Тропарь св. мч. младенцу Гавриилу, от жидов умученного, глас 5-й:
Святый младенче Гаврииле, // ты за Прободеннаго нас ради от иудей // люте от онехже в ребра прободен был еси // и за Истощившаго кровь Свою за нас // все тело твое на истощение крове // в лютыя язвы предал еси, // ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. // Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, // прося нам здравие телеси // и спасение душам нашим.
Кондак св. мч. младенцу Гавриилу, от жидов умученного, глас 6-й:
Отечество твое Зверки бысть, // мучениче Христов Гаврииле, // идеже от истых зверей – иудеев восхищен:// абие родителей лишен еси, // таже вся поряду люте претерпев, // в отечество Небесное преселился еси. // Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей // и умоли, молим тя, // улучити вечное наследие твое.
Молитва св. мч. младенцу Гавриилу, от жидов умученного:
Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своим сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сизх, немощи наше от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молттвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем , обаче и тогда милостивыя твоея помощи испроси. Таже и молящиеся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слашанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертием память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.
3 мая 2011 г., во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, близ мощей св. мученика царевича Димитрия (см. илл.), а затем со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом, в котором почему-то ни словом не обмолвился о чествуемой в этот день памяти св. мч. младенца Гавриила, от жидов умученного:-(
Срв.: http://rublev-museum.livejournal.com/124041.html & http://rublev-museum.livejournal.com/119404.html
Св. мученик младенец Гавриил († 1690) родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки Гродненской губернии (близ Заблудово), владения польского помещика, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говделей. Крестили его с именем св. Архангела Гавриила в храме Свято-Успенской Заблудовской обители, одной из немногих в Западно-Русском крае, сохранивших верность Православию от посягательств латинян. В 1690 г. 11 апреля, незадолго до Пасхи, шести лет от роду был похищен евреями, пока его мать носила обед мужу в поле, и тайно вывезен ими в город Белосток. Там 20 апреля он был предан ими мучениям: ему прокололи бока, постепенно испуская кровь, а затем распяли на кресте с издевательствами, характерными для преступлений этого рода, изображавшими распятие Господа Иисуса Христа. Тело маленького мученика было все изрезано, обескровлено и на девятый день выброшено в поле близ его родной деревни Зверки. Когда тело младенца- мученика нашли, при нем были деревенские собаки, сторожившие его и отгонявшие хищников и птиц. Тело не имело признаков разложения.
Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской». Следствие установило, что в убийстве участвовали несколько человек, в том числе раввин. Они были судимы польским судом и казнены. Погребен был Гавриил сначала на кладбище в деревне Зверки, где в 1720 г. его мощи были случайно обретены нетленными и перенесены в крипту местной церкви, тогда и началось его местное почитание, тропарь и кондак ему составил архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник киевского митрополита, уже в 1752 г. В 1746 г. эта церковь сгорела, но мощи уцелели (обгорела только ручка младенца, которая вскоре чудесно зажила, вновь покрывшись кожей) и были перенесены в Заблудовский монастырь Белостокского уезда. 9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи св. мч. младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии (один из важнейших центров православия в Западном крае). Он составил стихотворное повествование о младенце мученике Гаврииле (Литовские ЕВ. 1885. № 35. С. 346), в котором были слова как бы вложенные в уста самого младенца мученика, извещающего людей о своих мучениях:
«Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в темный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело.»
Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надпись: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».
В 1820 г. причислен к лику святых Российской Православной Церковью (празднование св. Гавриилу установлено 20 апреля ст. ст.), и в 1855 г. была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором Слуцкой семинарии. В 1891 г. над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар И.П. Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа (см. илл.). В 1893 г. по указу Литовского архиеп. Доната (Бабинского-Соколова) было разрешено поместить его иконы во всех храмах, и в 90-х гг. XIX в. по инициативе настоятеля заблудовского прихода священника Петра Четыркина начался сбор средств среди местного православного населения на строительство часовни в деревне Зверки, которая должна была стоять на месте где в XVII в. находился родительский дом святого мученика младенца Гавриила. 19 апреля 1894 г. по благословению Брестского епископа Иосифа часовня была освящена. В 1897 г. на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака. 11 июля 1895 г. при участии Брестского еп. Иосифа (Соколова) был освящен храм во имя св. мч. Младенца Гавриила в Друскениках (ныне Друскининкай, Литва).В 1908 г. архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) была составлена «Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают» (Почаев, 1908) и пожертвована неугасимая лампада из чистого серебра, которая находилась над мощами св. мч. младенца Гавриила. В Слуцке была специальная книга, в которую записывались случаи чудесного исцеления, связанные с мощами св. младенца Гавриила (Чудесные исцеления по молитвам Святому младенцу Гавриилу // Гродненские епархиальные ведомости за 1909 г., № 31), почитание которого в Российской империи стало всенародным. В 1908 г. епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток. 11 мая 1908 г. в «Гродненских епархиальных ведомостях» напечатано «Воззвание к православным» епископа Гродненского и Брестского Михаила, в котором сообщалось, что «31 мая совершится перенесение из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери креста и мощевика, в котором вначале почивали мощи святого мученика младенца Гавриила. С 1 июня по 12 июня святые мощи будут перенесены из Жировицкого монастыря в город Белосток».
Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. В журнале «Русский инок» в 1914 г. описан один из таких дней торжественного народного величия: «В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперстный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно. На младенце мученике надета шелковая рубашечка.
20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика младенца Гавриила совершено тремя архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течение трех дней были закрыты. Ввиду огромного числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря. Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофилактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово в память Святого мученика младенца Гавриила.
Во время крестного хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу. Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников (35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.
В объединенном собрании под председательством архиепископа Антония (Храповицкого) всех православных людей, участвовавших в торжестве прославления святого мученика младенца Гавриила, постановлено повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора верноподданнические чувства любви и преданности. Всеподданнейшая телеграмма была составлена в следующих выражениях: "Ливадия, Его Императорскому Величеству. В лице ныне прославляемого Святого мученика младенца Гавриила, Белоруссия вспоминает свои вековые страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателей земли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день памяти умученного младенца умиленно просит Господа услышать мольбы многотысячного собравшегося сюда народа и сохранить помазанника Своего, Государя нашего, в здравии и долгоденствии"».
Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 г. епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила супрасльского Благовещенского монастыря в Москву и временно поместил в Покровском соборе на Красной площади, где тогда служил прот. Иоанн Восторгов (см. илл.). За праздничную службу и проповедь 20 апреля (ст. ст.) 1918 г., совершенную в день памяти св. младенца Гавриила, от жидов умученного, как за антисемитскую пропаганду о. Иоанн был в конце мая арестован большевиками и 23 августа (5 сентября) 1918 г. расстрелян недалеко от московского Братского кладбища, основанного Преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Феодоровной (вместе с ним расстреляны Ефрем, епископ Селенгинский, протоиерей Иоанн Восторгов, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А.Н. Хвостов и бывший директор департамента полиции, сенатор С.П. Белецкий).
20 октября 1919 г. экспертом VIII отдела Наркомюста Шпицбергом было начато уголовное дело «Об антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного в связи с мощами мученика Гавриила» против настоятеля Покровского собора прот. Иоанна Ковалевского, клирика собора прот. И. Кузнецова, церковных сторожей супругов Мошковых и церковного старосты купца А. Щербакова. Главными «доказательствами» являлись тропарь и кондак мч. Гавриилу, выгравированные на раке. По этому делу было арестовано всё духовенство и сторожа собора. В постановлении "Народного суда" города Москвы от 5 декабря 1919 г. записано: «Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния. Ящик с мощами так называемого мученика Гавриила сдать в судебное учреждение как вещественное по преступлению доказательство, для дальнейшего направления в соответствующее место. Этот ящик со всем содержимым сдан на хранение в Уголовный музей при Главмилиции» (Революция и Церковь, 1919, № 6/8).
Рака представляла собой ковчег ок. 70 см в длину и ширину, высотой ок. 35 см. В ней под стеклом находился написанный на сосновой доске образ св. мч. младенца Гавриила. В раке была найдена кость размером 2,5´ 3,7 см, согласно заключению экспертизы,- «правая боковая часть затылочной кости человека; можно предполагать, что она принадлежала лицу детского возраста» (И. Ш. Церковники и их агенты перед нар. рев. судом: Отзвуки дела Бейлиса: (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила») // РиЦ. 1919. № 6/8. С. 62-76). В 1920 г. рака с частицей мощей попала в Музей атеизма, размещавшийся в зданиях закрытого Страстной иконы Божией Матери. Дальнейшая судьба этой частицы мощей св. мч. Младенца Гавриила неизвестна.
Во время революции и гражданской войны св. мощи мч. младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке, который вскоре был закрыт, а мощи перенесены в атеистический музей в Минске. Во время Великой Отечественной войны, в хаосе военной неразберихи, православным жителям Минска удалось в 1942 г. святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский). В 1943 г. известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочь отца Алексия Зноско, который написал в короткое время акафист святому мученику младенцу Гавриилу. В конце июня - начале июля 1944 г. Минский архиеп. Филофей (Нерко) (Белорусской Автокефальной Церкви) поручил Смоленскому еп. Стефану (Севбо) доставить мощи св. мч. Младенца Гавриила в Гродно. Не имея возможности исполнить это поручение, еп. Стефан уговорил сделать это немецкого генерала СС. Из гродненского гестапо прот. Феодор (Валиковский) и протодиак. Филипп (Рубан) перенесли гроб с мощами в Покровский собор Гродно и поместили его в подземной части храма. См. также статью «Рожковская икона Пресвятой Богородицы (1942)»: http://expertmus.livejournal.com/39427.html
21-22 сентября 1992 г. по благословению Гродненского и Волковыского архиеп. Валентина (Мищука) (РПЦ) и Белостокского и Гданьского архиеп. Саввы (Грыцуняка) (Польская Православная Автокефальная Церковь) состоялось торжественное перенесение св. мощей мч. Гавриила крестным ходом из Гродно в Белосток (Польша) при огромном стечении народа (около 100 000 человек), где мощи и ныне почивают в кафедральном Никольском соборе. В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение Святых мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 г. ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке проводят всю ночь богослужения. В 2002 г. в деревне Зверки начато строительство женского монастыря, куда в будущем планируется перенести из Белостокского собора святые мощи младенца Гавриила. На его св. мощах и сейчас ясно видны многочисленные порезы.
Для справки: известный богослов и историк Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский († 1866) в своём труде «Жизнеописание русских святых, чтимых Православною Церковью» под 20 апреля отметил: «Жид Шутко, арендатор Зверков, приласкал к себе дитя, завел в свой дом и увез его в Белый Сток; здесь сбежавшиеся жиды мучили отрока без милосердия. Внеся его в темное место распяли и пустили из боку кровь, потом кололи его разными инструментами, пока не выпустили всей крови, а мертвое тело бросили в поле. По ране в боку и другим признакам очевидно было, что кровь выпущена из отрока изуверством жидовским. Жиды судебно изобличены в преступлении». В той же книге помещен рисунок академика живописи Ф. Солнцева, на котором изображены мучения младенца Гавриила. Младенец мученик изображен распятым на большом кресте. Крест укреплен в корыте, в которое струйками течет кровь из ран от гвоздей в руках, ногах и из исколотого тела. Все тело в кровавых пятнах, рубашка спущена до пояса, корыто поставлено на подставке. На полу лежат: молоток, клещи, два ножа; один из них с острым концом. В 2003 г. в Харькове на основе этого изображения написана икона (частное собрание).
Подробное описание мучений младенца Гавриила можно также прочитать в книге «Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве и отрочестве святых» (издана в 1913 г., переиздана Международным издательским центром православной литературы в 1994 г.). В ней рассказывается: «Евреи распяли шестилетнего православного младенца Гавриила. Он был прободен в бок, и из него по каплям выточили кровь. По поверью, ходящему между христианами и подтвержденному, к сожалению, многократными случаями, некоторые изуверские иудейские секты нуждаются для приготовления опресноков в крови невинных христианских детей. С этой целью заранее намечается жертва, обыкновенно ребенок из бедной семьи. Евреи заманивают его к себе и, держа стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтоб из жил его вытекла вся кровь. Потом, обескровленного убивают его и бросают непогребенным».
В Почаевской Успенской лавре существует ряд образцов изображения св. мч. младенца Гавриила в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Н.К. рериха 1912 г., осуществленная в материале В. А. Фроловым, на западном портале Троицкого собора – он изображен в розовой рубашке крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери (в сокращенном изводе); роспись на южной стене интерьера того же храма (выполнена в 70-х гг. XX в., возможно, по эскизам В. С. Щербакова 1912 г.); композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), - св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя. См.: http://expertmus.livejournal.com/39415.html
Образ св. мч. младенца Гавриила можно увидеть на созданной по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, иконе «Собор святых, в земле Российской просиявших» (см. илл.), письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. и нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) в группе западнорусских чудотворцев, на 1-й - в красном одеянии, на 2-й - в белом, с крестом в руке; а также на повторениях этой композиции кон. ХХ - нач. XXI в.
Канонизация Церковью св. мч. младенца Гавриила Белостокского являлась по мнению СМИ и международных правозащитных организаций одним из примеров «кровавого навета на евреев». Данное событие, наравне с другими ритуальными убийствами («дело Бейлиса» и др.), нередко подвергалось критике из-за подозрений в пропаганде антисемитизма. При этом критиками утверждается, что описания пыток и человеческих жертвоприношений противоречат многим фактическим положениям иудаизма, в частности, предписаниям Торы.
Сторонники церковной точки зрения считают, что правила Торы относятся только к самим иудеям, а все прочие люди считаются у евреев недостойными звания человека, и эти правила на них не распространяются. Также в церковной ограде полагают, что ритуальные жертвоприношения и употребление крови у иудеев основано на Книге Чисел. Пророк Валаам, призванный для проклятия еврейского народа, отказывается от этого и воздает ему, напротив, вдохновенную похвалу, употребляя несколько иносказаний. Он говорит, между прочим: «Се люди яко левичища восстанут и яко лев вознесется; не уснет, дондеже снест лов и кровь посеченных испиет (Книга Числ, гл. 23)». Кроме того, современный итальянский историк, еврей, сын Верховного раввина Ариэль Тоафф не исключает ритуальных убийств детей иудеями.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.