expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Скорби и радости






29 августа (11 сентября по н.ст.) Русская Православная Церковь отмечает последний великий недвунадесятый праздник в церковном году - день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу. Строгий пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен «для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя» и «как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка». Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на основании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».Согласно современному Типикону, пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять в воздержании не только от мяса, сыра и яиц, но и от рыбной пищи: «На Воздвижение Честнаго Креста, и на Усекновение Предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых».

Богослужебные тексты этого дня являются одними из лучших во всем церковном году, как, например, стихира по 50-м псалме: «Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира, исполнена кровей! Лучше бы не клятися, Ироде беззаконие, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся; лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем». Последние слова, являющиеся рефреном нескольких стихир, подчеркивают, что народ церковный не с теми, кто на «пиру, исполнену кровей», пирует с Иродом, а становится по другую сторону и чтит Предтечу, прославляя его как большего среди рожденных женами.

Совсем недавно у нас в Музее имени Андрея Рублева состоялся пир, который тоже потряс своим беззаконием, будучи устроен прямо на развороченных могилах древнейшего кладбища Спасо-Андроникова монастыря: http://expertmus.livejournal.com/58508.html До этой постыдной акции музейной администрацией (!) была затеяна чудовищная провокация в самый канун праздника Рождества Иоанна Предтечи: http://expertmus.livejournal.com/56533.html
Как ни странно часть постоянных читателей нашего музейного сайта проявила некую индифферентность к варварскому разрушению памятников нашей истории в самом центре Москвы, причем среди них оказались и активисты "Архнадзора", так что пришлось предпринять некоторый отфренд. Впрочем, чему удивляться, если никто ни из священноначалия нашей Церкви, ни из "ревнителей древних икон" никак не отреагировал на размещенный нами 3 месяца назад ролик, где отчетливо видно, что при переносе чудотворной иконы "Живоначальная Троица" письма прп. Андрея Рублева внутри Третьяковки святыню ставят просто на пол!: http://expertmus.livejournal.com/55210.html

Для Спасо-Андроникова монастыря скорбный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи является престольным, т.к. в церкви Михаила Архангела после упразднения придела святых апостолов Петра и Павла в 1819 г. на его месте был освящен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи: http://community.livejournal.com/rublev_museum/2676.html



Св. Иоанн Предтеча.
Первая половина XVII в.
32, 5 х 28.
ЦМиАР. КП 1152.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1969 г. из старообрядческой Гребенщиковской общины Риги.
Сохранность: потерты лик, фигура святителя на левом поле, сильная потертость правого крыла, большие утраты до левкаса на фоне у главы, на полях, мелкие выпады на чаше, шуйце, утрачены надписи.

По свидетельству Руфина Аквилейского под 378 г., язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 г. разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. Однако, по данным Симеона Метафраста, «сожжено было не Крестителево тело, а чьё-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца». Часть мощей и даже пепел от костра благочестивые иноки иерусалимского монастыря успели спасти и передать это великое сокровище свт. Афанасию Александрийскому (297-373). 27 мая 395 г. они были помещены в александрийской базилике, незадолго до этого посвящённой св. Иоанну на месте храма Сераписа.

В сообщении «Церковной истории» Созомена о первом обретении святыни указано время правления императора Валента (364-378). Согласно данному источнику (Soz. Hist. Eccl. VII 21.1-3 = 3337-20. Bidez - Hansen. Maraval, 1985. Р. 93-94), честная глава великого Пророка и Крестителя Господня попала во владение нескольких мона­хов, принадлежавших к духоборческой ереси, которым было велено императором перенести ее из Киликии в Константинополь, но по дороге в столицу повозка встала близ Халкидона, где и хранилась некоторое время святыня. Преемник Валента император Феодосий I приказал перенести честную главу в Евдом (Εβδομον) к Ю-З от Константинополя, где уже была построена дворцовая церковь Иоанна Предтечи (Soz. Hist. Eccl. VII 21.4-9 = 33320-33424, esp. 3343). Этот пригород Константинополя в семи римских милях от Августейона (о нем см.: Τζίρας Ν. Το Έβδομον του Βυζαντίου και η ελληνική κοινότητα Μακροχωρίου. Αθήνα, 1992. P. 33-42) имел большое политическое значение, поскольку именно здесь совершался чин провозглашения византийского императора, начиная с императора Валента в 304 г. и последующих (Dagron G. Η γέννηση μιας πρωτεύουσας. Αθήνα, 2000. P. 118; Janin R. Constantinople Byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. Paris, 1964. P. 139). Так, 28 ноября 602 г. здесь был коронован император Фока в церкви Иоанна Предтечи (Феофилакт Симокатта. История. Кн. 8. 10, 6). По сообщению Patria Constantinopoleos, церковь св. Иоанна Крестителя была возведена Феодосием специально для честной главы Предтечи (Pseudo-Codinos. Patria Constantinopoleos ΙΙΙ. 144-5. Th. Preger (ed.) // Scriptores originum Constantinopolitanarum 2. Leipzig, 1907 (репр.1975). Р. 260). Как отмечено в Пасхальной хронике, из Халкидона святыню доставили в новую церковь 18 февраля 391 г. (Chron. Pasch. 56413-19).

В марте 404 г. императрица Евдоксия и Александрийский патриарх Феофил собрали неправедный Собор, постановивший удалить в ссылку свт. Иоанна Златоуста, который был обвинен в ереси. Согласно исследованиям греческого археолога К. Вриниса, открывшего рукописное дополнение 995 г. к знаменитой «Библиотеке» патриарха Фотия, свт. Иоанн Златоуст, измученный почти трехмесячным переходом из армянского Кукуза к  месту очередной ссылки в Питиунт (Пицунда), отошел ко Гоподу в Команах 14 сентября 407 г., в праздник Воздвижения Креста Господня. В абхазской местности Гума ( в пер. - «на, возьми, сердце») в 15 км от Сухума неподалеку от с. Михайловское на левом берегу р. Гумиста расположен Василиско-Златоустинский монастырь (см. илл.) и руины города Команы (Куманны) с часовней сщмч. Василиска, еп. Команского.

В самом  Константинополе тем временем вспыхнули волнения, связанные с неправедным осуждением и ссылкой свт. Иоанна Златоуста, по причине которых честную главу св. Иоанна Крестителя перенесли в город Емессу, где она была сокрыта. При императоре Аркадии I (395-408) и патриархе Аттике (406-425) рядом с храмом св. Иоанна Предтечи в Евдоме появилась еще одна церковь, куда 5 октября 406 г. были перенесены из Палестины честные мощи пророка Самуила (Pseudo-Codinos. Patria Constantinopoleos ΙΙα. 2. Р. 211). В 429 г., по сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592), св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, в основанной ею церкви св. Стефана во дворце Дафна поместила десницу св. Иоанна Предтечи, привезенную из Иерусалима. В 447/448 г. в Евдоме произошло разрушительное землетрясение (Chronicon Paschale, ed. L. Dindorf (CSHB). Bonn, 1832. P. 589), которое повторилось 14 декабря 557 г. (Theoph. 23117-20; Janin R. La géographie ecclésiastique de l'Empire byzantin I: Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecumenique, III: Les églises et les monasteries. Paris, 1969. Р. 449-450). После причиненных повреждений храм св. Иоанна Предтечи был восстановлен императором Юстинианом, при этом строители ориентировались на церковь Св. Михаила в Анаплу, как сообщает Прокопий (Прокопий. О постройках. 1.8.15-6 // Procopii Caesariensis opera omnia 4. ed.Wirth G.- Haury J. Leipzig, 1964. Р. 35).

Для справки: Церковь св. Иоанна Предтечи располагалась в 4 км от Золотых ворот Константинополя. Ее раскопки провели в 1921-1923 гг. французские археологи, опубликовавшие первые результаты работ в 1945 г., а в 1965 г. от руин церкви не осталось следа, когда на их месте был построен госпиталь (Mango C. The church of Sts. Sergius and Bacchus onxe again // Byzantinische Zeitschrift. Vol. 68. Iss. 2. P. 385). Благодаря указаниям Прокопия, а также археологическим данным, удалось выполнить реконстукцию церкви, которая по своим наземным очертаниям напоминает знаменитый храм Сан-Витале. Весьма необычным для константинопольской церковной архитектуре данного времени выглядит полукруглая как изнутри, так и снаружи апсида (см. план). В центральном нефе были обнаружены основания 6 арок (Mathews T. The early churches of Constantinople: Architecture and Liturgy (University Pa. 1971). Р. 55-32, fig. 27, 59). Вероятно, церковь была окружена портиками и имела нартекс. Кроме того, она была покрыта куполом и могла иметь также галереи (Demangel R. Contribution à la topographie de lHebdomon. Paris, 1945. Р. 29; Janin 1969. Р. 413-414). В IX в. церковь св. Иоанна Предтечи в Евдоме вновь потребовалось реконструировать, что было осуществлено при императоре Василии I (Vita Basilii (Theophanes Continuatus V). ed. Bekker I. (CSHB, Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus). Bonn, 1838. Р. 340).

Согласно источникам, второе обретение честной главы Предтечи было совершено игуменом Маркеллом 18 февраля 452 г., который изнес ее из пещеры 24 февраля, а 26 октября того же года она была поме­щена в новой базилике, которую построил для нее эмесский епис­коп Ураний.

Во время набегов сарацин святыню из Емессы перенесли (ок. 810 - 820 гг.) и спрятали в Команах, о чем повествует Симеон Метафраст в «Слове, обнимающем Рождество, воспитание и Усекновение святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и чу­десные Обретения честной главы его»: «во времена ереси иконоборцев, когда в Константинополе к власти пришли еретики, то стали уничтожать множество святых икон, одни сжигая, другие бросая в море и реки, иные попирая ногами и различно бесчестя, тогда некоторые монахи и благочестивые христиане, убегая из наполненного еретиками Константинополя, взяли тайно вместе с собою главу Крестителя и принесли в Команы, где преставился некогда Иоанн Златоуст, и хранили в неизвестности до времени Михаила ΙΙ» (Михаил ΙΙ Травл царствовал в 820-829 гг.). Следует подчеркнуть, что эта святыня всего христианского мира оставалась в пределах Антиохийского патриархата, будучи сокрытой на территории Абхазской Церкви , которая в этом году будет отмечать 15 сентября годовщину восстановления своей автокефалии (2009 г.) на епархиальном собрании в сухумском кафедральном соборе.

С прекращением иконоборческих гонений и восстановлением православного почитания икон на VII Вселенском Соборе (787 г.) в Византии вновь утвердился благочестивый культ св. мощей. В бытность на константинопольском патриаршем престоле Игнатия (847-857), как свидетельствует церковное предание, он получил во время своей ночной молитвы с небес знамение о местонахождении сокрытой главы Крестителя. По приказу императора Михаила III (842-867) в Команы было направлено посольство ок. 850 г., которое обрело честную главу св. Иоанна Предтечи в названном патриархом месте, откуда она была перенесена опять в Константинополь, где 25 мая было совершено празднество по случаю возложения столь чтимой святыни в дворцовой церкви. На месте в Команах, где скрывали честную главу св. Иоанна Предтечи, проступило наскальное изображение усекновенной главы Крестителя (см. илл.).

Для справки: во второй половине XI в., как указывает западноевропейский автор «Описания святынь Константинополя», глава св. Иоанна Крестителя, а также «рука его целиком» находились «в Большом дворце в храме Марии Богородицы» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). При императоре Иоанне Комнине ок. 1121 г. из Константинополя в Киев была торжественно перенесена частица мощей - перст св. Иоанна Крестителя, для которой был возведен храм Св. Иоанна «на Копыреве конце» («Святаго Иоанна на Сетомли»), причем церковь была заложена самим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286: «Того же лета заложи церкви Святаго Ивана в Копыреве конци». См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1904. С. 300; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 613). В XIV в. а анонимный русский паломник, посетивший Константинополь, в монастыре Перивлепта видел десницу св. Иоанна уже «без пальца» (Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. P. 147).

Если по грехам нашим в нашей многострадальной стране попускаются такие коварные беззакония, как в нашем Музее имени Андрея Рублева, то можно порадоваться за наших православных братушек в Болгарии, которым явлено самое настоящее чудо.

28 июля 2010 г. в 13.30 при раскопках болгарских археологов в алтаре древнего храма на острове Св. Иван около  города Созопол в Болгарии (см. илл.) был найден малый саркофаг из песчаника длиной 18 см и высотой 14 см (см. илл.)



Подобный саркофаг был найден в городе Поморье, но он был перевезен в Музей искусства в Афинах.
Раскопки на острове продолжаются уже третий год, за это время были открыты два монастырских храма (см. илл.) и скрипторий, работавший в период с 1263 по 1629 гг.

Внутри созопольского саркофага оказался маленький размером со спичечный коробок мощевик, на стенках которого были греческие надписи «Господи, помоги рабу твоему Фоме» и «Святому Иоанну. 24 июня» (см. илл.), а внутри сохранились части мощей (8 фрагментов костей руки, лицевых частей черепа и зуб).

По мнению руководителя экспедиции проф. Казимира Попконстантинова (см.илл.), обнародованном на открытии мощевика в Историческом музее г. Созополь, найденные мощи принадлежат Св. Иоанну Крестителю, тем более, что монастырь и церковь на острове носили его имя (см. видео).



Аутентичность находки подтверждает дата захоронения - V век, и то, что в соответствии с церковными канонами, мощи были заложены в основание св. престола при строительстве нового храма. С этим мнением согласен историк проф. Божидар Димитров, бывший директор Национального исторического музея, а ныне министр без портфеля болгар за границей.


На днях в Созополе прошло литийное шествие, возглавляемое митрополитом Сливенским Иоаникием (см. илл.), в ходе которого найденные археологами мощи были перенесены из городского музея в церковь Святого Георгия, где была отслужена Литургия и состоялась официальная передача мощей Иоанна Крестителя Болгарской Православной Церкви.



Подаренный премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым новый драгоценный реликварий был передан министром Божидаром Димитровым приходскому священнику о. Ивану в храме Св. Георгия (см. илл.).



В этой церкви мощи Иоанна Крестителя будут находиться до завершения реставрации храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на проведение которой правительством страны в срочном порядке было выделено около 210 тыс. евро. По сообщению болгарского министра Божидара Димитрова, уже сейчас начались чудеса от св. мощей, в частности, русская женщина, ставшая глухонемой после теракта в Москве, начала говорить после поклонения обретенным мощам св. Иоанна Крестителя.

Относительно атрибуции созопольского мощевика эксперт по церковной археологии Музея имени Андрея Рублева Олег Германович Ульянов высказал мнение, что важно в ходе его дальнейших исследований привлечь данные исторической литургики, согласно которым дата, указанная в греческой надписи на нем,  – 24 июня, когда христиане празднуют Рождество Иоанна Предтечи, отсутствует в древнейшем Сирийском месяцеслове (412 г.) и впервые появляется лишь во второй половине V в. (Martyrologium Hieronymianum).

Для справки: Праздник Рождества Иоанна Предтечи принадлежит к числу великих (недвунадесятых) праздников и был известен у древних христиан как «светлое торжество», а также «денница Солнца Правды». Апостольское чтение на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (Деян 13, 16-42) встречается уже в древнейшем армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Данный перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде древнейших рукописей - Jérus. arm. 121 (1192 г.) и Paris.Arm. 44 (X в.). См. армянский перевод древнего иерусалимского Лекционария по изданию: Le codex arménien Jérusalem 121 / Intr. & éd. par A. Renoux. Louvain, 1969-1971. T. 1–2. (PO. 35. Fasc. 1. No. 163; 36. Fasc. 2. No. 168); Renoux А. Un manuscrit du Lectionnaire arménien de Jérusalem (cod. Jérus. arm. 121) // Le Muséon, 74 (1961), 361-385; Renoux А. Addenda et corrigenda // Le Muséon, 75 (1962), 385-398. «Слова» и «поучения» на этот праздник принадлежат св. Амвросию Медиоланскому, свт. Иоанну Златоусту, Августину Блаженному и др.

Русская Православная Церковь празднует ныне следующие памяти честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (даты указаны по старому стилю): 23 сентября - зачатие (2 г. до Р. X.); 24 июня - рождество (1 г. до Р. X.); 29 августа - усекновение главы (ок. 32); 24 февраля - первое (IV) и второе (452) обретение главы; 25 мая - третье обретение главы (ок. 850); 7 января - перенесение десной руки из Антиохии в Царьград (956) и Собор честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 12 октября - перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, Андроников монастырь, автокефалия, иконопись, лекторий, мощи, святыня, фонды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments