Тропарь свт. Митрофану, Воронежскому чудотворцу, глас 4:
Правило веры и образ кротости, / словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси: / темже и во светлостех святых / солнца светлейши возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак свт. Митрофану, Воронежскому чудотворцу, глас 8:
Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Молитва свт. Митрофану, Воронежскому чудотворцу:
Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившееся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим , богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от православныя Церкви обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное царство святых Его: и да избавит царствующие грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом, слава и держава во веки веков. Аминь.
Святитель Митрофан Воронежский.
1830-е гг.
16,8 х 13,2.
Оклад.
1837 г.
Санкт-Петербург. Мастер А.З.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4601/1-2.
Сохранность: утраты дерева по краям доски, незначительные утраты краски (тонированы), золочение на венцах оклада почти утрачено, венцы деформированы, патина.
Митрофан Воронежский (1623-1703) в 40 лет принял монашеский постриг в Золотниковской пустыни близ Суздаля. Управлял Яхромским Козминым и Макарьевым Унженским монастырями. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 г., по решению Московского Церковного Собора 1681 г., была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 г. возглавил Патриарх Иоаким. Свт. Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Свт. Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя Петра I. Во главе воронежской епархии свт. Митрофан много способствовал сооружению в Воронеже первого русского флота и поддержал ее материально. Когда в 1696 г. русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел свт. Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Преставился к Богу свт. Митрофан в 1703 г. в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь Петр Великий своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца». Честные мощи святителя были дважды обретены нетленными в 1718 и 1735 гг. В 1832 г. свт. Митрофан Воронежский был причислен к лику святых. Дни памяти свт. Митрофания 23 ноября и 7 августа. Святитель Митрофан оставил духовное завещание, подлинник которого хранится в Государственном Историческом Музее (820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: «Сия изустная духовная потпи (сал) я... епископ Митрофан Воронежский». На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII в.: «Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня» (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II. 820-1051. М., 1973. С. 6). В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злаго - спасен будешь».
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.