expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Празднование Казанской иконе Божией Матери


«Не давайте святыни псам (μη δωτε το αγιον τοις κυσιν)» (Мф. 7, 6)

«В воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери ради Казанской иконы Ее» в 1612 г. Празднество установлено в 1613 г. по благословению патриарха Филарета Царем Михаилом Феодоровичем, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь на Сретенке, где в Казанском приделе князь Дмитрий Пожарский поставил список с Казанской иконы Божьей Матери. Строительство каменного собора в столице стало венцом почитания Казанской иконы Божией Матери. С 1636 г. московская святыня обрела здесь, в виду Лобного места, где про­исходило ее чествование в 1613 г., свое постоянное место. «Созда же церковь прекрасну во имя пречистые Богородицы, честнаго ее чюдотворного образа Казанские... все же сия назда благочестия хранитель и царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии в пятое десятерице второго ста осмые тысящи лет...». Cобор «во имя образа Пресвятой Богородицы иже в Казани» был освящен 16 октября 1636 г. в самой торжественной обстановке, в присутствии государя Михаила Федоровича Романова и патриарха Иоасафа. Этот храм был возведен православными людьми в благодарность Господу и Его Пречистой Матери за избавление Отечества от польских захватчиков и прекращение смуты на Русской земле. Государем Михаилом Феодоровичем было установлено дважды в год совершать крестные ходы из кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «Един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», – и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской».

Молитва пред Казанским образом Божией Матери:

О пресвятая госпоже Владычице, Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою твоею, молим Тя: не отврати лица твоего от прибегающих к тебе. Умоли, милосердная Мати, Сына твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, да утвердит державу Российскую во благочестии, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница. Избави всех, с верою тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия твоя, сподобимся небесного царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Oтца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Эта молитва, как и вся Служба Казанской иконе Божией Матери, составлены известным русским гимнографом страдальцем за землю Русскую сщмч. Гермогеном, патриархом Московским и всея России, чудотворцем († 1612).
См. также: http://expertmus.livejournal.com/35722.html

Казанская икона Богоматери.
Первая половина XVIII в.
31 х 26.
Оклад.
Конец XVIII в.
31,3 х 26,5.
ЦМиАР. КП 4214.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева путем приобретения у частного лица.
Сохранность: крупная реконструкция живописного слоя в правой нижней части лика Богоматери, утраты надписей, тонировки, потертость серебра на фоне, небольшая деформация оклада.

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий, который тысячу дней и ночей стоял на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги (http://expertmus.livejournal.com/39924.html). Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Карам). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя…». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.

Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери (см. видео вверху). Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву…

Сталин исполнил предначертанное свыше (http://expertmus.livejournal.com/36438.html). Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали наши святые и верные пастыри Русской Православной Церкви.

9/22 июня 1941 года. Первыми словами Митрополита Сергия, узнавшего о начале войны, по свидетельству его келейника, были: «Господь милостив, и Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну нашей победой» (Патриарх Сергий и его духовное наследство. Издание Московской Патриархии. 1947. С. 234).

Служивший в эти дни тайно в Сергиевом Посаде известный катакомбный священник архимандрит Серафим (Батюков, † 19.2.1942) на задававшийся всеми приходившими к нему вопрос «Кто победит?» отвечал: «Победит Матерь Божия».

22 октября/4 ноября 1941 года. Очевидец вспоминал: «Литургия в Елоховском Соборе в день праздника Казанской иконы Богоматери [...] как бы предварила выступление И. В. Сталина по радио 6 ноября 1941 года в день прославления иконы Богоматери “Всех скорбящих Радость”. Храм переполнен. Перед встречей архиерея два тогдашних московских благочинных - отец Павел Цветков и отец Феодор Казанский - в полном облачении через Царские врата центрального алтаря, высоко приподняв и благословив ею молящихся, вынесли икону Казанской Божией Матери и положили на аналой перед архиерейской кафедрой. [...] Еще раз раскрылись Царские врата и на солею в полном... облачении вышли архиереи: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Саратовский Алексий (Толстопятов), архиепископ Калужский Алексий (Сергеев), епископ (потом митрополит) Питирим Курский, епископ Горьковский и Арзамасский Сергий и все настоятели московских церквей, а было их тогда всего семнадцать [...] Старшим протоиереем служил ключарь Елоховского Собора о. Петр Голубев, бывший настоятель Покровского храма на Красносельской улице; старшим протодиаконом - отец Николай Орфенов и два протодиакона. [...] Архиереи остались на солее, а о. Николай Орфенов со свечой в руке сошел с солеи и совместно со священством вышел в трапезную встречать архиерея. Появился седой митрополит в белом клобуке, чрезвычайно интеллигентной внешности [...] Так я впервые увидел владыку Николая (Ярушевича), с которым впоследствии был лично хорошо знаком [...] Общеизвестно, что владыка Николай - выдающийся оратор-проповедник. Проповедь владыки Николая была посвящена образу Казанской Богоматери. Вдохновенно говорил он о защите Богородицей России от наступающих врагов. И сейчас звучат его властные и страстные интонации: “Мы пройдем через все испытания и мы под знаменем Богородицы победим врага. С нами Бог, с нами Богородица. Мы молимся о единстве нашего народа. Мы верим, победа придет!” [...] Кончилась Литургия, начались уставные многолетия. О. Николай Орфенов произнес многолетие Митрополиту Сергию (путешествующему), митрополиту Николаю, всем архиереям по старшинству. [...] Впервые произнес многолетие Сталину протодиакон храма Святителя Николая, что на Новокузнецкой улице, отец Иаков Абакумов. Отец Иаков – родной брат начальника СМЕРШа (“Смерть шпионам” – военная контрразведка) и заместителя Наркома обороны СССР (то есть И. В. Сталина) [В. С.] Абакумова. – Такое я услышал впервые!.. Обладатель низкого звучного баритона, о. Иаков Абакумов начал: “Богохранимой стране Российской, властем и воинству ея... и первоверховному Вождю...” И вдруг десятками сотен голосов грянули молящиеся, заглушив отца Иакова: “Многая лета!!!” (Свенцицкий А. Б. Они были последними?: Воспоминания (Жизнь московского духовенства и интеллигенции в 1920-1950-е гг.). М., 1997. С. 121-123).

По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского (1899-1986), почитаемая Казанская икона, находившаяся в Фатиме (Португалия), а затем в папской капелле в Ватикане (см. видео внизу), представляет собой известный «дивеевский» список чудотворного Казанского образа. Когда протоиерей Стефан в 1976 г. увидел цветную фотографию Казанской иконы, находившейся в то время в католическом монастыре в Фатиме, то без всяких сомнений, как он пишет об этом во второй части Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, признал в ней икону матушки-первоначальницы Дивеевской обители Александры. Отец Стефан неоднократно бывал в Дивееве и особенно хорошо запомнил своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, изумрудами, мелкими рубинами и жемчугом на одеждах, фоне, полях. Этот оклад отец Стефан имел возможность со вниманием рассмотреть в Таганроге в 1943 г. Во второй части Летописи протоиерей Стефан приводит исторические сведения о Казанской иконе в предвоенные и военные годы: «Когда разорялся Дивеев в 1927 году, блаженная Мария Ивановна сказала, чтобы эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я и видел ее и хорошо запомнил. Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими Уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. И много других мелких камней. Вообще это была драгоценнейшая риза, так как имения матушки-первоначальницы были настолько огромны, что находились на территории трех губерний. Риза была поразительной красоты. Добравшись до Югославии, уже в сане архимандрита, о. Серафим был там, по приходе туда Красной Армии, арестован, и икона была отобрана. Попав[шую] в руки торговцев икону оценили в полмиллиона долларов. Православные люди пытались ее выкупить и объявили сбор, но ничего не вышло. Тогда через много лет ее продали Фатимскому католическому монастырю за 3 миллиона долларов, в настоящее время эта икона - главная святыня Фатимского монастыря. Они ошибочно считают (судя по ценности), что это икона Казанского собора в Петербурге, только потому, что риза на ней драгоценная» (Протоиерей Стефан Ляшевский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая с 1903 года по 1927 год. Машинопись).

По информации Ватикана, в 1950 г. в Англии икону приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли (Farley castle) Ф.А.Митчелл-Хеджез (F.A.Mitcell-Hedges), который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне Кириллом Бантом (Cyril G.E.Bunt) считал икону той самой, которая явилась в 1579 г. в Казани. В 1955 или 1956 году г. Митчелл предлагал купить икону видному иерарху и богослову Русской Православной Зарубежной Церкви архиепископу Сан-Францискому и Западноамериканскому Иоанну (Шаховскому). Предлагалась икона за «символическую» сумму 92000 фунтов стерлингов, затем предложение о покупке делали и наследники г. Митчелла, но архиепископ Иоанн не в состоянии был принять его. В 1962-1963 гг. икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка, наследники г. Митчелла назначили за нее цену в 500000 долларов. По экспертизе Фрэнка Дорленда (Frank Dorland), икона считалась древней, подлинной, написанной до 1450 г. (?), исследование в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей; камни и алмазы на окладе признаны подлинными. В Америке было распространено мнение, которого придерживался и владыка Иоанн, что это явленная в 1579 г. в Казани икона. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, 8 декабря он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 г. католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 г. находилась в Ватикане.

Размер иконы, находившейся в Ватикане (31,1 х 27) больше размера чудесно явленного в Казани образа (26,7 х 22,3). Вид московского списка, который был чуть больше (27,3 х 24,5) явленной иконы, но меньше находящейся ныне в Ватикане, известен по архивной фотографии. На чудотворной иконе Казанской Божией Матери в Казанском соборе в Москве были 2 подписи ее реставраторов: « 146 года сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин» (1638 г.) и другая (1754 г.): «А сего: 754:го паки сей стый обра… поновляла г-жа баронесса Прасковия Ивановна Строганова» (Тренев Д.К. Сохранение памятников древне-русской иконописи // Иконописный сборник. Вып. I. Спб., 1907. С. 123). Когда в 1930 г. был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936‑м г. его полностью снесут), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после занятия Храма Христа Спасителя обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х гг. был закрыт и разрушен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных фондах. К сожалению, как и в случае с храмовыми синодиками о вечном помине душ (http://expertmus.livejournal.com/42638.html), Церковь не предпринимает никаких усилий по розыску и возвращению ни чудотворных икон, ни литургической утвари…

Правда, когда дело касается международных контактов, то вдруг проявляется заметная активность, как было в случае с возвращением в Россию «ватиканского» списка Казанской иконы. Но состав «экспертов», которых направили от лица Русской Православной Церкви в совместную с Ватиканом комиссию, оказался весь как на подбор представлен «выходцами из южных краев», как изящно выражается Михаил Задорнов. Всё те же Г.В. Попов и Л.И. Лифшиц, которые не то что некомпетентны, но попросту воинствующие антицерковники, которые поносят почем зря православные святыни (http://expertmus.livejournal.com/42405.html). Спрашивается, как могли попасть эти одиозные фигуры в патриархийный список? Да, всё по протекции того же С.Л. Кравца, который заказывает им компиляторские статьи для «Православной энциклопедии» и был не прочь смотаться в их "теплой компании" в Ватикан…


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: Геннадий Мокеев, иконопись, святыня, фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments