expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

На Казанскую: Иван Грозный о «Троице» Андрея Рублева

Cегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, чудесно обретенной 8 июля 1579 г. в правление св. блгв. царя Ивана IV Васильевича и прославленной трудами сщмч. Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, уместно обратиться к одному из царских посланий, не утративших свою злободневность и в наши дни, судя по провокации против русского иночества, запущенной на украинском сайте «The Moscow Post». Известно, что царь Иван Грозный был большим ревнителем православной иконописи, и на одной из древнерусских миниатюр XVI в. он изображен припадающим вместе с двумя сыновьями к чудотворному образу (см. илл.), сказание о явлении и чудесах которого ему было доставлено из Казани: http://expertmus.livejournal.com/35722.html



Присущее царю иконопочитание нашло своё отражение и в его посланиях, в одном из которых есть косвенное упоминание о чудотворной иконе «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, которое укрылось от внимания исследователей. Не будет лишним напомнить, что в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря руководству страны была адресована просьба почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви о временной передаче чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из Третьяковской галереи в родные стены «Дома Пресвятой Троицы», что вызвало шквал недовольства доморощенных антиклерикалов. «Борцы от лукаваго» посмели не только охаять эту патриаршую просьбу как де «немотивированную», но и оскорбить самого Патриарха Алексия. Особенно преуспели в поношении Церкви глава нынешней администрации Музея имени Андрея Рублева Геннадий Викторович Попов и вся «поповская» клика, которые первым делом обвинили монахов Троицкой Лавры «в организации чудес от своей главной святыни, а именно, от мощей Сергия Радонежского», а заодно «разоблачили», по их словам, рублевскую «Троицу» «как нечто чудотворное». Из-за такого огульного критиканства и хулы, преисполненных бессильной злобой, до сих пор не выполнена патриаршая просьба, о чем не следует забывать и в нынешний государственный праздник, приуроченный к церковному празднованию Казанской иконе Божией Матери, – День народного единства в ознаменование избавления Москвы и всей России от польско-литовских интервентов: http://expertmus.livejournal.com/54901.html

Обличительное послание св. блгв. царя Ивана IV Васильевича было написано в сентябре 1573 г. в ответ на грамоту братии Кирилло-Белозерского монастыря, просившей, очевидно, царя о «наставлении» в связи с возникшим в монастыре конфликтом между двумя высокопоставленными монахами - Ионой (Иваном) Шереметевым и Варлаамом (Василием) Собакиным, посланным царем Иваном Грозным в монастырь, но отозванным весной 1573 г. в Москву. Грамота Кирилло-Белозерского монастыря до нас не дошла, и предистория этой переписки может быть восстановлена только с помощью самого комментируемого послания (Барсуков А. Род Шереметевых. Кн. 1. СПб., 1881. С. 322-327). Непосредственным виновником «смущения» в монастыре стал бывший боярин И.В. Шереметев, постригшийся в монахи под именем Ионы, который хранил при монастыре «особые годовые запасы» и фактически содержал монастырь.

«… И вы, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотворца и не уступайте в том, в чем вас просвещает Бог, пречистая Богородица и чудотворец, ибо сказано, что «свет инокам - ангелы и свет мирянам - иноки». И если уж свет станет тьмой, то в какой же мрак впадем мы - темные и окаянные!

… Зачем тогда идти в монахи и к чему говорить «отрекаюсь от мира и всего, что в нем есть», если мир весь в очах? Как в этом святом месте терпеть скорби и всякие напасти со всей братией и быть в повиновении у игумена и в любви и послушании у всей братии, как сказано в иноческом обете? И великие светильники Сергий, и Кирилл, и Варлаам, и Дмитрий, и Пафнутий, и многие преподобные Русской земли установили крепкие уставы иноческой жизни, необходимые для спасения души. А бояре, придя к вам, ввели свои распутные уставы: выходит, что не они у вас постриглись, а вы у них постриглись, не вы им учители и законодатели, а они вам учители и законодатели.

… Сегодня тот боярин один порок введет, завтра другой иное послабление введет, да мало-помалу и весь крепкий монастырский уклад потеряет силу и пойдут мирские обычаи. Ведь во всех монастырях основатели сперва установили крепкие обычаи, а затем их уничтожили распутники. Чудотворец Кирилл был когда-то и в Симонове монастыре, а после него был там Сергий. Какие там были правила при чудотворце, узнаете, если прочтете его житие, а тот ввел уже некоторые послабления, а другие после него - еще больше; мало-помалу и дошло до того, что сейчас, как вы сами видите, в Симоновом монастыре все, кроме сокровенных рабов Господних, только по одеянию иноки, а делается у них все, как у мирских

Вот ведь на наших глазах только в монастырях преподобного Дионисия в Глушицах и великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и эти монастыри по Божьей благодати процветают монашескими подвигами. А у вас дали сперва Иосафу Умному оловянную посуду в келью, потом дали Серапиону Сицкому, дали Ионе Ручкину, а Шереметеву - стол в келью, да и поварня своя. Дашь ведь волю царю - надо и псарю; дашь послабление вельможе - надо и простому. Не рассказывайте мне о том римлянине, который славился своими добродетелями и все-таки жил такой жизнью; то ведь не назначено было, а было по своей воле, и в пустыне было, недолго и без суеты, никого не соблазнило, ибо говорит Господь в Евангелии: «Трудно не поддаться соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

… Пусть как хотят, так и живут, если им спасение своей души не дорого! Но до каких пор будут длиться эти разговоры и смуты, суета и мятеж, распри и нашептывания и празднословие? … Поистине, святые отцы, это не чернецы, а оскорбители монашеского образа. Не знаете вы разве отца Шереметева - Василия? Ведь его бесом звали! Как он постригся да пришел в Троице-Сергиев монастырь, так сошелся с Курцевыми, а Иоасаф, который был митрополитом,- с Коровиными. И начали они между собой браниться, тут все и началось. И в какое мирское житие впала эта святая обитель, видно всем, имеющим разум.

А до этого в Троице было крепкое житие, и мы сами это видели… А про порядки, которые были в этом святом месте в древние времена, я слышал еще более удивительное: было это, когда в монастырь приходил преподобный чудотворец Пафнутий помолиться Живоначальной Троице и гробу Сергия-чудотворца и вести духовную беседу с жившей там братией. Когда же он побеседовал и захотел уйти, они, из духовной любви к нему, проводили его за ворота. И тогда, вспомнив завет преподобного Сергия - не выходить за ворота,- все вместе, побудив и преподобного Пафнутия, стали молиться. И, помолившись об этом, затем разошлись. И даже ради такой духовной любви не пренебрегали святыми отеческими заповедями, а не то что ради чувственных удовольствий! Вот какие крепкие порядки были в этом святом месте в древние времена. Ныне же, за грехи наши, монастырь этот хуже Песношского, какой была Песношь в те времена.

… Так и Вассиан Шереметев в Троице-Сергиеве монастыре, близ царствующего града, своими кознями разрушил отшельническую жизнь. Так же и сын его Иона стремится погубить последнее светило, сияющее, как солнце, и уничтожить спасительное пристанище для душ, в Кирилловом монастыре, в самом уединенном месте, уничтожить отшельническую жизнь. Ведь этот Шереметев, когда он еще был в миру, вместе с Висковатым первыми не стали ходить с крестным ходом. А глядя на это, и все перестали ходить. А до этого все православные христиане, и с женами, и с младенцами, участвовали в крестном ходе и не торговали в те дни ничем, кроме съестного. А кто попробует торговать, с тех взымали пеню. И такое благочестие погибло …

Ради истины праведно и царям возражать, но не ради чего-либо иного. А ныне у вас Шереметев сидит в келье, словно царь, а Хабаров и другие чернецы к нему приходят и едят и пьют, словно в миру. А Шереметев, не то со свадьбы, не то с родин, рассылает по кельям пастилу, коврижки и иные пряные искусные яства, а за монастырем у него двор, а в нем на год всяких запасов. Вы же ему ни слова не скажете против такого великого и пагубного нарушения монастырских порядков. Больше и говорить не буду: поверю вашим душам! А то ведь некоторые говорят, будто и вино горячее потихоньку Шереметеву в келью приносили,- так ведь в монастырях зазорно и фряжские вина пить, а не только что горячие. Это ли путь спасения, это ли иноческая жизнь? … Хорошо ли, чтобы в Кирилловом монастыре завелись такие порядки, которые заводил митрополит Иоасаф, пировавший в Троицком монастыре с клирошанами, или Мисаил Сукин, живший в Никитском и других монастырях, как вельможа, и как Иона Мотякин и другие многие, не желающие соблюдать монастырские порядки, живут?

Варлаамовы племянники хотели меня с детьми чародейством извести, а Бог меня от них спас: их злодейство раскрылось, и из-за этого все и произошло. Мне за своих душегубцев мстить незачем. Одно только было мне досадно, что вы моего слова не послушались.

… Так какой же это путь спасения и чего стоит ваше учительство, если и пострижение прежней вражды не разрушает? Так вы отрекаетесь от мира и от всего мирского и, отрезая волоса, отрезаете и унижающие суетные мысли, так вы следуете повелению апостола: «жить обновленной жизнью»? По Господню же слову: «Оставьте порочным мертвецам погребать свои пороки, как и своих мертвецов. Вы же, шествуя, возвещайте царство Божие». И если уж пострижение не разрушает мирской вражды, тогда, видно, и царство, и боярство, и любая мирская слава сохранятся в монашестве, и кто был велик в бельцах, будет велик и в чернецах. Тогда уж и в царствии небесном так же будет: кто здесь богат и могуществен, будет и там богат и могуществен? Так ведь это лживое учение Магомета, который говорил: у кого здесь богатства много, тот и там будет богат, кто здесь в силе и славе, тот и там будет. Он и другое многое лгал. Это ли путь спасения, если в монастыре боярин не сострижет боярства, а холоп не освободится от холопства?» (перевод по списку Архива ФИРИ, собр. Н. П. Лихачева, № 94, сборник XVII в., Л. 1-53 об.).

Как видим из данного источника, чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева находилась в Троице-Сергиевом монастыре уже во времена прп. Пафнутия Боровского († 1477)! В «Троицкой повести о Казанском взятии», написанной келарем Троице-Сергиева монастыря Адрианом Ангеловым в 1552-1553 гг., сказано, что перед походом на Казань царь Иван Грозный приезжал к Троице взять благословение: «ко образу святому живоначальней Троицы, юже сам онъ благочестивый царь украсилъ златом и бисеромъ и камением многоценным, припадаетъ и слезы многие изливаетъ» (АЕ 1960. М., 1962. С. 10). После победы над Казанью Иван Грозный, «велию веру имея к живоначальной Троице и к чюдотворцу Сергию», посетил Троице-Сергиев монастырь, чтобы возблагодарить «игумену и братье великие слова с челобитьем за их труды и подвизи: их молитвами государь вся благая получил», и «припаде» к «образу» Троицы в Троицком соборе, «на много время с слезами молитвы к Богу възсылая»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html

Периодически в СМИ раз за разом вспыхивает полемика об авторстве лаврской «Троицы» (Никитин А. Кто написал «Троицу Рублева»? // НиР, 1989, № 8-9). Не так давно профессор Никита Голейзовский заявил, что «после того, как «Троица» реставрировалась при Иване Грозном, который в середине XVI века подарил ее Троицкой Лавре», на ней пропал авторский слой, что якобы обнаружил Гурьянов, когда «удалил палехскую живопись, выяснилось, что под ней ничего нет! И он просто написал все заново, в том ключе, как писал бы это Рублев»:-) И таких дутых «сенсаций» вокруг «Троицы» хоть пруд пруди, достаточно вспомнить нашумевшее в 1998 г. выступление В.В. Кавельмахера о создании Звенигородского чина вместе с «Троицей», о котором в «Словаре русских иконописцев» замечено, что «не подкрепленное ни письменными источниками, ни косвенными данными, не может рассматриваться даже в качестве рабочей гипотезы» (Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2003). Правда, сам этот «Словарь» недавно подвергся разгромной рецензии: http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s2_28_10.pdf Как раз на волне подобных «сенсаций» директор Музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов ничтоже сумняшеся заявляет про рублевскую «Троицу», что «никаких документальных свидетельств ее чудотворности нет, чудотворной в общественном сознании ее сделали исследования реставраторов и историков искусства». В унисон с ним вещает и протодьякон Андрей Кураев, выступая ПРОТИВ предсмертного печалования Патриарха Алексия: «Перемещение иконы в Троице-Сергиеву лавру совершенно неоправданно. Если же считается, что икону прежде всего стоит поцеловать, то сде­лать этого в Троицком соборе все равно не удастся - по причине футляра. ­По­ста­вить ее на историческое место тоже не удастся: иконостас не позволит устано­вить икону вместе с защитным футляром»: http://www.bg.ru/article/7876/

Слава Богу, в стенах самой Лавры, наместник которой архиеп. Феогност «по совместительству» является еще и директором музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIX вв.», считают иначе, как подчеркнула ведущий научный сотрудник «Ризницы» Людмила Воронцова: «Если в Лавре созданы самые благоприятные условия, при которых памятнику будет комфортно, при соблюдений всех условий хранения, почему бы ей не быть здесь?»: http://www.rg.ru/2010/04/16/cerkov.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, andrei rublev, Андрей Рублев, Геннадий Мокеев, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, иконопись, лекторий, миниатюра, прп. Андрей Рублев († 1428), святыня, фальсификация истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments