?

Log in

No account? Create an account
рублев

17/30 октября – память прп. Андрея Рублева

Cегодня все истинные почитатели гения земли Русской прп. Андрея Рублева (+ 1428) празднуют память всемирно  известного иконописца Древней Руси  кто келейно, кто на праздничной Литургии.


Тропарь преподобному Андрею иконописцу, глас 3:

Божественнаго света лучами облистаемый, / преподобне Андрее, / Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу, / и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси / Единство во Святей Троице, / мы же со удивлением и радостию вопием ти: / имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, // моли просветити души наша.

СЛУЖБА преподобному Андрею иконописцу



Как заметил в своё время известный исследователь творчества прп. Андрея Рублева профессор Олег Германович Ульянов, «в русской культуре есть вершины, которые неподвластны «реке времен» и, взирая на которые, нация способна обрести пути спасения даже в самую тяжелую годину. Во время Великой Отечественной войны русскому народу были возвращены великие имена из его героического прошлого - Александра Невского и Дмитрия Донского, а вместе с ними и Андрея Рублева. В 1943 г. впервые вышло отдельное издание творческой биографии знаменитого древнерусского иконописца, подготовленное Михаилом Владимировичем Алпатовым».

Конечно, до наших дней дошли крайне скупые сведения о житии Андрея Рублева, но и уже сам факт его упоминания в разных древнерусских источниках говорит о многом! Наиболее ранними свидетельствами о прп. Андрее Рублеве являются сообщения Троицкой летописи о росписи Андреем Рублевым вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца в 1405 г. Благовещенского собора Московского Кремля («В лето 6913 (1405)…тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю») и о росписи Андреем Рублевым и иконописцем Даниилом Успенского собора во Владимире в 1408 г. (запись в Троицкой летописи под 1408 г. сообщает, что «повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев» начали роспись Успенского собора во Владимире). Вероятнее всего, именно пребывание прп. Андрея Рублева в великокняжеско-митрополичьем Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где он нес послушание со времени своего духовного отца - прп. Андроника (+ 1373), предопределило его участие по благословению митрополита Киприана в создании иконостасов для великокняжеских храмов.

Первое упоминание о прп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о росписи им Спасского собора Андроникова монастыря («подписаниемъ чюдным своими роуками оукрасиша в память отецъ своих») было помещено в III-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, выполненной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., одновременно с указанием на особые заслуги в построении Троицкого собора («его рука прострена къ строению паче всех бяше») кн. Юрия Звенигородского, духовным отцом которого назван преп. Сергий («иже великодержавный бе и, хвалам достойный и просвещения сподоблен от святаго христолюбивое чадо его» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853. Л. 285 об.). Контекст житийного источника позволяет датировать постриг преп. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре до преставления преп. Андроника (= 1373). Из этого следует, что рождение великого иконописца пришлось на конец 40-х гг. XIV в. См. подробнее: Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры: Новые открытия: ежегодник. 1995; Научный совет РАН "История мировой культуры". М., 1996. С. 181-192: http://www.fennecfox.archeologia.ru/Library/Book/4ea59831c8d8/Info
Другое известие об Андрее Рублеве Пахомий Серб включил в краткую редакцию Жития прп. Никона Радонежского (ок. сер. 40-х гг. XV в.), где сообщается о росписи Андреем Рублевым и Даниилом каменного Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (ок. 1425-1427). В отдельных списках к краткой редакции Жития прп. Никона (например, Тр. 643, второй половины XV в., Л. 142) имеется свидетельство о том, что Никон умер после живописцев: «Проявленно же ему бысть... отшествие его в мале времени по преставлении онех живописцев».

Важные сведения об Андрее Рублеве, неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий, чья память чтится на следующий день после прп. Андрея Рублева! Причем эта ценная информация была почерпнута Иосифом Волоцким со слов «старца Спиридона», игумена Троице-Сергиева монастыря (10-я гл. «Духовного завещания» // «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Прп. Иосиф Волоцкий стал одним из первых знатоков и собирателей рублёвских икон, и с собой на Волок из Пафнутьев-Боровского монастыря он принёс 4 иконы как вклад в будущую обитель, из которых 3 были «Рублева письма Андреева» (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57). Впоследствии еще несколько рублёвских икон волоцкий игумен получил в дар от сына иконописца Дионисия – Феодосия (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212). «Отвещание» прп. Иосифа Волоцкого донесло до нас тонкие черты духовного облика прп. Андрея Рублева, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, Андрей Рублев и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1–13. Стб. 557-558).

Духовная жизнь Андрея Рублева была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского - преподобными Андроником Московским, Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. Андрей Рублев и Даниил названы в числе святых иноков Андроникова монастыря: «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» (РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.- 333). «Сказание о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII вв. также сообщает об Андрее Рублеве и Данииле как о преподобных иконописцах, однако позднее время составления «Сказания» и довольно компилятивный характер текста делают его не слишком надежным источником. В святцах Андрей и Даниил помещаются обычно под 13 июня или, реже, 13 июля, в день памяти прп. Андроника; из этого следует, что составителю святцев месяц и день смерти художников не были известны.В XVI-XVII вв. появляются первые изображения прп. Андрея Рублева (в нимбе) на миниатюрах: лицевое Житие прп. Сергия Радонежского кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/111. № 21. Л. 229 об.- 230 об.) и прп. Никона Радонежского XVII в. (БАН. № 34.3.4. Л. 269 об.- 270). На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) Андрей Рублев и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира, поновляющими (?) чудотворную Владимирскую икону Богоматери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.). На иконах начиная с XVII в. встречаются надписи: «А письмо сий образ бывшего государева мастера московского Рублева» (Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. (Некоторые проблемы.) Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974. С. 24-25).

Время кончины и место погребения прп. Андрея Рублева некоторые досужие писаки даже в наши дни пытаются представить спорными, ссылаясь на якобы противоречивые сведения источников: в Житии прп. Сергия сообщается, что последней работой прп. Андрея Рублева был Спасский собор Андроникова монастыря и в Андроникове монастыре преподобный отошел ко Господу, а в Житии прп. Никона сказано, что последней работой прп. Андрея Рублева была роспись Троицкого собора, после которой он в скором времени скончался. Между тем, в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в нач. XIX в. «керженским постриженником Ионою», есть достоверная запись о месте погребения прп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах» (ЯИХМ. Инв. № 15544 (по описанию В. В. Лукьянова, № 675). Сборник в лист, на 641 лл., написан полууставом).

Ряд ученых XIX в., начиная с К.Ф. Калайдовича, принимали различные даты преставления прп. Андрея Рублева - между 1427 и 1430 гг. (1430 г. - Толстой М. Книга, глаголемая списание о российских святых. М., 1887. С. 71). В своей работе «Вопросы реставрации» И.Э. Грабарь указал тот же хронологический интервал - между 1427 и 1430 гг. В 1947 г. в стенах Академии архитектуры прозвучало сенсационное сообщение о находке старинной эпитафии прп. Андрея Рублева, с которым выступил знаменитый отечественный реставратор-подвижник Петр Дмитриевич Барановский, который подготовил, как было отмечено академиком архитектуры А.В. Щусевым, фундаментальное научное исследование: П.Д. Барановский. О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1947).

О подробностях находки Петр Дмитриевич, в частности, сказал: «в 1939 г. среди прочих значительных материалов, которые получила М.Ю. Барановская от профессора-архивиста Н.П. Чулкова, работая вместе с ним над «Московским некрополем», была надпись с надгробия Андрея Рублева… Сопровождающая надпись справка имела следующий текст: «В 1781-1782 гг. перед вторым изданием «Древней российской Вивлиофики» 1783-1789 гг. Н.И. Новиков задумал ко всем материалам, имеющимся в его портфеле, прибавить и описание надгробных надписей по Москве … К нему от историка Миллера, скончавшегося в Москве в 1783 г., поступили материалы, собранные им, среди которых было описание надгробной доски над местом погребения Рублева в соборе Андроникова монастыря, на соборе (доска была на внешней стороне собора). Доска была белого камня с врезанными внутрь буквами, длиною 10 вершков, шириною - 8 вершков (доска разрушающаяся). Многие буквы утратились: «Лета 6938 ... чен... ка Игнат... Богоносца ... с суббот... нощи... нь... Андрей... писаша иконы свят... м... прозв... Рублев ... схиме ... зело украшен ... бытия в сем ...»... Отсутствующие даты приходится определять, разыскав такие месяц и число в 6938 г., которые бы совпадали с днем празднования Игнатия Богоносца и с субботой.

Праздник Игнатия Богоносца празднуется Православной Церковью два раза в год - 20 декабря и 29 января, причем в последнем случае празднуется перенесение его мощей. Руководствуясь общим положением для перевода сентябрьского года на январский, необходимо для декабря, для последней четверти года, вычесть из даты с сотворения мира 5509, и таким образом: 6938-5509 = 1429 г. Руководствуясь хронологическими таблицами, найдем, что праздник Игнатия Богоносца 20 декабря 1429 г. приходится на понедельник. В этом случае получается несовпадение с датой записи поэтому определение на 20 декабря должно быть отвергнуто. Второй вариант: определение даты на 29 января. Руководствуясь тем же общим положением для перевода сентябрьского года на январский, необходимо для событий, падающих на январь месяц, вычесть из года от сотворения мира 5508, и, таким образом, дата года определяется так: 6938-5508 = 1430.

Руководствуясь теми же хронологическими таблицами, найдем, что праздник перенесения мощей Игнатия Богоносца приходится на 29 января 1430 г., на воскресенье... В результате проведенных изысканий можно смело утверждать, что Андрей Рублев скончался в 1430 г. 29 января старого стиля в ночь с субботы на воскресенье в день перенесения мощей мученика Игнатия Богоносца. Переведя старый стиль на новый, мы будем иметь 11 февраля». Помимо предложенной датировки кончины прп. Андрея Рублева 29 января 1430 г., Петр Дмитриевич попытался примерно датировать саму надгробную доску, подчеркнув, что «Г.Ф. Миллер свидетельствует о том, что надписи были врезаны в плиту». В качестве ближайших аналогий П.Д. Барановским были указаны надгробные доски на паперти Спасского собора, посвященные Загряжским. Все они датируются в пределах XVI в., что не оставляет сомнения в том, что именно такой датировки для надгробной плиты прп. Андрея Рублева придерживался и сам П.Д. Барановский. Более того, большинство авторов, ставящих до сих пор под сомнение столь уникальную находку четы Барановских, даже не принимают во внимание указание Петра Дмитриевича, что «над могилой Андрея Рублева, кроме такой настенной надписи, должна была быть еще надгробная плита»! Как говорится, смотрят в книгу, а видят:-)

Это же замечание приходится адресовать и маститой исследовательнице древнерусского искусства В.Г. Брюсовой, усомнившейся в датировке П.Д. Барановского - 29 января 1430 г.  на том основании, что «в житии Никона краткой редакции говорится о том, что Андрей и Даниил умерли раньше игумена Троице-Сергиевского монастыря Никона, скончавшегося в 1427 году» (Брюсова В.Г. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ БИОГРАФИИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1969). Однако хронологическая справка И.А. Голубцова (АСЭИ. Т. I. М.. 1952. С. 765), на которую ссылалась В.Г. Брюсова, напрочь игнорирует такие факты, как указание пасхальной пометы 1459 г. в од­ном из списков Жития прп. Сергия, что «въ лето 6976, индикта 6... на­стала Никону игумену 31 година», и уточнение крат­кого летописца Кирилло-Белозерского мо­настыря сер. XV в. (все даты в нем приведены по мартовскому летосчислению) времени кон­чины преп. Никона вплоть до часа: «В лето 6936 (1428) преставись преподобный игумен Ни­кон, чюдный старец сединами цветущими, нояб(ря) 17, 5 часа дня». Эта кочующая из работы в работу ошибка была давно выявлена проф. О.Г. Ульяновым в его академической публикации (Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры: Новые открытия: ежегодник. 1995; Научный совет РАН "История мировой культуры". М., 1996. С. 181-192). Им же были проведены новые исследования русского православного месяцеслова применительно к сохранившимся хронологическим указаниям, в результате чего стало возможно точно определить дату блаженной кончины прп. Андрея Рублева – 17 октября 1428 года: http://www.fennecfox.archeologia.ru/Library/Book/4ea59831c8d8/Info

В его статье «”Деисус Андреева писма Рублева” из Благовещенского храма Московского Кремля» совершенно справедливо замечено, что «за последнее время в отношении имени всемирно известного иконописца Древней Руси преп. Андрея Рублева вырос снежный ком «сенсаций» негативного характера, пытающихся развенчать вековую славу русского художественного гения. Вот уже и «Троица» написана якобы не в память о преп. Сергии, и праздничные иконы из Благовещенского храма в Московском Кремле – не Рублев, и грандиозный деисусный чин из Успенского собора во Владимире – не Рублев… Тон непрерывному многолетнему шквалу «разоблачений» задала публикация в журнале «Наука и религия» (А.В.Никитин. Кто написал «Троицу Рублева». М., 1989. №№ 8-9), где начало «перестройки» воспринято как «время пересмотреть устоявшиеся мифы в истории древнерусского искусства, в т.ч. «миф о Рублеве», истоки которого уходят в XV-XVI вв.» и содержится призыв «отказаться от фиктивного «рублевского наследия», поскольку, дескать, «Троицу» написал один художник, Звенигородский чин – другой, а иконы самого Рублева если и существовали, то точно неизвестны»: http://www.archeologia.ru/Library/Book/78d88771b242

Например, в учебном пособии «Русские церковные древности» (М., 1996), изданном на средства РГНФ под эгидой Института археологии РАН и Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, археолог Леонид Беляев в соавторстве с другим специалистом предприняли попытку развенчать «научный миф», как они выразились, о великом иконописце преп. Андрее Рублеве: «К числу подобных неправомерных перекосов следует отнести чрезмерное внимание, которое уделялось некоторым проблемам древнерусского церковного искусства, например, творчеству Андрея Рублева. Очевидно, что количество связанных с этим именем произведений невелико, а индивидуальные особенности его творчества выражены слабо…Однако эпоха требовала «выявить» имя великого древнерусского живописца – и это удалось обосновать нескольким поколениям искусствоведов». См. об авторе: http://expertmus.livejournal.com/20957.html

Такой же одиозной дискредитацией наследия прп. Андрея Рублева преисполнена брошюра Б.Н. Дудочкина «Андрей Рублев. Материалы для изучения биографии и творчества. Под общей редакцией Г.И.Вздорнова» (М., 2000). См. об авторе: http://expertmus.livejournal.com/1697.html

Увы, ряды этих доморощенных нигилистов всё прибывают, и вот уже некто А.Г. Авдеев из ПСТГУ взялся критиковать работу П.Д. Барановского, дескать, приведенные им размеры «белокаменной надгробной плиты» (sic!) да и «вся эпитафия в целом» не соответствуют … эпохе Андрея Рублева:-) Поневоле закрадывается сомнение в благих намерениях подобных писак. Кстати, в ПСТГУ перестали праздновать память прп. Андрея Рублева 30 октября, хотя еще не так давно этот день был выбран праздником факультета церковных художеств…Ну и уж совсем до безобразия скатились лжеюзеры ustavschik и iasidnev, которые позиционируют себя в ЖЖ как православные либо «истинно-православные»:-) Первый так просто несет везде, где только может, откровенную брехню, что якобы он писал в наш музейный блог комменты по данному вопросу, но там его не поняли. А второй берется судачить о проблеме, не зная историографии вопроса: http://iasidnev.livejournal.com/275568.html


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Comments

Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас!
В тему, предтеча нонешних "развенчателей": http://karaul-family.livejournal.com/34176.html

Ссылки по теме

Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева:
http://community.livejournal.com/rublev_museum/11117.html
Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского:
http://expertmus.livejournal.com/25970.html
Провокация вокруг могилы прп. Андрея Рублева: http://community.livejournal.com/rublev_museum/16261.html
Подробности здесь: http://expertmus.livejournal.com/56533.html

Re: Ссылки по теме

Благодарю.
С Праздником!
Храни Господь!
И Вас с праздником!
Вас хоть там не мучают переходами на «зимнее время»:-)
Мучают!
Слыхал от прихожан. что в Грузии --нет...
Спасибо
Ваша весточка очень порадовала!
С праздником! спаси Господи за долгожданный пост! грустно за всех хулителей..ну чего им неймется? бес в под руку пихает, что ли..а ПСТГУ - ну..нехорошо, прямо скажем(остальное-промолчим))..)
Пресвятая Троице спаси нас!
В ПСТГУ (ПСТБИ) не в меру ревнивы к этой теме, считая лишь себя инициаторами церковного прославления прп. Андрея Рублева, началом чему стала, по мнению всего их братства, традиция о. Всеволода Шпиллера. Уже в 1979 г. состоялось церковное прославление прп. Андрея Рублева в сонме Радонежских святых. А в 1981 г. была написана первая житийная икона святого иконописцем И.В. Ватагиной (в настоящее время в церкви свт. Николая в Кузнецах). В июне 1988 г. после всероссийского прославления девяти русских подвижников на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви прп. Андрей Рублев просиял в полноте церковного свидетельства. К этой канонизации прп. Андрея Рублева и был написан И.В. Ватагиной поясной образ святого с иконой «Святая Живоначальная Троица» в руках (см. илл.). Кроме того, оглавный образ преподобного, исполненный в 1989 г. В. А. Сидельниковым, находится в алтаре Спасского собора Спасо-Андроникова мон-ря.
"..считая лишь себя инициаторами церковного прославления прп. Андрея Рублева, началом чему стала, по мнению всего их братства..." - он у Господа когдааа еще прославлен..Уж эта мышиная ЗЕМНАЯ возня-суета..))
Ну насчет возни, так там просто преуспели:-)
Этот самый субъект, то бишь А.Г. Авдеев из ПСТГУ, начал осваивать новые "научные" методы, точнее приёмы очернительства. В сборнике по эпиграфике, где помещена его статья с "разоблачениями" П.Д. Барановского, он ссылается на "любезное сообщение С.З. Чернова" якобы об атрибуции найденных в 1993 г. мощей под св.престолом Спасского собора прп. Андрею Рублеву и Даниилу, о чем будто бы заявили наши специалисты?!
Это при том, что на всяких конфах в РГГУ и проч. А.Г. Авдеев постоянно пересекается с сотрудниками нашего музея, но хоть раз бы что-нибудь спросил на эту тему, куда там... Они только в своих междусобойчиках, к коим относятся и подобные сборники, пакостить горазды:-)
Подробности здесь: http://expertmus.livejournal.com/23166.html
Вас, в первую очередь, с именинами!
Ну 4/17 июля взято вообще с потолка:-)
Дело в том, что канонизацией прп. Андрея Рублева в 1988 г. занимался о. Андроник (Трубачев), которому было известно лаврское предание о преставлении прп. Андрея Рублева в "день Андрея Критского". Вопрос только в том, какого "Андрея Критского"? Решили выбрать наиболее известного - свт. Андрея Критского (род. ок. 660, † 740 г., в изгнании; великий церковный песнописец и составитель, в частности, Великого покаянного канона), который в качестве секретаря Иерусалимского Патриархата участвовал в VI Вселенском Соборе 681 г. Именно его память - 4/17 июля. В наши дни для большинства верующих на Руси это скорбный день памяти свв. Царственных Мучеников: http://expertmus.livejournal.com/35273.html
Следует отметить, что 17/30 октября Русской Православной Церковью празднуется память прмч. Андрея Критского, с именем которого традиция Троице-Сергиевой Лавры связывала празднование памяти прп. Андрея Рублева.
Характерно, что архим. Никодим (Кононов), у кого позаимствовал сведения о. Андроник (Трубачев) относительно 4/17 июля, даже не сослался на какой-либо источник (Никодим (Кононов), архим. К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владимира // ЧОИДР. 1903. Кн. 4. Смесь. С. 59).
Спаси Бог!
Во славу Божию!
Увы, но исправление нынешнего церковного календаря Русской Православной Церкви, который грешит столь серьезными ошибками и анахронизмами, не стоит в повестке дня ни одной из вновь учрежденных Патриархом Кириллом комиссий Межсоборного присутствия РПЦ:-(

good:)

"Кстати, в ПСТГУ перестали праздновать память прп. Андрея Рублева 30 октября, хотя еще не так давно этот день был выбран праздником факультета церковных художеств…"
Помню, что в прошлом году празднование было назначено на 30-е октября, но в последний момент отменилось из-за отсутствия декана в Москве. Перенесли тогда на день памяти Лазаря иконописца.
А про этот год ничего конкретного не знаю..
http://www.fennecfox.archeologia.ru/Library/Book/4ea59831c8d8/Info
не работает ссылка..

Обновление ссылок на сайте

(Anonymous)

+++

(Anonymous)

С праздником!

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ АНДРЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС!