лекторий, святыня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments