expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Синодик прп. Иосифа Волоцкого

18 октября (31 октября по н. ст.) в Церкви совершается память прославления (1591) и обретения честных мощей (2001) прп. Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца († 1515).




Боголюбская Богоматерь и прп. Иосиф Волоцкий.
Прорись с иконы XVI в.


В описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1591 г. у гробницы прп. Иосифа указан рядом с иконой Страшного суда «образ Пречистые Богородицы стоячей, пядница, на празелени, во облаце Спасов образ, в ногах Иосиф чудотворец» (ИРЛИ. Оп. 26. № 20. Л. 60).

Первый наместник Иосифо-Волоколамского монастыря с момента его восстановления митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), трудившийся в обители до своей кончины 4 ноября 2003 г., положил за одну из главных задач вернуть былое почитание одной из главных волоколамских святынь. А сделать это было далеко не просто.
Еще в конце XVII в. при строительстве нового собоpа были предприняты поиски захоронения прп. Иосифа Волоцкого, который был погребен в 1515 г. в подклете Успенского собора Волоколамского монастыря. Судя по архивным документам, в 1688 г. нашли «близ гpоба чудотвоpца Иосифа... некакие голые кости» и пеpезахоpонили их снаpужи. В 1718 г. аpхимандpит Геpман те «кости» тайно выкопал и пеpенес в аpкосолий Успенского собора. Во время посещения монастыря Преосвященный епископ Кpутицкий Алексей повелел эти «кости» поднять из-под спуда и пеpеложить в позолоченную pаку (см. илл. в центре). В 1725 г. Св. Синод учинил следствие, в результате которого «кости» из pаки были вынуты и «погpебены в том месте, где были».


Таким образом, было известно, что прп. Иосиф должен был лежать напротив алтаря древнейшего каменного собора 1484 г., т.е. у южной стены собоpа 1688 г. Однако вероятность отыскать его честные мощи после безбожного разорения была минимальной. Дело в том, что при реставрации Иосифо-Волоколамского монастыря в начале 1970-х гг. в Успенском собоpе были проведены pаботы по укpеплению несущих столбов. По техническому заданию pеставpатоpы должны были усилить фундамент, залив бетоном на метp в ширину и на 1,5 м в глубину. По словам членов реставрационной бригады, все выкопанные в ходе работ в соборе «косточки» «собpали в кучку, смели на газетку, залили бетоном и закpыли каменными плитами». Так, например, произошло с останками волоцких князей - Федоpа Боpисовича и Ивана Боpисовича. Напомним, что с одним из них - князем Федором Борисовичем Волоцким, захватывавшим монастырское имущество,-  произошло столкновение прп. Иосифа в 1507 г., когда Иосиф Волоцкий вынужден был заявить о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя Василия III. После реставрационных работ прошлого столетия останки князей оказались залиты бетоном…

Однако относительно честных мощей прп. Иосифа Господь судил иначе, и 31 октябpя 2001 г., во время праздничной Литургии в день пpославления прп. Иосифа Волоцкого, было обнаружено нетронутое захоронение первого игумена Волоцкого, чудотворца (см. илл. внизу). При жизни прп. Иосиф, «посрамивый еретическая мудрования», носил двухпудовые железные веpиги, и на ключицах обретенных мощей были обнаружены отчетливые следы, которые они оставили (см. видео).

К дню памяти грозного обличителя ереси жидовствующих на Руси публикуется фрагмент Синодика Иосифо-Волоколамского монастыря, начало которому положил сам прп. Иосиф Волоцкий при основании своей обители в 1479 г.

Как было заведено в Иосифо-Волоколамском монастыре со времени первого игумена прп. Иосифа Волоцкого в вечный Синодик записывался весь род вкладчика в монастырь.

В Синодике Иосифо-Волоколамского монастыря перед общим поминанием и помянником находились три текста-предисловия: 1) Церковное учительное слово с цитатой из Апостола (1 Кор. 2, 9) – ныне утрачено; 2) Отрывок из слова свт. Иоанна Златоуста: «Аще неции дети будут тати и разбойники»; 3) Учительное слово о святителях как «пастухах словесных овец со опасением иметь попечение о душах их» (Л. 1-2).

В заглавии Синодика Иосифо-Волоколамского монастыря указано, что Поминание – в обители Пресвятой Богородицы, в монастыре князя Бориса Васильевича – начал писать грешный инок Иосиф в 1479 г., причем дата написана тем же полууставом и теми же киноварными чернилами на нижнем поле под знаком вставки (Л. 3).


Автограф прп. Иосифа Волоцкого.
Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря.
1479-1507 гг.
ИРЛИ. Оп. 23. № 52. Л. 3.

Следом за Синодиком помещено «Сказание…» с изложением повседневного поминовения на Литургии, совершения 3 панихид в неделю (понедельник, среда и пятница) и ежедневной заупокойной литией после вечерни и утрени (Л. 40-44). В следующем за «Сказанием…» тексте упоминается субботняя заупокойная служба в составе седмичного богослужебного круга (Л. 57). Синодик завершает подборка святоотеческих текстов о необходимости поминать усопших: на Литургии, по молитвам святых, а также милостыней и приношением (свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Дионисий Ареопагит, свт. Григорий Нисский и прп. Ефрем Сирин).

В 1504 г. предисловие к Синодику, помещенное прп. Иосифом Волоцким перед вечным Помянником в 1479 г., было им переработано в связи с утверждением новой системы поминовения. Данная общецерковная практика стала боговдохновенным ответом грозного обличителя ереси жидовствующих на их лживые «мудрования», отрицающие воскресение мертвых и необходимость поминовения усопших.

К сожалению, в наши дни эта духовная традиция прп. Иосифа Волоцкого предана забвению. Более того, по неизвестным причинам возрождение Православия в России после безбожного лихолетья не привело к одновременному возвращению в обиход РПЦ прежних поминальных книг, хотя они воплощают собой связующую нить времен, не говоря уже о легитимации. Нет ни усилий по поиску утраченных синодиков, ни попыток их реконструкции, а ведь именно вклады на ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ дали возможность возвести ту или иную православную обитель или храм. Как будто воинская часть, куда в списки «навечно» был зачислен павший воин, была в одночасье расформирована и канула в Лету…   

СИНОДИЧНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ (ТРЕХСЛОВНОЕ) 1479 г.

Якоже Златоустый глаголеть: «Аще нЪции дЬти будуть татие или разбойници или пияници, да тЬмъ погубят память родитель своих, и будуть пусти и беспамятни». Сих же память прЪбываеть въ вЪкы, ихже имена написана суть въ книгах сихъ доколЪ миръ вселеныя стоить и церкви свя­тая, за нихже приносятся къ Богу бескровныа Жрътвы за вся православныя христианы и до скончаниа мира сего, дондеже приидет Праведный Судиа, въздасть комуждо по дЪломъ его.

Си же пишемъ вамъ, пастухом, рекше, игуме­ном и учителем Христова стада, иже кто мнихъ па­ствы вашея нищетою духовною // живя прЪставится от житиа сего, не глаголите: «Не далъ клада, не пишемъ его поминание», — то уже нЪсте пастыри, нъ наимници и мъздоимъци. Како дръзнете рещи пред Богом въ страшный день: «Се азъ и дЪти мои», — а не приносяще за душа ихъ длъжных молитовъ. Аще ли кто имЪя что прЪставися, а не дастъ церкви Божий, ни отцю своему пастуху, нъ оставить плотьскому роду своему и вы опрочЪ есте rptxa сего; ихже бо възлюби, о тЬх чаеть и прияти: «СЪя въ плоть, от плоти пожнеть тлЬние; сЬяй въ духъ, от духа пожнет жизнь вЪчную». Ты же, пастуше словесных овець, съ опасениемъ имЪй попечение о душахъ ихъ, да съ // дерзновениемъ речеши пред Богом: «Се азъ и дЬти мои».

Аще ли кто чреду удръжа Божественыя служ­бы, рекше недЪлю, лЪностию и небрежениемъ не поминаеть въ книгахъ сихъ — самъ непомяновенъ будеть пред Богом: В нюже бо мЪру мЪрить, отмЪрится ему праведнымъ судомъ Божиимъ. Емуже слава въ вЪкы. Аминь.//

Синодик-Помянник (вечный)

Сие Поминание во обители ПрЪсвятыя Владычица наша Богородица и Приснодевы Мариа, въ манастыри благовЬрнаго и благочестиваго князя Бориса Васильевичя.

Начатокъ бысть писати сие Поминание грЬшнымъ и непотребным инокомъ Иосифом в лЬто 6987. Иже кто священьствуяй въ святЬй обители сея, да поминаеть писаных въ По­минании семъ.

О живых: о здравии и о спасении благочестивыхъ царий, о здравии и о спасении бла­гочьстивых князей нашихъ, князя великаго, и о всЬх благочьстивых и христолюбивых кня­зей, иже Ру//сьскою Землею пекущимися, о воехъ ихъ, и о всЬхъ православных христианЬхъ.

См. также: http://expertmus.livejournal.com/20192.html




© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: ересь жидовствующих, лекторий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments