expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

1/14 апреля – память прп. Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца († 1404)




Тропарь прп. Евфимию, архимандриту Суздальскому, чудотворцу, глас 3:

Яко светозарная звезда, / пришел еси от востока на запад, / оставив отечество твое, Нижний Новград, / и, дошед богоспасаемаго града Суждаля, / в нем обитель сотворил еси, / и собрал еси монахов множества, / и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие, / был еси о Христе собеседник / и спостник преподобному Сергию. / С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Волнений множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. Тем и чудес дар приял еси, моли непрестанно о всех нас.

Евфимий Суздальский (1316, Нижний Новгород - 1 апреля 1404, Суздаль), сверстник и «собеседник» Преподобного Сергия Радонежского († 1392), родился в 1316 г. в Нижнем Новгороде. Принятая в литературе дата - 1316 г.- вычислена на основании летописных сообщений о его кончине зимой 1404/05 г. и утверждения Жития, что Евфимий «поживе… лет 80 и 8». Позднее нижегородское предание, отразившееся в краеведческой и церковно-исторической литературе, утверждает, что святой родился в приходе цекви св. Жен-мироносиц; в конце XIX - нач. XX в. показывали место в 7 саж. от храма, где стоял дом родителей святого. Основным источником сведений о преподобном является его Житие, сохранившееся в нескольких редакциях (краткой, пространной и 2 проложных). Наиболее ранней, по-видимому, является проложная редакция, читающаяся в Стишном прологе из библиотеки Восточного Папского института в Риме (Слав. 5. Л. 37, кон. 10-х - сер. 20-х гг. XVI в.). С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание. В Житии говорится: приходя в церковь, «люляше стояти уединяяся в темне месте, дабы с ним никто не беседовал от мирских и тленных мира сего». От настоятеля нижегородского Печерского монастыря, впоследствии архиепископа Суздальского Дионисия († 1385), Евфимий принял постриг и «начат подвизатися великим подвигом». Работал в пекарне, и такое «умиление дарова ему Бог», что не мог вкушать хлеб без слез. Видя его труды и терпение, все сравнивали его с ангелом. Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что свт. Дионисий советовал ему их уменьшить. В 1352 г. по просьбе нижегородско-суздальского князя Бориса Константиновича (занимал нижегородско-суздальский стол в 1363-1364, 1383-1388, 1391-1392) основал Спасо-Преображенский монастырь: http://expertmus.livejournal.com/45730.html

Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня и заложил себе гроб у северных церковных дверей в знак своего желания неисходно жить в этой обители. Церковь была быстро возведена и освящена в честь Преображения Господня. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. Суздальский епископ Иоанн рукоположил Евфимия сначала во диакона, затем во иерея, возвел его в сан архимандрита и благословил служить с палицей, в митре и с рипидами. Такая честь сохранялась за настоятелями Спасо-Евфимиева монастыря во все время его существования.



В монастыре был принят киновийный устав. Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к Преподобному Сергию, после бесед о духовном «благословение друг другу подавше с любовию». Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии.

Прп. Иосиф Волоцкий в послании И.И. Третьякову-Ховрину в декабре 1510 - янв. 1511 г. писал о том, что была «брань Кипреану митропалиту со игуменом сь Еуфимьяном Спасьского манастыря, что в Суздале,- не велел был звати Еуфимий Кипреяна митропалитом». Не решившись наложить на Евфимия наказание, «Кипреян митропалит бил челом великому князю Василью Дмитреевичю», который и «доспел тому делу конець на Москве по свидетельству священных правил» (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 191). Непризнание Евфимием свт. Киприана митрополитом, по-видимому, было следствием того, что между Киприаном и наставником Евфимия - свт. Дионисием Суздальским - в нач. 80-х гг. XIV в. существовало определенное соперничество и даже распря из-за границ Суздальской епархии, которая была выделена в 1347 г. из Владимирской, или митрополичьей, епархии. Лишь третий епископ Алексий начал было называться «Суздальским, и Новгородским, и Городецким», однако в 1364 г. митрополит Алексий отнял у него «епископию Новгородскую и Городецкую». После кончины митрополита Алексия епископ Дионисий Суздальский, находясь в Царьграде и пользуясь нестроениями в Русской митрополии, сумел убедить патриарха Нилу, что города Нижний Новгород и Городец находятся в пределах Суздальской епархии. В описании оригинала синодальных текстов 1382 г. и 1389 г., который не сохранился, сообщается, что Дионисий рассматривал Нижний Новгород и Городец как «часть своей епископии», что он получил документ (γραμμα) об этом от Нила и что те же права были даны Евфросину по грамоте (σιγιλλιον) Антония, в которой Евфросин был назван «архиепископом Суздальским, Нижнего Новгорода и Городца». Киприан  никак не мог смириться, что в 1382 г. патриарх Нил, в качестве привилегии Дионисию Суздальскому, присоединил к Суздальской епархии такие значительные города, как Нижний Новгород и Городец, и что преемник Дионисия Евфросин в 1389 г. получил подтверждение этой привилегии. Киприан  написал в Константинополь, что притязания Дионисия в 1382 г. были необоснованны, что Нижний Новгород и Городец никогда формально в Суздальскую епархию не входили, что управление ими было только временно поручено Дионисию святителем Алексием и что в 1382 г. патриарх Нил утвердил это решение только потому, что не было «единого, общего митрополита  русского». Соответственно, Нижний Новгород и Городец были возвращены митрополиту: http://www.youtube.com/watch?v=ics0rs6eYzA

Преставился преподобный Евфимий в 1404 г., 1 апреля, 88 лет от рождения, погребен в созданной им обители (см. видео).

Рака с мощами прп. Евфимия Суздальского в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ).

В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). 4 июля 1507 г. при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Краткая редакция Жития, видимо, была составлена в конце 10-х гг. XVI в. в связи с завершением строительства в Спасо-Евфимиевом монастыре каменного Преображенского храма, в ходе которого были обретены мощи преподобного (собор строился с 1514 до ок. 1517-1518), в ее тексте уже упоминается рака с мощами преподобного. Краткая редакция сопровождается тропарем и 2 кондаками святому. Причислен к лику святых на Соборе 1549 года.


Прп. Евфимий Суздальский.
Москва, XIX в.
18. х 14, 6.
ЦМиАР.

Согласно описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г., в Спасо-Евфимиевой обители существовало несколько одиночных (ростовых и поясных) икон святого, на которых по сторонам его фигуры помещались медальоны с изображениями Иисуса Христа и Богоматери «во облаце» (Описная книга. 1878. Прил.  С. 6, 20, 22). Одна из них, в богатом убранстве, стоявшая у раки преподобного, может быть отождествлена с поясной иконой из собрания ГВСМЗ (Суздаль и его достопамятности / Изд. Владимирской губ. УАК. М., 1912. С. 26. Ил.; см. также: Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 36-37), сохранившей древний оклад и живопись XIX в. (святой представлен с развернутым свитком; список 2-й пол. XIX в. находится в ЦМиАР). Эта необычная для преподобных иконография, вероятно, восходившая к изображениям свт. Николая Чудотворца с «Никейским чудом», отражает тесную связь их почитания, которая была воплощена и в других произведениях из Спасо-Евфимиева мон-ря, например, на запрестольных иконах Евфимиева и Никольского приделов с изображением образа Божией Матери «Знамение» на лицевой стороне и свт. Николая и Евфимия на обороте.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
#архитектура #храм
@ Музей Андрея Рублева
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Музей имени Андрея Рублева

Tags: #andreyrublevmuseum, #rublevmuseum, #Мокеев, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #архитектура, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #храм, Музей имени Андрея Рублева, лекторий, фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment