?

Log in

No account? Create an account
рублев

28 июня / 11 июля – иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

Святая Гора Афон.
Хиландар.

Тропарь пред иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», глас 4:

Днесь всемиpная pадость возсия нам велия,/ даpовася святей гоpе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изобpажением тpичисленно и неpаздельно пpечистых pук Твоих,/ в пpославление Святыя Тpоицы,/ созываеши бо веpных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема имаши Сына и Господа деpжати,/ тpетию же яви на пpибежище и покpов чтущих Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, пpитекающии к Тебе веpою,/ пpиемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от вpагов защищение./ Сего pади и мы вкупе с Афоном вопием:/ pадуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.

Кондак пред иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», глас 8:

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши,// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Величание:

Величаем Тя, / Пренепорочная Дево, / и чтим чудеса образа святаго Твоего, / трех пречистых рук Твоих явление // в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Молитва пред иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица»:

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В службе чудотворной иконе "Троеручица" указано: "краегранесие: Под Твою милость прибегаем, Богородице. Творение протоиерея Мирка" (Минея. Июль. Ч. 2. М., 1988. С. 55). В основу акростиха взято начало песнопения.

Икона Богоматери "Троеручицы" в Хиландарском монастыре на Афоне   

    Cреди многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре. (1). Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г. (2).
     Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу. Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой - поясное изображение св. Николая. Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX в. на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом (3).
     Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы. В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая. Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. ("Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν") расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех». Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.
     На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте - в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.
    Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной. (4) По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами. Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.
     В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы,(5) а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) (6). Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г., где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г. или около этого времени. (7).
     Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря. (8) И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
     В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. - неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.
     Было ли появление вотивной руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Знали ли Хиландарские монахи о существовании македонской Троеручицы? Ответов на эти вопросы нет и в другой легенде о чудотворной Хиландарской иконе, где речь идет об истории ее появления. Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). В греческом варианте X в. Жития св. Иоанна Дамаскина святой дарит иконе Богоматери серебряную вотивную руку в благодарность за случившееся с ним чудо. Именно после молитв перед этой иконой прирастает отрубленная калифом (по другой версии - императором Львом III) правая рука святого. Эту же икону берет святой с собою, когда удаляется в Палестину в Лавру св. Саввы близ Иерусалима. Далее начинается рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского. В 1219–1235 гг. святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св. Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы, ( 9) а Троеручицу берет с собою в Сербию.
     Существуют различные версии дальнейшей судьбы иконы. Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в Хиландар. По другой - это происходит в XIV в., когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропадают и появляются чудесным образом перед воротами Хиландара. Третья версия близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь. (10) О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII в., наглядно свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени». (11) А 20 июля 1661 г. костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске - копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону. (12) Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге, (13) в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве. (14). В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».
     Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство - архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы. Когда в 1684 г. афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука. Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его. (15)
     Изображения Хиландарской Троеручицы получили распространение в графике (ксилография и гравюра на меди). Самая ранняя из известных нам гравюр на меди была исполнена в 1755 г. в Вене Томасом Месмером (иконография Троеручицы передана неправильно), печаталась в 1757 и 1764 гг. и с изменениями в 1779 г. (16) Она представляет Троеручицу в верхней части сложной многочастной гравюры. Иконография чудотворной иконы передана достаточно точно, гравер только добавляет двух коронующих ангелов. Последняя деталь позднее повторяется на большинстве гравюр, хотя и не соответствует подлинному виду чудотворной иконы. Небольшое изображение Троеручицы на роскошной московской гравюре 1757 г. восходит к прототипу Месмера. Тот же самый иконографический тип повторяется в венских листах 1763 и 1764 гг.(17) Наконец большая венская гравюра 1779 г. показывает Троеручицу в иконографическом изводе Елеусы-Гликофилусы. (18)
     Первое самостоятельное изображение иконы Богоматери Троеручицы на полном листе появляется, насколько нам известно, в 1816 г. в оттиске Хиландарского монаха Павла Болгарина. (19) В двух близких листах 1817 и 1818 гг. икона изображена в центре, поддерживаемая святыми Саввой и Симеоном. (20) На две гравюры XIX в. указал в своей монографии Е. Томов, (21) а четыре гравюры XVIII–XIX в. опубликовал Д. Давидов. (22) Несколько интересных образцов печатных изображений Троеручицы было представлено на выставке «Иконы на бумаге. Графика Святой Горы Афон» в 1993 г. в Музее икон в Реклингхаузене, Германия. (23)

Примечания:

1.      Основную литературу см.: Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 251–253; Bentchev I. Die „Dreihändige” Gottesmutterikone im Hilandar-Kloster auf Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst. Bochum, 1993. 3. S. 46–52. [Через год после публикации данной статьи увидела свет работа, на которую непременно хотелось бы обратить внимание читателей: Татиħ-Ћуриħ М. Троjеручица светога Саве и њен култ у православном свету // Сборник радова, Београд 1997. С. 133–160. — И. Б.]

2.      Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.

3.      Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.

4.      Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.

5.      Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.

6.      Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 18; Кашанин М. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.

7.      Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.

8.      Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.

9.      Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 172–173.

10. Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни... С. 300.

11. Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.

12. Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41.

13. Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275.

14. МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71.

15. Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990 (Slavische Veröffentlichungen. Bd. 70). S. 63.

16. Динко Давидов (Хиландарска графика, Београд 1990, N 5), убежден, что прототип делал серб Захарий Орфелин, но не пишет где. Папастратос (с. 18, сн. 3) не пишет ничего конкретного. Вариант 1779 г. тоже печатался два раза позднее, при том тоже с незначительными изменениями, но с той же датой "1779".

17. Ντόρη Ραπάστρατου. Χαρτίνες Ειϰόνες Ορθοδόξα Θρησκευτικά Χαρακτικά 1665–1899. Athens, 1986. N 460–465.

18. Давидов. N 28.

19. Томов Eв. Български възрожденски щампи, София, 1975. Рис. 13.

20. Ντόρη Ραπάστρατου. Χαρτίνες Ειϰόνες Ορθοδόξα Θρησκευτικά Χαρακτικά. N 466, 467.

21. Томов, Български възрожденски щампи. Рис. 91 и 153. Рис. 295 у Томова — гравюра «Св. Савва и св. Симеон Сербский с иконой Богоматери Троеручицы» монаха Арсения 1818 г.

22. Давидов, кат. 3 - гравюра 1763 г.; кат. 28 - гравюра Павла Болгарина Хиландарца 1816 г.; кат. 33 - гравюра «Св. Савва и св. Симеон Сербский с иконой Богоматери Троеручицы» монаха Арсения 1818 г.; кат. 47 - гравюра, ок. 1860 г.; кат. 55 - Богоматерь Скоропослушница из монастыря Дохиар и Богоматерь Троеручица, втор. пол. XIX в.

23. 23 Eva Haustein-Bartsch, Ikonen auf Papier - Graphik vom Berg Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst 1, Bochum 1993. S. 7–17.

Опубл.: Бенчев И. Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне // Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Макариевские чтения. Вып. XIII. Можайск, 2006. С. 192-198.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Comments

Очень люблю эту икону Божией Матери.

С Праздником Вас!
Вы меня удалили, а я всего лишь в жж не заходила во время поста. :(
Спасибо! С праздником!
такая икона есть в одном их храмов Великого Новгорода.
Моя любимая икона Богородицы.