В 1868 г. произошло весьма знаменательное событие: начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин покупает в Хевроне участок с Дубом Мамврийским, а затем и несколько прилегающих смежных владений (25). В мае 1871 г. он писал: "Дубрава Мамврийская есть дубрава русская. При ветхом Дубе Мамврийском была уже совершена божественная литургия... Родоначальник всех наших троицких березок и всякого "клеченья", заветный Дуб, истинно говоря, завещан был России, а потому и достался ей. На восход солнца во вторник мы увидели импровизированный алтарь, устроенный в самом трехчастном разветвлении ствола дерева. Там, под открытым небом, при тихом шелесте вечно зеленеющих ветвей, в прохладе и благоухании весны, поклонялись мы триипостасному Божеству" (26). В 1884 г. от посетивших "дубраву Мамврийскую" Иерусалимского патриарха Никодима и Константинопольского патриарха Иоакима III было получено благословение на строительство здесь церкви, но к ее сооружению удалось приступить только после проведенного сбора пожертвований по всем приходам Русской Православной Церкви, в 1907 г. Уже после того, как дерево зимой 1888-1889 г. было сломано бурей, при новом начальнике Миссии - архимандрите Леониде Сенцове. Освящен был храм только в 1925 г.
Это место очень притягивало русских паломников. По свидетельству одного из них, "К сожалению, дуб уже засыхает, но кругом его растут его потомки, сохраняя память о дубраве Мамврийской. Около дуба в виде палатки устроен навес, и в нем каменный мраморный престол, на который кладется антиминс при совершении литургии" (27). Другой паломник отмечает: "Греки по зависти, и франки по ненависти и теперь подсмеиваются над русскими: - вот, говорят они, как только схизматики завладели дубом, так, видимо, гнев Божий обрушился на то место: дуб стал сохнуть за грехи "Москов". И действительно, русские поклонники на этот раз виноваты в том, что несмотря на зоркую бдительность стражи, охраняющей его, они всегда найдут возможность святотатственно сломить или веточку с него, или отколоть кусочек коры" (28). Впрочем, далеко не все, конечно, поступали таким образом, а некоторые из паломников увозили из Святой Земли иконы с изображением Троицы Ветхозаветной, а точнее - Гостеприимства Авраама.
Выполняли эти иконы главным образом жившие в Палестине, вероятнее всего при Миссии, русские иконописцы. На сегодняшний день трудно представить по отдельным, притом довольно изолированным примерам характер их работы. Можно лишь говорить о том, что такие иконы стали появляться уже в начале 1870-х гг. Именно тогда моим прадедом, Д.И. Шумицким, была привезена небольших размеров /17,9 х 12,7 см/ икона, писанная па кипарисной доске, в технике яичной темперы, на золотом фоне, в традиционной иконописной манере. В сопроводительной надписи сюжет обозначен как "Святая Троица", но в композицию включены фигуры прислуживающих ангелам Авраама и Сарры. Не исключено, что ориентиром послужила выполненная около 1659 г. и находящаяся в московской церкви Троицы в Никитниках икона Святой Троицы со сценами бытия, школы царских иконописцев. Естественно, здесь все заметно упрощено, хотя общий уровень письма вполне профессиональный, с некоторым налетом академизма. О том, что эта схема широко разрабатывалась в московской иконописи второй половины XVII в., свидетельствует и икона Троицы с бытием, выполненная около 1675 г., из церкви Михаила и Феодора Черниговских.
Общий характер русских икон из Иерусалима с изображением Святой Троицы заметно изменяется к 1880 г., когда выполнена одна из известных /размером 13,0 х 13,0 см/, на торцовом срезе ствола дерева, в тщательной иконописной манере, с изображением дуба с широкими раскидистыми ветвями, со следующей девятистрочной надписью на оборотной стороне: "Святая Троица. Изображена на дереве Мамврийского дуба. Видимое на сей иконе древо есть точный снимок с натуральнаго древа, что близь стараго Иерусалима. 1880 июня 6 дня" (29). В более позднее время аналогичные по характеру иконы снабжались соответствующим штампом с оборотной стороны. Существуют подобные произведения даже послевоенного времени, написанные в академической манере. Одно из них было, например, привезено архиепископом Пименом Хмелевским, в бытность его начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Все эти паломнические иконы Святой Троицы, связанные своим происхождением со Святой Землей, никогда не были предметом изучения. Поэтому их эволюция и распространение в России остаются неизвестными, хотя, можно думать, в последней трети XIX - начале XX вв. их привезено значительное количество. Конечно, вряд ли их изготовление носило подчеркнуто массовый характер, поскольку каждая икона выполнена индивидуально. Тем не менее, возможна и весьма желательна систематизация образцов письма, как и их статистический учет. В сущности перед нами одна из интереснейших страниц русского иконописания, подобно афонскому развивавшегося вне пределов самой России, но ориентированного исключительно па паломников из России.
Таким образом, можно говорить о двух своеобразных сериях паломнических икон Святой Троицы, получивших распространение в русских пределах и разделенных большим промежутком времени, существующим между изготовлением резных образцов в Троице-Сергиевом монастыре в XV-XVI вв. и живописных в Иерусалиме на рубеже XIX-XX вв. То есть в совершенно различные эпохи, совершенно несопоставимые, из которых одна явилась Золотым веком в развитии московской иконописи, а другая - концом вековой сакральной традиции. Для нас она скорее представляет мост, соединяющий с духовной культурой той тысячелетней России, наследниками которой мы осознаем себя сегодня с особой остротой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904; Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. СПб., 1895; он же. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900; он же. Искусство Палестины в средние века // Византийский временник. 1928. Т. XXV. С. 77-86.
2. Grabar A. Ampoules de Тerre Sainte (Monza-Bobbio). Paris, 1958.
3. Weitzmann K. "Loca Sancta" and Representational Arts of Palestine // Dumbarton Oaks Papers. 1974. Vol. 28. P. 31-56.
4. Сократ Схоластик. Церковная история. Μ., 1996. С. 41.
5. Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 156.
6. Ульянов О.Г. "Гостеприимство Авраама": библейская святыня и догматический образ // Троицкие чтения. 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 57.
7. Frazer Μ. A Syncretistic Pilgrim's Mould from Mamre (?) // Gesta. 1979. Vol. XVIII(l). P. 137-145.
8. Kadar Z. A propos des representations de la Philoxenie d' Abraham sur mosaiques de Ve-VIe siecles // Зограф. 1975. № 6. P. 5-6. Fig. 1.
9. Хождение игумена Даниила // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. С. 71-73.
10. Книга Паломник. Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа новгородского, в 1200 г. Под ред. Лопарева X. М. СПб., 1899. С. 19-20, 43, 80-81.
11. См: Ульянов О.Г. "Гостеприимство Авраама". С. 51-72.
12. Alpatov Μ. La "Trinite" danc l‘art byzantin et l‘icone de Roublev // Echos d' Orient. 1927. № 146. P. 150-186; Малицкий Η. К истории композиции Ветхозаветной Троицы // Seminarium Kondakovianum. Prague, 1928. Т. II. С. 33-46; Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона Троицы из Троице-Ссргиевой лавры и Троица Андрея Рублева // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 115-154; Салтыков A.A. Иконография "Троицы" Андрея Рублева / / Древнерусское искусство. XIV-XV вв. М., 1984. С. 77-85; Троица Андрея Рублева. Антология. Сост. Вздорнов Г.И. Изд. 2-е, испр. И доп. М., 1989.
13. Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. С. 112.
14. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников // САИ. Л., 1982. Вып. Е1-47. №№ 34, 67, 127, 132.
15. Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. / / САИ. М., 1983. Вып. Е1-60. С. 116. Табл. 47. № 268.
16. Белецкий В.Д., Белецкий С.В. Изображение Троицы на именных владычных печатях Пскова. /К иконографии композиции/ // У истоков русской культуры XII-XVII века. Сб. статей. СПб., 1995. С. 41-59. Илл. 24-33.
17. Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. С. 67-68. Табл. 18. № 84.
18. Там же. С. 92. Табл. 31. № 174.
19. Рындина A.B. Влияние творчества Андрея Рублева на древнерусскую мелкую пластику XV-XVI веков. Ветхозаветная "Троица" // Древнерусское искусство XV - начала XVI веков. М., 1963. С. 119-132.
20. Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. С. 128, 138-139. Табл. 54, 61. №№ 305, 341, 343, 344; Рындина A.B. Влияние творчества Андрея Рублева... С. 125, 127. Илл. с. 126, 128.
21. Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. №№ 45, 46, 51, 53, 62, 65, 73, 85, 86, 90.
22. См.: Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV-XIX веков. Каталог. М., 1992.
23. Христиане на Востоке. Искусство мелькитов и инославных христиан. Каталог выставки. СПб., 1998.
24. Sotiriou G. et Μ. Icones du Mont Sinai. Athеnеs, 1956. Τ. I. Fig. 40, 57, 61, 79, 91, 94, 135, 205, 206, 210, 216.
25. Палестина. Святая Земля в ее прошлом и настоящем. СПб., 1914. С. 483-494; Киприан /Керн/, архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме /1817-1894 гг./. Белград, 1934. С. 160-163; Никодим /Ротов/, архим. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Богословские труды. Сб. 20. М., 1979. С. 43-44.
26. Цит. по: Палестина. С. 484.
27. Там же. С. 486.
28. Там же. С. 488.
29. Троица Андрея Рублева. Антология. С. 143. Илл. 61, 62. Известно о том, что поскольку Дуб Мамврийский стал от старости болеть и крошиться, то архимандритом Леонидом, ставшим начальником Русской Миссии в Иерусалиме с июня 1903 г., часть его была спилена, и на отдельных пластинах стали писать иконы, чаще всего Святой Троицы, посылая их затем в Россию или поднося в Иерусалиме именитым паломникам и благотворителям. - Никодим /Ротов/, архим. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 59.
Публикуется по изд.: Пуцко В.Г. Паломнические иконы Святой Троицы в России // Троицкие чтения. 1999. Большие Вяземы, 2000. С. 100-112.