?

Log in

No account? Create an account
своды

Мытарства Святой Троицы и людские «деяния»


Qui potest caperecapiat

Искусствоведы и многие любители древнерусской иконописи хорошо знают иконы Святой Троицы с «деяниями»,  впервые упомянутыми в «деле дьяка Висковатого», где отмечено, что «деяние святыя Троица живописцы на святых иконах около святыя Троица воображают и пишут по древним образцом Греческим, и по свидетельству иже во святых отца нашего Иванна Златоустого, якоже реченно бысть в слове, глаголемом Маргарит, о создании Адамове» (Московские соборы на еретиков XVI в. // ЧОИДР, 1847. Кн. 3. С. 12, 19-20).


Святая Живоначальная Троица с деяниями.
XVI в. 1592-1593 гг.
Мастерская Матрены Годуновой.
118 х 133, 5.
Пелена поступила из Костромского музея в 1931 г.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

В правление Бориса Годунова изображения «деяний» появились и у чудотворного образа «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева, который был украшен особым киотом с затворами, как сообщалось в описи монастыря 1641 г.: «у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских (sic) дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». (ОР РГБ, ф. 173, II (Собрание Московской духовной академии, дополнительное), № 225/М 7397 (Опись Троице–Сергиева монастыря лета 7150–го сентября в 1 день). Л. 8об): http://expertmus.livejournal.com/30547.html Сам годуновский киот был разобран в 1777 г., и до настоящего времени от него уцелели лишь затворы с «деяниями» (см. илл.).



Редакции музейного блога уже приходилось обращаться к этим документальным данным в разгар полемики вокруг просьбы Святейшего Патриарха Алексия рассмотреть вопрос о временном принесении для чествования святыни из экспозиции Третьяковской галереи в родные стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Тогда, осенью 2008 г., обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвало ожесточенное противодействие определенного круга лиц, которому удалось спровоцировать на волне антиклерикализма часть наших сограждан слухами о смертельной опасности, якобы нависшей над рублевской «Троицей» в случае её вывоза на 3 дня из Москвы:
http://expertmus.livejournal.com/28331.html Но вряд ли кто из поверивших витиям мог догадаться, что под раздутый шум в то же самое время из Третьяковки были вывезены впервые за всю историю (!) 16 столь же ценных раритетов, которые оказались … в частном американском музее (Museum of Russian Icons in Clinton, Mass): http://community.livejournal.com/rublev_museum/51805.html Владелец музея Гордон Лэнктон (Gordon Lankton) даже бахвалился, что «Патриарху Третьяковка отказала, а ему дала». Была ли по Сеньке шапка сказать трудно, но разрекламированные в американской прессе «Works from renowned painter Andrey Rublev» выставлялись под хлестким брендом ‘Andrey Rublev & Baba Yaga’:-(  

И вот теперь уже не мифическая опасность для рублевской «Троицы», а самая что ни на есть реальная угроза ареста нависла над впервые (!) вывезенными из России 37 уникальными древнерусскими шедеврами из основного собрания нашего Музея имени Андрея Рублева, среди которых ценнейшая икона «Живоначальной Троицы», представленная на выставке в Америке с атрибуцией великому иконописцу прп. Андрею Рублеву (sic!): http://expertmus.livejournal.com/69889.html Самое чудовищное, что инициаторами скандального вывоза икон в США ПОСЛЕ решения американского суда по «библиотеке Шнеерсона» стали те же самые лица, которые бурно протестовали против временного принесения «Троицы» в Лавру! Нельзя также не заметить, что целый ряд СМИ, а также общественные группы, возмущавшиеся потенциальным перемещением «Живоначальной Троицы» из Третьяковки, теперь хранят гробовое молчание…

Похоже, в наши дни иконографию «Троицы» стремятся пополнить новыми «деяниями»:-) 17 марта 2011 г. Гордон Лэнктон, владелец частного музея,  где 23 октября 2010 г. открылась выставка «Treasures from Moscow: Icons from the Andrey Rublev Museum», заявил американской прессе, что узнал о приказе министра культуры России, «не указавшего никаких весомых причин», срочно вернуть русские иконы, за которыми в четверг, 17 марта, прилетела куратор музея: http://community.livejournal.com/rublev_museum/71393.html  Он также уточнил, что приказ вернуть иконы пришел поздним вечером 16 марта, и уже из Нью-Йорка вызваны специалисты по транспортировке ценностей: http://community.livejournal.com/rublev_museum/71803.html Правда, в другом интервью в тот же день Лэнктон признался, что требование вернуть иконы в Россию поступило в его музей еще 14 марта по телефону: http://community.livejournal.com/rublev_museum/70864.html


UPD. Сенсационные подробности сделки с Лэнктоном (из России вывозятся 11 икон в обмен на коллекцию Музея имени Андрея Рублева!): http://community.livejournal.com/rublev_museum/92171.html

Более того, в приказе из России было требование вернуть иконы 17 марта,  однако, по утверждению Лэнктона, ящики для транспортировки должны пребывать в музейном климате не менее суток, поэтому он вернёт иконы в Россию «возможно завтра». Владелец музея добавил, что 16 марта ему звонил директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов: http://community.livejournal.com/rublev_museum/71136.html В связи с этим обращает внимание, что в разосланном Лэнктоном пресс-релизе в качестве единственной причины внезапного отзыва русских икон было сразу же названо решение американского суда от 30.07.2010 г. по делу о «библиотеке Шнеерсона», из-за которой правительства США и России ведут, по его словам, «кровную вражду»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/74795.html

Нужно также отметить, что 17 марта состоялся брифинг в Москве, где прозвучало официальное заявление МИД России, что «" Хабад" инициировал исполнительное производство на территории США, добиваясь в качестве обеспечительной меры арест российских культурных ценностей»: http://expertmus.livejournal.com/69839.html  На следующий день, 18 марта, музей Лэнктона оповестил, что «неназванный представитель Правительства России» вступил в переговоры с обеими сторонами, а пока демонтаж выставки «Treasures from Moscow» будет отложен до утра следующего дня, 19 марта: http://community.livejournal.com/rublev_museum/74419.html Однако 19 марта ни демонтажа, ни упаковки икон не произошло, а министр культуры РФ Александр Авдеев в тот же день был вынужден признать в интервью РИА Новости, что его министерство не давало разрешение на вывоз икон в США, поскольку, по его словам, «у нас музеи обладают автономией принимать решения о выставках как в России, так и за рубежом»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/73479.html

Лишь поздним вечером 21 марта 2011 г. появились первые сообщения о прошедших в Клинтоне переговорах, в ходе которых российская сторона представила Гордону Лэнктону, владельцу частного музея (Museum of Russian Icons in Clinton, Mass), обращение о досрочном возврате русских икон из собрания Музея имени Андрея Рублева, на что американская сторона ответила письменным запросом о причинах пересмотра решения по выставке: http://community.livejournal.com/rublev_museum/81642.html В тот же день в публикациях американской прессы впервые прозвучала со ссылкой на куратора музея в Клинтоне новость об участии в переговорах Госдепа США, точнее, о его решении не отправлять выставку икон обратно в Россию, пока не будет получен официальный письменный приказ министра культуры РФ Александра Авдеева, который «позвонил на прошлой неделе Лэнктону по поводу внезапного возврата выставки», как выразился куратор. Кроме того, он добавил, что российские официальные лица были весьма удивлены количеством публикаций, вызванных известием о демонтаже выставки: http://community.livejournal.com/rublev_museum/84179.html

Как удалось выяснить, в переговорах 21 марта с американской стороны приняли участие 2 адвоката владельца частного музея (Richard Dearborn and Patricia Gates), но вопреки заявлениям Лэнктона для прессы не было никаких американских дипломатических лиц, на что и указал в своём репортаже Заведующий бюро ИТАР-ТАСС в Вашингтоне Андрей Шитов. Неназванный представитель Госдепа США, решение которого владелец музея огласил в своём пресс-релизе от 21 марта 2011 г., на переговорах отсутствовал, но, как объяснил на расспросы журналистов Лэнктон, он был с ним на связи «по телефону». С нашей стороны переговоры вёл официальный представитель Посольства России в Вашингтоне (The Embassy of the Russian Federation in Washington D.C.) Сергей Чумарев, которого Лэнктон ошибочно назвал сотрудником Генерального Консульства. В своём интервью для американской прессы владелец частного музея в Клинтоне поведал, что Сергей Чумарев будто бы был «взбешен» и «покинул переговоры в бешенстве» из-за категорического отказа Лэнктона закрыть выставку икон в указанные сроки и его встречных требований о предоставлении письменных юридических справок. Это уже не первый выпад владельца американского музея в адрес высокопоставленных лиц России. Достаточно вспомнить весьма странную реакцию Лэнктона на сам отзыв Минкультом РФ коллекции нашего Музея из США - «срочный вывоз икон может быть связан с вендеттой между двумя людьми в российском правительстве, один из которых оказался более настойчив»: http://expertmus.livejournal.com/70500.html Как сообщил Лэнктон, ему якобы пригрозили «забыть о будущих выставках из России», если он немедленно не отдаст иконы: http://community.livejournal.com/rublev_museum/90127.html

21 марта спецпредставитель президента по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сделал официальное заявление, что российская выставка в США находится под угрозой: http://community.livejournal.com/rublev_museum/76262.html 22 марта 2011 г. Лэнктон вновь заявил прессе, что причиной требований русских о срочном возврате икон стал российско-американский конфликт из-за «библиотеки Шнеерсона»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/80890.html На следующий день, 23 марта,  владелец американского музея сделал новое публичное заявление, что «его музей вывешивает белый флаг», пояснив, что после получения в среду утром, 23 марта, письма замминистра культуры Андрея Бусыгина он направил ему ответ о своём согласии после недели переговоров вернуть иконы России: http://community.livejournal.com/rublev_museum/90770.html В тот же день, 23 марта, корреспонденту ИТАР- ТАСС подтвердили в Посольстве России в США, что у них имеется копия рукописного письма Лэнктона об этом, адресованного замминистра Андрею Бусыгину: http://community.livejournal.com/rublev_museum/85207.html Однако, когда наш корреспондент смог дозвониться до Лэнктона в Клинтон, тот ему без тени смущения заявил, что направлял такое письмо, но было это, по его словам, еще «неделю-другую назад» (?!), а на уточнение, отдаст ли он иконы, если за ними теперь опять приедут представители российской стороны, сказал: «Мы с ними сейчас об этом не говорим»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/85685.html

В России приняли к сведению эту информацию американской стороны, но специалисты заявляют, что поверят в возвращение музейных ценностей только тогда, когда они окажутся на нашей территории: http://community.livejournal.com/rublev_museum/89151.html Между тем, грандиозный международный скандал с вывозом администрацией Г.В. Попова уникальных икон в Америку, где они оказались под угрозой ареста, встречает всё более резкие оценки у российских журналистов : http://expertmus.livejournal.com/66093.html По мнению издания «Сегодня.Ру», это скандал спровоцировали «глупость и недальновидность директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадия Попова»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/75353.html Немудрено, что эта администрация категорически отказывает прессе в комментариях, «как можно было, зная о ситуации с хасидами, так рисковать и послать иконы в Америку»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/89436.html  Ну а страницы американской прессы уже вовсю пестрят карикатурами: http://community.livejournal.com/rublev_museum/88025.html

Забавно, что кое-кто спешно попытался заронить сомнение в достоверности публикаций нашего музейного сайта, применив аргументацию ad hominem и даже выдвинув свои варианты перевода заявления Лэнктона, которое оказалось блефом. Можно подумать, что эти доморощенные "лингвисты" давно знали о вывозе русских икон в США после судебного решения по "делу Шнеерсона":-) Не обошлось и без явной лжи, что данный блог якобы ведется «анонимно», как и блог оппонентов директора Третьяковки Лебедевой?! Увы, наши супротивники при всей многомиллионной аудитории ЖЖ сели в лужу, стремясь, как говорят французы, faire passer ses désirs pour des réalités.

К сведению СМИ: все контакты редакции музейного сайта (адрес и телефон) вполне доступны, равно как и фамилии её сотрудников (и даже справки об их зарплате), которые не раз пытались привлечь внимание к многострадальной судьбе Музея. См.: Открытое письмо В.В. Путину по факту РАЗРУШЕНИЯ Г.В. Поповым Музея им. Андрея Рублева

 

Comments

Да Левон Нерсесян - это «шестёрка» и попросту клинический тип, как ему вынес свой вердикт Савва Ямщиков: http://expertmus.livejournal.com/31738.html
Куда опасней те, кто все эти годы наводнял такими одиозными нерсесянами российские музеи, библиотеки, архивы, институты, где они теперь паразитируют на нашем наследии, перелицовывая всю историю и культуру.