?

Log in

No account? Create an account
своды

Большая ложь в маленькой обители









«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2 Пет. 3, 17)

В праздник Донской иконы Божией Матери (см. илл.) во многих православных храмах по неписаной традиции начинают совершаться панихиды по юным мученикам Беслана, павшим невинными жертвами бесконечной кавказской войны. Знать, по сей день не утратил своей актуальности призыв писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского, прозвучавший в далеком 1836 г.: «Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате – он здесь». Как-то в поездках по стране одним из попутчиков оказался сотрудник спецслужб, который без обиняков признался, что «Беслан – это возмездие за историческое беспамятство»…

Уже не раз на страницах нашего музейного сайта поднимался вопрос об исторической памяти, забвение которой чревато непредсказуемыми последствиями, а жизнь каждый раз преподносит всё новые и новые примеры. В былые годы в ходу было выражение – «по долгу памяти», а сейчас такое слышать уже в диковинку:-( Напротив, со всех сторон нас вовлекают в гонку к сияющим (а может быть, зияющим?) высотам без оглядки на минувшее. Вот и не слышим, как вслед нам доносится гоголевское: «Русь, куда ж несёшься ты?». А ведь история не терпит вольностей: будь то беспамятство, или ложь.  

«Монашеский юбилей – это день кончины, а все, что раньше,- это будни монашеской жизни: скорбь, поношение и крест». Эти строки из опубликованного письма приснопоминаемого старца Иоанна (Крестьянкина) сразу вспомнились в связи с пышными церемониями в нашем Музее имени Андрея Рублева (см. илл.) по случаю … лжеюбилеев -  «650-летия со дня основания Спасо-Андроникова монастыря» и «650-летия со дня рождения Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/58284.html

Одним из главных организаторов данного мероприятия 29 августа с.г. стал архим. Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря и секретарь Патриаршего совета по культуре, к кому, собственно, и было адресовано процитированное письмо почитаемого поныне в народе старца. В конце письма есть строки словно о лжеюбилеях: «все, что замыслили Вы, это для меня сугубая скорбь и отягчение моих земных уз. Как же мы еще с Вами далеки, если Вы могли подумать о пустом, о внешнем. Сотрите в сознании своем и помысл об альбомах юбилейных, о фейерверке словесной шелухи. Надеюсь, Вы поняли мою скорбь в связи с Вашими выдумками. И как могло такое родиться в голове Вашей?».

Многим сотрудникам Музея имени Андрея Рублева тоже приходится задаваться вопросом, как могло случиться, что самую примитивную прошлогоднюю «утку» про лжеюбилеи, запущенную погрязшим в беззаконии директором ЦМиАР Геннадием Поповым, почему-то с охотой подхватили патриархийные структуры? Их даже не остановило отсутствие каких-либо правительственных постановлений, которые были бы обязательно обнародованы, если бы на самом деле у нас в стране широко отмечался 650-летний юбилей такого национального гения, как прп. Андрей Рублев!

Ведь хорошо известно, что одна ложь порождает другую, еще большую, и вот будто снежный ком вырастает лавина неправды. Еще 5 июля с.г. поступило сообщение, что патриарший визит в наш Музей переносится на престольный праздник обители в августе 2010 г. Подготовка к посещению столь высокого гостя была начата загодя и проходила под постоянным контролем из Патриархии. Специально для первой в истории Спасо-Андроникова монастыря патриаршей Литургии была смонтирована с трех сторон древнейшего Спасского собора временная деревянная паперть, а также несколько навесов для почетных гостей. Поэтому довольно странно было услышать от Патриарха Кирилла в его проповеди после богослужения (см. видео), что «вообще, сам факт совершения богослужения здесь, в Спасо-Андрониковом монастыре, 29 августа - это случайность. Из-за очень напряженного графика богослужений и прочих ответственных дел, связанных с Патриаршим служением, я никак не мог выбрать день, когда можно было бы в юбилейный год 650-летия монастыря совершить здесь богослужение. В конце концов оказалось, что единственная возможность совершить богослужение в теплое время года - это сегодняшний день». Единственным объяснением этому словесному обороту может служить желание Патриарха Кирилла связать воедино совершение богослужения в бывшей обители Спаса Нерукотворного с прошедшим накануне патриаршим освящением надвратной иконы на Спасской башне Московского Кремля. Чтимый издревле в столице образ Спаса, считавшийся специалистами утраченным, был обретен 27 апреля с.г., буквально накануне парада Победы, правда, пока в святцы это чудесное событие не попало. Также непонятно, как в речь Патриарха Кирилла могла попасть информация о том, будто бы «отдан был приказ уничтожить иконы на кремлевских башнях», в то время как такой трактовке событий нет никаких документальных подтверждений?!



Вот и не приходится удивляться, что СМИ, освещавшие патриаршее богослужение в Андрониковом, не мудрствуя лукаво повторили слово в слово одни и те же ляпы о лжеюбилеях. Причем доходило до смешного, когда те же РИА Новости, сообщив о «650-летии со дня основания Андрониковой обители», тут же поместили историческую справку с упоминанием о том, что «Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1357 году». Понятно, что не все журналисты с арифметикой в ладу (выдача гонораров и зарплаты не в счет!), но не сосчитать, сколько будет 1357 + 650, это знаете ни в какие ворота не лезет:-)

Ведущее информагенство России позабавило и того больше, выдав неотредактированную версию речи Патриарха Кирилла, где Спасо-Андроников монастырь охарактеризован как «рассадник духовного, культурного, эстетического творчества», что тут же разошлось по многим СМИ, начиная с телеканала "Культура". Как говорится, слово – не воробей, но усилиями нынешней администрации Музей имени Андрея Рублева, располагающийся в стенах бывшей Андрониковой обители, действительно превращен в рассадник зла и лжи, или «Музей, где разбиваются сердца», как точно подмечено в одном из газетных репортажей. Достаточно сказать, что цветы Патриарху Кириллу у Святых врат подносила замдиректора Мария Иващук, переодетая «сестрой милосердия», которая замешана в большинстве махинаций Геннадия Попова, включая наглый обман судебных органов и службы судебных приставов.

«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1), и по слову Господню лишь так можно уберечься от козней лукаваго. Вряд ли намеренно журналисты РИА Новости выдумали причину того, что Патриарх Кирилл служил в Андрониковом под специально смонтированным навесом (см. илл.), обнародовав в качестве таковой версию, что «храм не смог бы вместить всех участников богослужения». Во-первых, в тот день наш Музей был закрыт для посетителей и попасть на патриаршее богослужение можно было только по пригласительным билетам, о чем заранее было объявлено на нашем сайте. Кстати, на фотографиях отчетливо видно, что заполнена лишь площадь перед Спасским собором, а вся монастырская территория вокруг совершенно пустынна. Во-вторых, раньше во время патриарших служб при большом стечении народа устанавливались снаружи храмов специальные мониторы, где транслировался весь ход храмового богослужения, но еще ни разу Литургия не совершалась Патриархом в притворе храма, как произошло 29 августа с.г. у Спасского собора, двери которого были во время патриаршей службы прикрыты (!), а престол и жертвенник вынесены на временную деревянную паперть, сооруженную  вокруг западного крыльца. Фактически древний собор в Андрониковом, стены которого помнят самого прп. Андрея Рублева, послужил всего лишь «исторической декорацией», как это ни прискорбно констатировать:-(

Нечто подобное можно наблюдать, например, … в Риме, где нередко папская месса (см. илл.) совершается на площади Сан-Пьетро перед базиликой Св. Петра (особенно на Пасху при покойном папе). Увы, в последнее время такое стало происходить всё чаще и в России, правда, до этого имело место лишь в светских кругах. С некоторых пор разного рода чиновники и губернаторы озабочены тем, какую бы найти картинку «поинтересней», чтобы зазвать восседающего на вертикали власти, который не прочь попозировать на потребу публике. Похоже, у нас в стране сложилась полная «симфония», раз священноначалие стремится ни в чем не отставать от власть предержащих. Даже выбор богослужебных одежд у Патриарха Кирилла не случаен, а строго согласуется с обстоятельствами и местом проведения патриаршей службы. Так, на богослужении в Андрониковом Патриарх был облачен в саккос, украшенный в византийском стиле. Теперь у Патриарха Кирилла даже общий с римским понтификом сапожник Адриано Стефанелли из города Новара, сшивший для Бенедикта XVI две пары туфель – белого и красного цвета, а в Москву Патриарху Кириллу он отослал пару черных туфель…

Вызывает просто недоумение, почему многочисленные информационные службы Московской Патриархии никак не комментируют столь интересные особенности патриарших богослужений при новом главе РПЦ. Нам уже приходилось сетовать на то, что уникальные пасхальные дары Патриарху Кириллу от руководства страны были обойдены полным молчанием со стороны патриаршего пресс-пула. То ли компетенции у них не хватает, то ли еще чего-то, а может, просто боятся проявить инициативу… А ведь теперешний патриарший пресс-пул под стать президентскому, в него даже православных блоггеров стали приглашать, правда, у тех, как на грех, тут же пошли несчастья:-( Кроме того, некоторым из журналистов в Синодальном информационном отделе МП явно недостает нравственного чутья, коли они якшаются с отъявленными антиклерикалами, скатившимися до хамских поношений Предстоятеля Русской Православной Церкви: http://expertmus.livejournal.com/53393.html?thread=300433#t300433.

Вот и на совместную трапезу с Патриархом по окончании богослужения в Андрониковом был приглашен ярый гонитель православных Геннадий Попов. Скорее всего, именно в его адрес была направлена саркастическая реплика Патриарха Кирилла: «Давайте снимем некоторое напряжение, забудем обо всех публикациях, где мы пытались блистать своим интеллектом не на благо дела…». Напомним, что в прессе не так давно широко тиражировались безграмотные сентенции директора ЦМиАР о том, что «верующие отроду не видели Владимирской иконы. Она стояла в алтаре Успенского собора и выносилась только во время коронации»: http://expertmus.livejournal.com/55424.html.

Выступая перед собравшимися на псевдоюбилее, Патриарх Кирилл обрисовал задачи нового церковного органа, каким стала Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре во главе с о. Тихоном (Шевкуновым). Как помнят многие наши читатели, не раз в нашем музейном блоге звучало предложение о создании Патриаршего Церковно-археологического Музея «Ризница Русской Православной Церкви» и учреждении синодального Церковно-археологического отдела, что для самой Церкви стало едва ли не самой насущной задачей. Насколько справится данная комиссия с возложенными на нее Патриархом Кириллом задачами, станет ясно уже совсем скоро, ведь 22 сентября истекает срок временной передачи чудотворной Торопецкой иконы из Русского музея в подмосковный Александро-Невский храм. Многие пользователи ЖЖ имели хорошую возможность высказать своё личное отношение к данному вопросу в ходе предложенной в нашем музейном блоге дискуссии на тему: «Где место святыне – в храме или музее?»: http://expertmus.livejournal.com/45885.html. Между прочим, на последней встрече в Андрониковом Патриарх Кирилл сослался именно на прецедент Торопецкой иконы Божией Матери, для хранения которой был создан уникальный дорогостоящий киот, в качестве положительного примера того, как в Церкви сохраняются памятники культуры. Те, кто продолжает критиковать решение о передаче этого чтимого образа, демонстрируют не более чем «нечестный и предвзятый подход», убежден Патриарх Кирилл. Такую нелицеприятную патриаршую оценку пришлось выслушать и присутствовавшему на трапезе в Андрониковом Геннадию Попову, который собственно и раздавал направо и налево «экспертное заключение», что подобные «самые старые иконы» даже трогать с места нельзя: http://expertmus.livejournal.com/45730.html. Однако, когда на недавнюю коммерческую выставку «Sainte Russie - L'art en Russie des origins à Pierre le Grand» в Лувре были вывезены ранее никогда не покидавшие России святыни Древней Руси, ни сам Г.В. Попов, ни всякого рода «эксперты» из его лагеря даже не пикнули! Ну как же, им важнее подпитывать ту чудовищную ложь, которую они денно и нощно плетут против возвращения святынь Церкви.

Сначала это была ложь о чудотворной иконе «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/29617.html. Тогда, сплотившись под лозунгом «Бей попов! Спасай засилье!», все эти поповы, лифшицы и иже с ними пустились во вся тяжкая, обвиняя монахов Троицкой Лавры в организации чудес от св. мощей прп. Сергия Радонежского, и разоблачая рублевскую «Троицу» «как нечто чудотворное»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html.

Тогда же было запущено наглое вранье о якобы "неделимом музейном фонде" со ссылками на федеральный закон о музеях:http://expertmus.livejournal.com/52045.html.

Следующими их «жертвами» были выбраны чудотворные Торопецкая икона и Боголюбская икона Божией Матери. В нашумевшей истории будто бы о «гибели Боголюбской» истинной причиной стали прежде всего реставрационные ошибки и некондиционное оборудование, а вовсе не «использование в богослужебных целях». Точно также обстояло дело и с «гибелью рублевских фресок» во владимирском Успенском соборе будто бы в результате церковной «эксплуатации здания», а на деле обыкновенной халатности самих реставраторов, использовавших для закрепления фресок новый синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ!) был применен сразу почти по всему своду, о чем шла речь в нашем сообщении «Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублева». То, что росписи прп. Андрея Рублева во Владимире пострадали от методически несостоятельных реставраций, было выяснено лишь благодаря независимой экспертизе, а сами исполнители даже не подозревали о том, что натворили, пребывая в полном удовлетворении работой.

В редакционной статье «Одни ввели святыню в храм, другие – народ в искушение» отчетливо показан злонамеренный характер всех перечисленных антицерковных акций, апофеозом которых и стала презентация на праздновании лжеюбилея в Андрониковом «лжемогилы Андрея Рублева». Такая Большая Ложь в такой маленькой обители!

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Comments

"Запрашиваемое видео недоступно"...
Всё восстановлено! Были какие-то технические сбои на youtube:-(

Кто подставил Патриарха Кирилла?

Такое не могло привидеться и в самом страшном сне – сбылось то, о чем предупреждал редакционный материал «Андроников: зло в обители и пир на костях»: http://expertmus.livejournal.com/57270.html
Пирушка минкультовских чиновников с Патриархом Кириллом была устроена прямо на старинных могилах Андроникова некрополя, которые были варварски разрыты, а затем наспех забросаны свежим дерном, и над ними соорудили т.н. «трапезную» (см. эксклюзивное фото ниже), которую почему-то не показали ни в одном телерепортаже о лжеюбилее в Музее имени Андрея Рублева. Причем чудом уцелела лишь пара надгробий, которые нам удалось заснять и выложить в ЖЖ, а все остальные из большой кучи фрагментов, среди которых были уникальные памятники XVII в. со жгутовым орнаментом, канули в тартарары:-( Исчезли и разворошенные кости, которые были собраны в картонной коробке с надписью «биологические останки»…
И после такой вакханалии эти «деятели» смеют заявлять, что им дороги памятники культуры?! Видать, их цинизму несть предела – это всё равно что прийти на любое кладбище, утрамбовать могильные холмики, закатать всё под дёрн и поставить общепитовскую палатку прямо на костях. Даже перед мертвыми страха не имут, а чего и кого всей этой шушере бояться-то, и так им всё сходит с рук, любое беззаконие!
Хотя чего удивляться, если взглянуть повнимательнее на состав участников. Чего стоят только ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев и его двоюродный брат прот. Александр Салтыков: http://expertmus.livejournal.com/7136.html При жизни приснопоминаемого Патриарха Алексия, эти горе-пастыри запрещали своим духовным чадам приближаться хоть на шаг к вл. Кириллу (Гундяеву), чтобы не дай Бог их тогда не прозвали в Церкви «кирилловцами». А как только он стал новым патриархом, так Воробьев с Салтыковым первыми поспешили припасть на грудь ранее презираемому ими иерарху:-)

Photobucket

Доколе, Господи, доколе?

В пятницу, 3 сентября, в рязанской школе № 1 состоялся траурный митинг, посвящённый памяти жертв теракта в Беслане 2004 г. Тогда с 1 по 3 сентября в бесланской школе № 1 погибло более 300 человек, из них 186 детей.
В память погибших в Беслане учащиеся школы показали инсценировку, в которой подробно воссоздали картину тех трагических событий, включая гибель детей. Дети - участники спектакля падали на землю, как бы сражённые пулями террористов (см. илл.). От увиденного некоторые дети заплакали: http://www.rzn.info/news/city/48031?yandex=1
Такая инсценировка гибели детей в Беслане состоялась в одной рязанской школе под смех некоторых зевак (см. фото) …

Photobucket

Когда был основан Андронников монастырь?

Вопрос о дате основания московского Андронникова монастыря был подробно рассмотрен в книге К.А. Аверьянова "Сергий Радонежский. Личность и эпоха", вышедшей в 2006 г. На основании разбора всех существующих в литературе точек зрения доказывается, что это событие произошло летом 1366 г. Книга вышла небольшим тиражом, но в Исторической библиотеке она есть. Рекомендую ознакомиться.

Re: Когда был основан Андронников монастырь?

Ну насчет учета "всех существующих в литературе точек зрения" явная натяжка, да и сама книжка хромает в источниковедческом отношении,отсюда и такая нелепая дата - аж после Чудова и Зачатьевского монастырей:-)
К тому же автор не учитывает всего комплекса источников. связанных с местным образом Спаса в Андрониковом монастыре: http://expertmus.livejournal.com/18619.html
А что за письмо от старца и где с ним можно ознакомиться?
Как указано в тексте, приведены "строки из опубликованного письма приснопоминаемого старца Иоанна (Крестьянкина)".
мне многое непонятно. например, при чем тут сапожник и черные туфли? и раз фигурируют туфли, а Патриарх крепко припечатал Попова - то это хорошо или плохо?
чем плохо совершать литургию на открытом пространстве перед храмом, мне тоже не взять в толк.
вот уничтожение захороненных останков ради постройки трапезной (если и вправду такое произошло) - беззаконие хозяев приема, конечно.

мне показалось, что ваши оценочные высказывания о столь разных лицах несколько неупорядоченны и потому не дают составить целостное впечатление о сюжете.
цели ваши, насколько я понимаю, благородны, но то, как вы выражаете свои чувства, мешает вам, по-моему.
помогай вам Господь!
Дорогой saag, Вы, похоже, действительно,как сейчас говорят - не в теме..(это - не в обиду)
для приближения к пониманию ситуации можно полистать (хотя ) весь блог автора, знать особенности литургики и т.д...а вспомнив, сколько храмов стоят поруганными до сих пор в провинции, сколько овдовевших матушек с детьми, отцов которых убили..каким был скромным почивший сербский Патриарх..да много чего.. - и башмаки с другого конца света(в России, видать, брезгует, что ли, купить?)на церковные денюжки.. - можно понять "ПРИЧЕМ ТУТ.."

а то, что патриарх крепко припечатал Попова - ...да по башке бы лучше он его припечатал, извините, за эмоции! ..еще и за одним столом с таким сидеть..ПЛОХО!

Кто хоть немного в курсе событий церковных..тому не покажутся высказывания автора "неупорядоченными"..а уж сюжет можно представить вообще во всей красе..увы!
Там происходит не только уничтожение захоронений...Помоги нам всем Господи!
Спасибо за комментарий и ваши вопросы. Вряд ли кто-нибудь будет возражать против того, чтобы критика велась прежде всего внутри церковной ограды, а внешних хулителей у Церкви и так хватает:-)
Но обо всём по порядку.
В данном сообщении шла речь о том, что для праздничного богослужения в Музее имени Андрея Рублева Патриарх Кирилл выбрал облачение в византийском стиле. К сожалению, многочисленный патриарший пресс-пул никак не комментирует, будто не замечая, столь интересные подробности богослужений нынешнего Предстоятеля нашей Церкви, что не может не огорчать:-(
Именно в данном контексте были упомянуты и туфли, подаренные Патриарху Кириллу сапожником папы римского. Обратите внимание, что вся информация была взята из открытых патриархийных источников, которые поспешили сообщить об этом подарке.
Конечно, было бы просто замечательно, если бы Патриарх Кирилл, как вы пишете, "крепко припечатал Попова", но, увы, ничего подобного на публике не произошло. На деле же был некий саркастический намёк на приёме, устроенном лично Патриархом после праздничного богослужения. Вопрос в другом, как мог Патриарх Кирилл приглашать за свой стол чиновника от культуры, который погряз в беззакониях и даже обвиняется прокуратурой в заведомо ложном доносе?! См, например: http://expertmus.livejournal.com/44143.html
Что касается упомянутого вами "совершения литургии на открытом пространстве", то, разумеется, правилами Церкви такое не возбраняется и можно служить хоть в открытом поле:-) Но, заметьте, дело касается патриаршего богослужения в одном из древнейших монастырей Москвы с такой нелегкой судьбой, где жива память о прпп. Сергии Радонежском, его любимом ученике Андронике Московском и Андрее Рублеве. Трудно представить, чтобы при посещении Патриархом Троице-Сергиевой лавры, праздничная Литургия была отслужена не в одном из троицких храмов, а просто на площади. Так почему же подобное стало возможным в Спасо-Андрониковом монастыре, где подвизался великий иконописец Древней Руси?! Каждого, кому по-настоящему дорого это святое и веками намоленное место, не может не огорчать произошедшее во время празднования лжеюбилея. В конце концов мы же не католики, у которых и не такое случалось после II Ватиканского собора:-)
Ну и, наконец, о строительстве т.н. "трапезной", наспех сооруженной прямо на месте захоронений, т.е фактически на костях! Были ведь не просто загнаны сваи прямо в старинные склепы Андроникова некрополя, раскурочены со своих мест на могилах плиты (без всякой фиксации!) и выворочен прах, обозначенный на одной картонной коробке как "биологические останки". См. фото и видео здесь: http://expertmus.livejournal.com/58284.html
Всё это варварство совершалось средь бела на охраняемом объекте культурного наследия народов России федерального значения без каких-либо разрешений и документов!
На самом деле так на наших глазах уничтожается наша память ради сиюминутной прихоти. Народ как всегда безмолствует...
спасибо, уже чуть яснее :)
но неужели "в данном сообщении шла речь о том, что для праздничного богослужения в Музее имени Андрея Рублева Патриарх Кирилл выбрал облачение в византийском стиле"??
простите, если моя индифферентность к таким важнейшим деталям вас задевает. но правильно ли я понял? пул упомянул о черных туфлях из Италии, а облачение с византийским рисунком не заметил. и это плохо. так?
ответ на этот вопрос важен для моего отношения к вашему тексту (это не тождественно отношению описанному вами факту жизни, и тем не менее).
по поводу разора на могилах - повторно выражаю свое отношение: безобразие! удручающее знамение нашего времени :(
по поводу грешника, с коим Патриарх "вниде витати" - лично я поминаю Закхея и не желаю приобщаться внешним из той поучительной истории.
"публлично не припчатал, но саркастически намекнул на частном приеме..." поправьте меня, если ошибаюсь: вы лично ведь не присутствовали? но о саркастическом намеке знаете?

такие дела. я отнюдь не идеализирую окружающую действительность. просто не могу принять как свою вашу систему оценки происходящего. несходство вербальных кодов :)
Уже не раз подмечено: сколько людей, столько мнений. Кто-то считает данную статью исчерпывающей и не нуждающейся ни в каких комментариях, ибо ответы на все комментарии есть в самой статье: http://nashenasledie.livejournal.com/507120.html Другому как раз важнее детали, отсюда и желание покопаться в материале. Тут важно не погрязнуть в частностях, чтобы не заблудиться в тех самых соснах, за которыми леса не видно:-)
Факт остаётся фактом - лжеюбилей в Андрониковом с презентацией лжемогилы прп. Андрея Рублева был отмечен совершением патриаршей литургии перед закрытыми дверьми храма и пиром на костях! Если задуматься над подобными фактами, то примеры с Закхеем и т.д. покажутся просто неуместными.
Тем не менее, у вас остаются вопросы, так что опять по порядку.
Видите ли, чин патриаршей Литургии имеет свои уставные особенности, которые к тому же связаны с индивидуальностью каждого предстоятеля, его наградами и проч. Разумеется, большинству историков Церкви это крайне интересно, не говоря уже о том, что каждому из сослужащих патриарху и его иподьяконам отведена своя особая роль. Заметьте, что число сослужащих, кстати, так или иначе должно согласовываться с размерами храма, где проходит патриаршее богослужение.
Если вы могли заметить, весьма часто подарками патриарху со стороны священнослужителей служат именно те или иные детали патриаршего облачения. Так что многие из духовенства в той или иной мере "следят" за тем, какие одежды у предстоятеля. Да и многим мирянам небезынтересно, что за облачение предпочитает Патриарх Кирилл:-) Об этом прекрасно осведомлены патриархийные медиа, которые и дали информацию о подаренных папским сапожником туфлях.
Внешний вид облачений во многом подчеркивает статус самого Патриарха, который представляет всю нашу Церковь перед престолом Всевышнего. Вот почему ваш пример с Закхеем просто не к месту, ведь речь не о каком-то отдельном человеке, а о Предстоятеле!
Не зря же многие чиновники развешивают в своих кабинетах фото с Патриархом как некую индульгенцию:-)
Касательно интересующего вас пассажа из речи Патриарха Кирилла можно лишь отметить, что эта речь была опубликована во многих СМИ и не является "тайной за семью печатями" или "дверьми трапезной для избранных", если вам угодно...
по поводу литургии в храме или _при_ храме. возможно, я глубоко неправ, но я не вижу никакого криминала во втором случае, ну правда. культурологическую отсылку к чему-либо Ватиканскому считаю некорректной. может быть, дело в том, что я, было дело, присутствовал на литургиях в кинотеатре, в библиотеке, в гостинице, в квартире, в аэропорту... возможно, я безнадежно испорчен, но ваша апелляция к Лавре (юже люблю зело и знаю почти что изнутри - "почти что", ибо не монах, но грешный белец) - как фактор убеждения не сработала.
Да уж многим пришлось побегать в годы безбожия по разным закоулкам, чтобы иметь возможность участвовать в Божественной Литургии. Но сейчас-то...
Вам разве не кажется странным, что в то время, когда к власть предержащим была адресована просьба верующих вернуть для богослужений церковь Архангела Михаила в Спасо-Андрониковом монастыре, не в действующем Спасском соборе, а на открытой площади перед ним проводится не просто праздничное богослужение, а первая в истории обители патриаршая Литургия?!
Вот уж, действительно, может получиться, как вы пишете, что "апелляция как фактор убеждения не сработала":-)
насчет "лет безбожия" - вы ошиблись: в годы безбожия я и сам был безбожник. так что перечисленные мною выше места служения - это уже в нынешнюю эпоху было. представляете себе??

про "подарки Патриарху" и интерес к ним "историков Церкви" - даже не знаю, смеяться или плакать. наверное, вы пошутили, а я и не понял. на всякий случай улыбнусь. :)

а вот этот пассаж стоило бы где-нибудь начертать для свидетельства всем народам древности:
"Внешний вид облачений во многом подчеркивает статус самого Патриарха, который представляет всю нашу Церковь перед престолом Всевышнего. Вот почему ваш пример с Закхеем просто не к месту, ведь речь не о каком-то отдельном человеке, а о Предстоятеле!"

:))
простите великодушно мою иронию, но я, право, и не знаю, как мне иначе справиться с вашим способом выражения своих мыслей.
поверьте, я искренне сочувствую вашей боли о музее. но повторю: ваш стиль, по моему скромному имхо, всерьез мешает вашему благому порыву.
Видно, вы редко заглядываете в богослужебные книги, не говоря уже об уставах Церкви:-)
Согласитесь, что каждая тема требует изложения на своем языке, тем паче разговор о Предстоятеле нашей Церкви. Скабрезностей и вольностей в его адрес хватает в бульварной прессе, но здесь им не место.
Примите также во внимание, что стиль нашего музейного ЖЖ вполне отвечает запросам наших читателей: http://expertmus.livejournal.com/45730.html?thread=219810#t219810
нет-нет, вам стоило написать не "видно, что...", а "СРАЗУ видно, что..."!
благодарю Бога, что вот уже более 20 лет не расстаюсь с клиросом и богослужебными книгами. кроме того, в меру своих скромных сил исследую церковнославянские литургические тексты как филолог.

а в остальном - вы молодец и украшение френдленты! желаю вам помощи Божией и новых запросов от благодарных читателей!

Смеяться, право, не грешно

Поначалу вы как священник немало удивили своим безразличием к тому, как выглядит на службах Патриарх Кирилл:-)
Да и чувство юмора у вас просто выдающееся, раз вам смешно там, где хоть покойников выноси, точнее, уже вынесли. У нас в Андрониковом-то мертвых лишили могил, чтобы на их месте устроить патриарший "пикник на обочине". См. фото:http://expertmus.livejournal.com/58508.html?thread=380044#t380044
Действительно, как тут не смеяться, когда иной священник, вдохновленный примером Патриарха Кирилла, вынесет из алтаря храма престол и жертвенник на паперть храма, где он служит, ради привлечения большего числа молящихся:-) Ну чем не модное нынче "миссионерство"?!

Re: Смеяться, право, не грешно

вынос останков ужасен, тут и говорить нечего. а насчет совершения службы под открытым небом - не вижу ужаса. буду думать еще. по-моему, зависит от того, ради чего это делается. прекрасный древний храм, о котором здесь речь, на самом деле очень маленький. вот будь я патриархом - как бы я поступил? думаю, будь я патриархом, я бы от такой непосильной ответственности просто растворился в воздухе.
а что на Святейшем надето, никак не влияет на мое к нему почтение, это правда.

Re: Смеяться, право, не грешно

Вполне вероятно, что здесь сказывается богатый опыт поездок нынешнего патриарха по православному Востоку, где нередко можно видеть вынесенные на фасады храмов громкоговорители, транслирующие богослужение. Словно какое-то соперничество православных с муэдзинами:-)
Помните ли вы, как в 60-е гг. прошлого века был такой "Русский клуб", собрания которого проходили в Высоко-Петровском монастыре? Как вспоминал один из его участников Байгушев, "организационно мы приняли церковную структуру. Монастырь, Петровка, 28, был у нас чистилищем. Здесь был КАК БЫ ОТКРЫТЫЙ ХРАМ, и сюда свободно в любой день, в любой час могли зайти на постоянную службу, то есть на любое мероприятие, любой творческий вечер... Мы не решались начинать хотя бы закрытые собрания "Русского клуба" с молитвы. Хотя священники и появлялись рядом с нами на наших "светских" собраниях впервые не замаскированно, не стыдливо, а гордо, в облачении и при регалиях..." (Байгушев А.И. Сатанинские признания заклисного человека. М., 1996. С. 291).

Литургия под открытым небом

Когда император Феодосий I Великий (379-395) пригрозил Константинопольскому еп. Димофилу (арианину) запретить его в служении, последний заявил, что власть императора простирается только на церковные здания, и стал служить литургию под открытым небом (Болотов. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. Петроград, 1918. С. 108).

Re: Литургия под открытым небом

а католики вообще сидя молятся, и в том их главная ересь, ага )

Re: Литургия под открытым небом

«А что написал ты о католической церкви, так я не хочу об этом много говорить, поскольку как католики - ложь, так и вы - тьма. Ведь если кто-то выведет некоего <человека> из тюрьмы, темной и несветлой, и заточит его в другой, темной и мрачной, какую пользу принесет? Это обман, а не истина. Ведь искомое для себя - из тьмы на свет вывести. Если же <кто> еще вдобавок наследника тьме создаст, то обманщик он, а не праведный» (Ответ царя Ивана Васильевича Грозного от 18 июня 1570 г. лютеранскому проповеднику Яну Роките, который просил о допущении учения «чешских братьев» в России). Это одно из немногих сочинений Ивана Грозного, дошедших до нашего времени в рукописях XVI в., известен в настоящее время в трех списках полной редакции и одном списке сокращенной редакции, подписанной псевдонимом Грозного - «Парфений Уродивый». Помимо этого, существует латинский перевод Ответа Грозного, сделанный вскоре после получения послания литовским протестантом Ласицким. Русский текст был издан: два раза по древнейшему списку Холмской духовной семинарии, хранящемуся ныне в Гарварде; один раз А. Поповым по списку из своего собрания (РГБ. Ф. 236. № 19), также XVI в., и краткая редакция - по списку из собрания Уварова (ГИМ. Ув. 423). Негативное мнение царя Ивана Грозного о протестантах было основано на серьезном знании протестантской догматики. Известно, что по поручению государя пастор Коле письменно изложил Грозному сущность учения Англиканской церкви, другой пленный священник создал для него сочинение, известное как «Ответ кокенгаузенского пастора». По некоторым свидетельствам, при Иване IV были разрешены протестантские церкви (Письмо Паули (из свиты герцога Магнуса) от 1 мая 1576 г.; Fechner A. V. Chronik der evangelischen Gemeindem in Moskau, Bd. I. M., 1876, S. 89-92).
О диспуте Ивана IV с протестантским пастором Рокитой было известно Антонио Поссевино со слов флорентийского купца Тедальди (Шмурло Е. Известия Джованни ТеДальди о России времён Иоанна Грозного // ЖМНП, 1891. №№ № 5-6. С. 130). Этот иезуит в февраля 1582 г. прибыл в Москву в качестве легата папы Григория XIII для переговоров о церковной унии. С самого начала Поссевино попытался отмежеваться перед Грозным от «еретиков»: «в Московию обычно приезжают для торговли лютеране из Германии, кальвинисты и прочие еретики из Англии, то они уже давно занимают два храма именем римской церкви… По-видимому, по коварным проискам злостного сатаны, они пытались таким образом навязать им мнение, что они католики, или вину своих раздоров и нечестивости сложить на католиков с той целью, чтобы помешать. …На самом деле, государь два года назад приказал сжечь предоставленные им два храма, это проклятое семя, потому ли, что до него дошли какие-то слухи или из опасения, как бы его собственные люди не заразились этим брожением и не ввели у себя различные секты».
На состоявшемся в Кремле публичном диспуте о вере с папским легатом царь Иван Васильевич Грозный выразил свое отношение к латинству со всей определенностью: «…который папа не по Христову ученью и не по апостольскому преданью почнет жити, и тот папа волк есть, а не пастырь!». Когда папский легат попытался сослаться на греков и Флорентийскую унию, царь строго отрезал: «Греки для нас - не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам!». (Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. М., 2005). В ходе диспутов Грозный блестяще показал свою богословскую образованность, прекрасное знание текстов Ветхого и Нового Заветов, патристики, исторической литературы, агиографии. В его аргументах сочетаются евангельские цитаты с описаниями исторических персонажей, взятыми из Хронографов, литургические тексты и апокрифы, обращения к ветхозаветным реалиям и житиям византийских святых. Именно Грозному принадлежат знаменитые слова: «Не допущу ереси в России, ибо вы присели перед Господом Богом, а мы стояли, стоим и стоять будем, ибо вера наша есть великий труд - вера наша Православная».
См. также: http://expertmus.livejournal.com/38134.html

Re: Литургия под открытым небом

у меня есть некоторый опыт таких странных бесед. как правило, за многословием собеседника, лишь отдаленно касающимся сути вопроса, скрывается желание забыть какую-то собственную вину, заболтать ее.
неужели это и ваша проблема? в таком случае, ради Бога простите, что задел за живое, я этого не хотел.

Re: Литургия под открытым небом

Если ваш комментарий о "стоянии на ногах" был сделан всего лишь ради психологического практикума, то это ваши проблемы.
Посетителей сайта, судя по отзывам в "личку", интересует вовсе не словесная перепалка, а компетентное обсуждение современной практики православного богослужения и ее соотнесенности с традициями Святой Руси.
10-15 лет назад сторонники перехода богослужения на современный русский выглядели раскольниками (был целый скандал вокруг московских священников Г. Кочеткова, А. Борисова и др., самостийно перешедших на русский), и диакон Андрей Кураев бичевал их словом в самом их храме, за что, в свою очередь, его натужно высмеивали либеральные издания вроде журнала "Континент" (см., напр., № 95 за 1998 г.)....
http://s5element.com/forum/viewtopic.php?f=35&t=77

Резиденция («дача») Патриарха на Черном море получила

User mdprohorov_live referenced to your post from Резиденция («дача») Патриарха на Черном море получила в подарок икону от ПСТГУ saying: [...] ; протоиерей Владимир Воробьев [...]

Часы Патриарха Кирилла «исчезли» после телерепортажа

User igor_mikhaylin referenced to your post from Часы Патриарха Кирилла «исчезли» после телерепортажа saying: [...] ... странно, что совсем забыли про патриаршие ботинки: http://expertmus.livejournal.com/58508.html [...]