expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Церковь и музеи, или что он Гекубе, что она ему?



Год назад, 23 сентября 2009 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял решение о том, что иконы из коллекции Национального церковного историко-археологического музея Болгарии не будут более покидать его стены для участия в международных выставках. В последний раз некоторые из экспонатов музея, которые еще ни разу не вывозились за рубеж, участвовали в сентябре-ноябре 2009 г. в московской выставке «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. Из музеев и частных собраний Болгарии» в рамках Года Болгарии в России. Монастыри и церкви в Болгарии никогда не закрывали. Поэтому церковные ценности попадали в музеи по доброй воле дарителей, а еще из т.н. спецфонда – во время Первой мировой войны в его хранилища вывозили ценности с оккупированных болгарских территорий. В экспозицию вошли около 57 редких икон XIV-XIX вв. и плащаница начала XV в. из Бачковского монастыря, совершенно незнакомая специалистам вне Болгарии и всего раз представленная публике в Национальном историческом музее впервые после реставрации, в процессе которой были сделано уникальное для Балкан открытие: под подкладкой были обнаружены подшитые к ткани фрагменты 3 греческих рукописей. Хорошая сохранность фрагментов позволила исследователям прочитать тексты, которые оказались отрывками аскетического и дидактического содержания, датируемые второй половиной XIV в., а также выдержками из тропарей, составленных в начале XV в.

Самая ранняя из икон - Христос Пантократор (XIII в.) из Несебра - сочетает в себе элементы как палеологовского стиля, так и стиля, характерного уже для последующей эпохе Комнинов, и по своей монументальности близка распространенным изображениям Пантократора в куполах византийских храмов. «У нас есть одна из лучших икон византийского мира. Иконография уникальная - это двухсторонняя икона. С одной стороны святой Георгий, с другой его родители - Геронтий и Полихрония», - рассказала куратор и автор выставки, старший научный сотрудник Национального исторического музея Болгарии(София) доктор Ралица Русева (см. видео). Эта двусторонняя икона конца XIII в. с поновлениями высокого уровня XVI-XVII вв., причем изображения родителей одного из самых почитаемых православными христианами великомученика крайне редко встречается в иконографии, а их совместное изображение с сыном является единственным из известных. Авторство большинства икон не установлено, хотя есть и исключения. Например, «Святая Троица» была написана на 200 лет позже «Троицы» прп. Андрея Рублева мастером Недялко из Ловича в самом конце XVI в.


В состав выставки были включены два оригинальных произведения XIX в. – т.н. «Иерусалимии», которые создавались по заказу болгар, совершивших паломничества на Святую землю, и играли роль своеобразных  свидетельств о проделанном пути. Подобные «Иерусалимии» хранились не в церквях, а в домах паломников и часто служили домашним иконостасом, поэтому в музейных коллекциях «Иерусалимий» практически нет. Специально в Москву была привезена «Иерусалимия» 1873 г., которая происходит из с. Ореше близ гор. Видин и отличается несколько упрощенной программой, но при этом имеет любопытную деталь (см. илл.). Под фигурой спящего пророка Варуха, увидевшего, согласно библейским апокрифам, сон о восстановлении Иерусалима, стилизованно изображен город в виде трех красных домов в окружении красной стены, и стоит подпись «о построении России», хотя должно быть «о построении Иерусалима». Как подчеркнула Ралица Русева, «это библейский сюжет, в котором сказано, что пророк Варух проспал под смоковницей разрушение Иерусалима и построение Иерусалима. Но здесь написано не ''построение Иерусалима’’, а ‘’построение России’’. Мое объяснение связано с настроениями 19 века. Есть идея, что Москва – Третий Рим. И она освободит балканские страны от турецкого рабства».


Между тем, в самой России православные святыни из государственных музеев продолжают активно вывозить на коммерческие выставки за границу, в т.ч. даже чудотворные иконы, как «Максимовская» икона Богоматери (XIII в.), о которой еще В.Н. Лазарев заметил, что «Богоматерь Максимовская» (см. илл.) находится «в очень плохом состоянии сохранности», к тому же «грубо реставрированная»: http://expertmus.livejournal.com/52864.html Недаром этот почитаемый образ был запрещен к вывозу за границу вплоть до последнего времени, пока он не приглянулся устроителям выставки «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времён до эпохи Петра Первого» («Sainte Russie - Lart en Russie des origins à Pierre le Grand»), которая с 5 марта по 24 мая с.г. прошла в Лувре в рамках Года России во Франции. В огромном выставочном зале Наполеона площадью более 1000 кв.м экспонировалось более 350 бесценных раритетов, предоставленных 24 крупнейшими российскими музеями, архивами и библиотеками.



На выставке в Лувре оказались даже 6 белокаменных резных деталей, некогда украшавших Успенский и Рождественский соборы во Владимире и церковь Покрова на Нерли, весом от 46 до 430 кг (см. илл.). Как заявила в ходе подготовки этого мероприятия директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова, «придется доставить в Париж два блока Успенского собора – с львиными мордами, ну и, конечно, икону Божией Матери кисти Рублева». В «довесок» к «Владимирской иконе Богоматери»» кисти Андрея Рублёва (как сказано в каталоге) из ВСМЗ в Париж был вывезен даже золотой оклад на чудотворную икону «
Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева.  


Характерно, что беспрецедентный вывоз за границу столь значительного числа бесценных икон не вызвал абсолютно никакой реакции со стороны тех буйных витий, которые будоражили общественность своими кликушествами о неминуемой гибели рублевской «Троицы» в случае временного переезда из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру или «Торопецкой иконы» в подмосковный храм: http://expertmus.livejournal.com/45730.html

Более того, никто до сих пор так и не поинтересовался, какова сохранность древнейших памятников древнерусской живописи после возвращения из парижского турне, а ведь многие из православных святынь теперь проходят вынужденный период «реабилитации» и даже не возвращены на свои прежние места в музейных экспозициях, как, например, знаменитая новгородская икона «Св. вмч. Георгий Победоносец» из Русского музея:


Св. вмч. Георгий Победоносец.
Новгород.
Начало XIV в.
89 × 63.
Государственный Русский музей. Инв. 2118.
Из собрания М.П. Погодина.

Так почему же в Болгарии Церковь заняла решительную позицию в отношении эксплуатации своих святынь на зарубежных коммерческих выставках, а у нас в России православный народ, как всегда «безмолвствует»?! На 17 ноября 2010 г. намечено слушание уже во втором чтении многострадального Закона о возвращении церковного имущества, и записные критики этого законопроекта вовсю стараются как можно больше «обременить» религиозные организации всякого рода обязательствами при  передаче, но отчего же сама Церковь не настаивает, чтобы в новый Закон вошло непременное требование к тем организациям (музеи и др.), в пользовании которых пока находятся наши святыни, о категорическом запрещении их коммерческой эксплуатации, в т.ч. и вывоз за границу без ведома верующих. Или Святая Русь осталась в прошлом и ни о каком церковном возрождении и речи быть не может, а нам осталось довольствоваться ролью статистов в некоей исторической реконструкции?! Как с той же Византией, канувшей, сродни Атлантиде, в Лету, обломки которой периодически всплывают на международных выставках, как «Byzantium at the Royal Academy» (см. видео)…


 

Tags: "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, расследование, святыня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments