?

Log in

No account? Create an account
вход

КРАЖИ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Расплясались, разгулялись бесы 
По России вдоль и поперек... (Максимилиан Волошин)

На днях новый гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова вкупе с ушедшей в президенты ВСМЗ Алисой Аксёновой разразилась гневной филиппикой в связи с принятием 19 ноября с.г. Госдумой РФ в третьем чтении Закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, который вчера единогласно одобрил Совет Федерации. Больше всего досталось в этом скандальном послании , опубликованном «Комсомолкой», председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, прот. Всеволоду Чаплину, якобы сформулировавшему, как выразились Мельникова с Аксёновой, «своё истинное отношение к хранителям» в интервью «Российской газете» от 18 ноября 2010 г., где было отмечено, что «музейных боссов» преследует «…страх перед раскрытием того, что на самом деле творится в некоторых музеях»: «Все ведь наслышаны и о массовой пропаже культурных ценностей, и о некорректном использовании государственной собственности, в том числе в коммерческих целях». Точно такое же мнение высказал 20 ноября 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Литургии в Свято-Никольском Морском соборе Кронштадта, подчеркнув, что «потоки лжи в прессе, возбуждение низменных  страстей - все это имело место точно так же, как тогда, когда закрывались храмы и разрушались святыни. Это означает, что враг рода человеческого не оставляет надежды стереть из памяти людей священные символы и великие ценности». Обхаивать Патриарха на этот раз взялся всё тот же пустобрёх Шариков с новой фамилией Нерсесян (лжеюзер _corso_), который насобачился в клевете на Предстоятелей нашей Церкви. Попутно досталось от «музейных боссов» и их шавок журналистам, выдавшим «разом один и тот же «негатив», написанный словно «под копирку», как считают Мельникова с Аксёновой, «ради поднятия градуса общественного возмущения»: «Газетчикам и телевизионщикам нипочём оказались ни совесть, ни кодекс о профессиональной этике, во главе которого стоит Его Величество Факт!». Конспирологам-культурологам, оказывается, стало понятно, «откуда растут ноги статей, передач, подобных «Специальному корреспонденту» с Марией Ситтель: «Искусство на вынос?». Речь идет о нашумевшей передаче на канале «Россия 1», вышедшей в эфир 14 ноября 2010 г., где был показан сенсационный репортаж Бориса Соболева о разворовывании предметов искусства в музеях России (см. видео) в связи с обнародованием 7 сентября с.г. Минкультом РФ страшной цифры пропажи почти четверти миллиона музейных экспонатов!


Любопытно, что одновременно с администрацией ВСМЗ в газете «Культура» 18 ноября 2010 г. выступила пресс-секретарь комитета Госдумы по культуре Мария Токмашева, которая также недовольна этой программой «Специальный корреспондент», чьей целью, по ее мнению, была «медийная подготовка общества к передаче религиозного имущества» и решение «просто попугать наивную публику»:-) Вот так, ни больше ни меньше! Думской секретарше, оказывается, даже невдомёк из-за чего весь сыр-бор, коли «не найдено», как она изячно выражается, всего лишь «2 - 3 процента от количества предметов, хранящихся в наших музеях», да и то «в эти ПРЕСЛОВУТЫЕ 242 тыс. экспонатов входят и десятки тысяч утерянных во время войны, и тысячи, изъятые по прямым указаниям советских вождей для подарков именитым гостям, а то и для прямой продажи за рубеж»… Действительно, подумаешь, одной музейной ценностью больше, одной меньше, какая разница, Россия ведь настолько богата, что воруй – не разворуешь:-)

Встав на тропу войны, новое руководство ВСМЗ призвало «в сложившейся ситуации» российское музейное сообщество «на нелепые, злобные, насквозь фальшивые обвинения в воровстве и жульничестве» ответить публикацией конкретных фактов. Ну что же, коллеги, вы хотели фактов, извольте! Только и от вас потребуется мужество взглянуть правде в глаза, хотя бы на ФАКТ незаконного строительства директором Музея имени Андрея Рублева Геннадием Поповым в заповедных стенах Спасо-Андроникова монастыря (особо ценного объекта культурного наследия!) коммерческого ресторана прямо на прахе и костях наших предков: http://expertmus.livejournal.com/58284.html

Выход телепередачи о кражах в музеях стал таким же чудом, как и выпуск Вести+, если вспомнить, что наш замечательный реставратор Савва Ямщиков сумел напечатать лишь у Проханова свою разгромную статью «РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ» (взгляд музейного работника на «эрмитажные страдания») о мафиозной связке Швыдкой-Пиотровский, признавшись, что «попытки опубликовать данный материал в так называемых демократических СМИ оказались тщетными, а ответы редакторов стереотипными: “Боимся гнева хозяев”». Еще года два назад читателям нашего блога была обещана подробная статья о музейных кражах икон, кроме того, на сайте можно было найти кое-какие сведения за 1913-2007 гг. о покушениях на шедевры в музеях.

Итак, громкие кражи уникальных экспонатов только за последние годы в России:
http://community.livejournal.com/rublev_museum/24371.html
Это далеко не полный мартиролог нашего наследия!

А замминистра культуры Андрей Бусыгин в интервью той же Марии Токмашевой 18 февраля с.г. пытается уверить нас с вами, что пропадает «в основном научно-вспомогательный фонд»: «речь идет о дубликатах, книгах, вырезках из газет, фотографиях, негативах, плакатах, чучелах животных...»:-) Именно благодаря резонансу вокруг кражи из Эрмитажа президент Путин дал поручение провести тотальную инвентаризацию музейных фондов, которая была поручена в 2006 г. нынешнему Президенту Д.А. Медведеву: http://expertmus.livejournal.com/55210.html Увы, ни сигналы Счетной палаты (Администрация ЦМиАР устроила торг в ХРАМЕ), ни газетные разоблачения эрмитажных дельцов (http://community.livejournal.com/rublev_museum/24127.html) такого эффекта, как кража, не возымели. Так что «пожар способствовал ей много к украшению»:-( Столь масштабная проверка музеев проходит впервые в нашей стране, а предыдущая проводилась в СССР с 1976 по 1988 год (12 лет!). Поэтому не могут не удивлять попытки российской номенклатуры списать пропажи на «годы войны, советских боссов и Лубянку». Может быть, у кого-то и коротка память, а эксперты знают, что еще в годы войны советское правительство создало госкомиссию, куда входил Петр Дмитриевич Барановский, для точного учёта всего ущерба. Разумеется, тогда никому и в голову не приходило числить на хранении погибшие экспонаты, а нынешние чичиковы опять манипулируют «мертвыми душами» и пытаются скостить цифру в четверть миллиона за счет «3 тысяч предметов, утраченных в годы Великой отечественной войны», по словам замруководителя Росохранкультуры Виктора Петракова.

Более того, участница передачи «Искусство на вынос?» исполнительный директор Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Галина Андреева договорилась до того, что за приводимыми цифрами, как она уверяет, «стоят не только и не столько «пропажи», а урон, нанесенный музейному фонду - распродажами 1920-х и 1930-х годов, различными изъятиями, военными потерями»?! И после этого Галина Андреева, «специалист с более чем тридцатилетним опытом музейной работы», как она себя позиционирует, бросает демагогические упрёки в манипулировании с информацией:-) Видно, знает о чём говорит, раз она сама в борьбе против возврата церковного имущества приводит ложные данные,
будто «в Германии большая часть движимого и недвижимого имущества церкви — собственность государства» (Материалы предоставлены в Комитет по культуре ГосДумы в рамках заседания Комитета от 21 сентября 2010 г.). На самом деле после Второй Мировой войны было возвращено все конфискованное имущество католической и протестантской церк­вей, включая и произведения церковного искусства:http://expertmus.livejournal.com/59586.html В тех же думских документах Галина Андреева пытается утверждать, что "в православном храме имеется система развитого иконостаса (от трех до девяти и даже более рядов!)", это ли не вздор?! И вот такие горе-«спецы» представляют Россию на различных мировых конференциях по межрелигиозному и межцивилизационному диалогу:-) Ну какой разумный человек в трезвом уме и доброй памяти может после всего этого верить им на слово?! У чиновников даже расхождения в оценках объемов российского музейного фонда весьма значительны: Михаил Швыдкой в бытность руководителем ФАКК Роскультуры называл цифру в 50 млн. ед.хр., замруководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков говорит уже о 100 млн., замминистра культуры Андрей Бусыгин озвучил общее количество музейных предметов в 72,7 млн. единиц, а замруководителя Росохранкультуры Виктор Петраков в октябре 2008 г. указал 83 млн. проверенных комиссией предметов…

Как правильно заметил в своём репортаже Борис Соболев, у нас в России подобные вещи даже не берутся в расчет. Никто не уволит с работы искусствоведа, давшего неправильное заключение – осознанно или нет, никто не лишит его профессорского звания и не привлечет к уголовной ответственности. Напротив, Тамара Шумная, директриса Музея современной истории (б. Музей Революции), где пропали рукописи императорских указов Николая Первого, телеграмм Николая Второго (всего отсутствуют 15 тысяч 554 предмета!), вовсе не на пенсии, а пошла на повышение. Теперь ее должность называется президент, президент музея. Точно также как и Александр Шкурко из ГИМа, и Михаил Пиотровский из ГЭ, при которых были крупнейшие кражи из музеев, где они директорствовали! Куда там, Пиотровский даже кичится а ля Чубайс: «Не дождетесь, чтоб я ушел в отставку!». Кто б сомневался, Михал Борисович, в отставку-то подают люди с совестью, а где она у вас, Швыдкого, Попова, которого вы всячески покрываете у себя в совете музеев, и вам подобных, чье имя легион?

Comments

Чего-то я не понимаю с музеями

Согласно российскому законодательству на любом предприятии раз в год должна проводиться инвентаризация. На музеи это не распространяется?

На бумаге прописано одно, а на деле другое!

Вы абсолютно правы в такой постановке вопроса. На бумаге прописано одно, а на деле другое! До последнего времени действовала "ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР", утвержденная Приказом Министерства культуры СССР N 290 от 17.07.1985 г., действие которой подтверждено приказом Минкультуры РФ от 16 марта 1992 г. № 115, и Инструкция "О порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях и культурно-просветительных организациях СССР" от 18 сентября 1975 года № 29-166. А толку-то что, если в нашем Музее имени Андрея Рублева творится с ведома Министерства культуры РФ такая вакханалия! См. Сохранность музейных предметов в ЦМиАР под угрозой: http://expertmus.livejournal.com/4892.html
Выдержки из указанных документов:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
Общие положения:
81. Государственный учет музейных фондов представляет собой определение и регистрацию музейных собраний, являющихся общенародным достоянием.
Музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования.
Все памятники истории и культуры (вещественные, объекты природы, произведения всех видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятники письменности и др.), хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат.
82. Государственный учет музейных фондов предусматривает две стадии:
а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, имеющую целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений);
б) инвентаризацию, т. е. научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр. составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь).
Переучет музейных ценностей и порядок учета и хранения учетных документов
124. Музеи ОБЯЗАНЫ СИСТЕМАТИЧЕСКИ проводить переучет музейных собраний, т. е. проверку наличия и состояния сохранности предметов, сверку их с книгами поступлений, инвентарями, актами и другой учетной документацией.
Музеи с небольшим (до 3000 предметов) собранием музейных ценностей ЕЖЕГОДНО проводят проверку всего наличия предметов. Музеи, обладающие более крупными собраниями, ЕЖЕГОДНО проводят проверку наличия части музейного собрания (например, по отделам), в соответствии с утвержденным директором музея планом переучета всех музейных ценностей.
В плане проверки наличия предметов должны быть предусмотрены очередность и точные сроки начала и окончания переучета, музейных ценностей по каждой коллекции музея.
Окончательные итоги проверки коллекции фиксируются в сводном акте, подписанном директором и главным хранителем (зав. фондами) (приложение № 15).
125. Переучет должен производиться комиссией в составе не менее трех человек, назначаемой приказом директора с непременным участием хранителя данной коллекции. Результаты переучета должны фиксироваться в специальных актах, утверждаемых директором. В том случае, если в результате проверки обнаружена недостача музейных ценностей, указанный акт направляется в вышестоящую организацию согласно подчиненности, с приложением всей необходимой документации и объяснительной записки директора музея о причинах утрат и принятых мерах».
Господи, оторопь берет. Прошла по Вашим ссылкам. Их же сажать всех нужно. Я думала, только в науке такой беспредел творится. Оказалось, наши музеи ничуть не в лучшем состоянии. И что удивительно, ваш Попов до сих пор на своем месте. До чего же жалко нашу страну.

До чего же жалко нашу страну

+

Уважаемый expertmus!

Редактор отдела культуры газеты "Завтра" Андрей Фефелов хочет связаться с Вами. Вот его адрес: zavkult@yandex.ru. Он ждет Вашего письма. Спасибо.

Re: Уважаемый expertmus!

Уважаемая Наталия,
всегда рады конкретным предложениям о сотрудничестве. Все подробности лучше обсудить в личке:-)
С благодарностью за Ваше приглашение!

(Anonymous)

кража музеев

9 Музеев Петербурга имеют очень неплохой ежегодный доход с гидов-экскурсоводов, проводящих экскурсии в музеях на иностранных языках. Сами музеи не имеют сотрудников, способных выполнить эту работу. Вместо того чтобы платить этим гидам за работу с многочисленными туристами, музеи придумали систему лицензирования сторонних гидов, объясняя это тем , что гиды делают деньги на музеях. Закон нарушается открыто, но никто это признать не хочет. Эрмитаж берет с начинающего гида 25000 рублей за т.наз. лицензию, а потом каждый год по 3000 рублей с каждого гида за ее продление на год. В Питере - 2000 гидов. Умножим на 3000 рублей .
6 000 000 РУБЛЕЙ ПОЛУЧАЕТ ЭРМИТАЖ ЕЖЕГОДНО ТОЛЬКО ЗА ШТАМП В БУМАЖКЕ О ПРОДЛЕНИИ. чУДОВИЩНО!!!!

(Anonymous)

кражи в музеях

Наша басня о том, как в одной очень культурной столице поссорились гиды с музеями. Однажды музеи решили, что гиды пришлые денег должны платить музеям за то, что им позволено работать в них. Думали, думали, что придумать, как заставить платить этих гидов, и придумали. « А выдадим - ка мы им бумажку со штампиком, стоимостью в 25000 рублей, да каждый год за новый штампик денег брать будем, по 3000 рублей!»- заявил один важный музей,- вот денег-то заработаем; 2000 гидов да по 3000 рублей! Аж 6 000 000 рублей, а то и больше в год!». «Да-а, вы большой и важный, ваша бумажка -дорогая»,- залепетали музеи,-«наши будут дешевле - от 800 до 2300 рублей с гида за бумажку, нам таких денег не заработать».
И потянулись, бедные гиды, за бумажками в музей, и платили огромные деньги, да никак понять не могли, что за бумажки такие, за что платить то нужно? Ведь работали без них столько лет. Тогда один седовласый гид подумал подумал и сказал: «Надо у юристов спросить». Юристы в один голос заявляли, что незаконно, что придумано ловко и что лукавят музеи. Тогда наши гиды, собравшись с мыслями, потребовали объяснений у музеев. А музеи то им ответили: «Мы с гидами отношений не имели, не имеем и не будем иметь никогда. С гидов мы денег не берем, а берем - то мы деньги у турфирм, которые посылают к нам своих гидов на учебу. Гидов надо постоянно учить, т.к. они, окаянные, не знают, где в музеях вход, где выход! Вот и бумажку за это и даем» И придумали музеи клин в турфирму забивать, а те в гидов, КАК В ДРУГОЙ БАСНЕ!
«Забивали в стену клин сильными ударами, и стена, расступясь, крикнула: "Зачем терзаешь ты меня, ведь я тебе ничего дурного не сделала!" А клин в ответ: "Не я виноват, а тот, кто так бьет по мне сзади".
Так и с гидами. Немногие фирмы решились на эти удары. Отступили. Но оказались же такие, посредниками стали и брали с гидов еще по 200 рублей за то, чтобы гидовские деньги за бумажки доставить в музеи.

И получилось, что один с сошкой, а семеро вокруг с ложками. Только бумажка-то именная, на гида выданная. А у фирм и гидов то нет. Кто кого куда посылает? Кто за что платит. Никто не выдает гидам никаких финансовых бумажек. Никто ничего понять уже не может. Но музеи требуют от турфирм, чтобы у гидов была бумажка. Фирмы требуют, чтобы гиды бумажку с новым штампиком оплатили. Известный страх остаться не у дел толкает несчастных к посреднику. «Возьми, о посредник, деньги у меня, а то я останусь без работы». «Нельзя, чтоб страх повелевал уму; Иначе мы отходим от свершений»,- писал великий Данте.
Но, Данте - умер, страх - повелевает, как быть? Тогда некоторые седовласые гиды пошли в УФАС. И умный УФАС им сказал, что бумажки незаконные им дают. Но музеям об этом УФАС не сказал. Тогда гиды пошли в городской суд и выиграли его. Но музеи это те, что в стену клин забивали, да что правила такие вот пишут:
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ГИДАМИ – ПЕРЕВОДЧИКАМИ:
В Музей не допускаются гиды-переводчики:
а) с оружием;
б) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также каким-либо образом нарушающие общественный порядок;
в) с чемоданами, дорожными сумками, рюкзаками, лыжами, велосипедами.
г) с мороженым, продуктами питания в открытом виде (без упаковки) и/или напитками.
Да, видно , насмотрелись, бедные музеи , как летом гид с лыжами на ногах и рюкзаком за плечами, кружащийся в танце и поющий песни, одновременно стреляя из оружия для фольклора, проводил нараспев экскурсию на иностранном языке? Странно... Кстати, не уточняется, какое оружие - холодное, огнестрельное, ядерное? насчет животных вполне резонно - гидессы обычно ходят с мопсами наперевес.
Такая вот странная басня вышла, просто анекдот какой-то. Да и не басня это совсем. За границей кому рассказать – не поверят, у них XXI век, а на дворе нашей культурной столицы все бояре-феодалы править хотят. Как же объяснить им, что пустили их во дворцы царские не править, а сохранять достояние национальное. И что гиды-переводчики, которые каждый год миллионы иностранных туристов обслуживают, это достояние славят по всему миру, и хотят жить в веке XXI и в демократической стране?

(Anonymous)

У всех руководителей высшего разряда, олигархов и просто очень богатых людей принято чтобы на стенах висели раритетные картины выдающихся художников в зависимости от моды, у кого голландцы, у кого испанцы или французы, у некоторых наши. Подделок и копии они естественно не признают, если проверить музеи нашей страны, наверно больше половины известнейших картин будут именно копиями, а оригиналы висят у нынешних "господ", а что еще взять с этого клептократического государства (Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству, в нашем случае целенаправленного, для своего личного обогащения. И эти нувориши теперь любуются в своих наворованных дворцах наворованными картинами, испытывая удовольствие, что они являются единственными обладателями и ценителями искусства, в отличие от меценатов 19-20 веков, многие из которых отдавали картины безвозмездно музеям, а наши наоборот тащат из музеев к себе...таков нынешний культурный и социальный уровень этих маргиналов...
..Как правильно заметил в своём репортаже Борис Соболев, у нас в России подобные вещи даже не берутся в расчет. Никто не уволит с работы искусствоведа, давшего неправильное заключение – осознанно или нет, никто не лишит его профессорского звания и не привлечет к уголовной ответственности. Напротив, Тамара Шумная, директриса Музея современной истории (б. Музей Революции), где пропали рукописи императорских указов Николая Первого, телеграмм Николая Второго (всего отсутствуют 15 тысяч 554 предмета!), вовсе не на пенсии, а пошла на повышение. Теперь ее должность называется президент, президент музея....
Еще как уволят искусствоведа! Только давшего правильное заключение.Вы даже не знаете что там твориться! Музей современной истории России - это русский Сайлент хилл!!!
http://www.mosjour.ru/index.php?id=670&searched=%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1/
http://epishin-art.blogspot.ru/2011/12/blog-post.html
http://epishin-art.blogspot.ru/2012/02/blog-post.html
http://epishin-art.blogspot.ru/2012/03/3.html