expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Category:

Счетная палата РФ вывела директора ЦМиАР Г.В. Попова на чистую воду (Ч. III)

 
АКТ
о результатах проверки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации"

VII. Приобретение и использование экспозиционного оборудования.

     Проверкой установлено, что в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отсутствуют достоверные систематизированные учетные данные о сроках и количестве поступившего в музей экспозиционного оборудования, вспомогательных, комплектующих и ремонтных материалов немецкой фирмы "Ротштайн", их движении и списании. Отсутствуют переводы с немецкого языка сопроводительных спецификаций на поступившее оборудование и двухсторонние акты на его передачу музею от ВХПО им. Е.В. Вучетича и Академии Художеств.

     Так, по имеющимся в наличии архивным материалам музея и отдельным фрагментам отгрузочной документации фирмы "Ротштайн" установлено, что в мае 1988 года бывшим Министерством культуры СССР у немецкой фирмы "Ротштайн" было получено экспозиционное оборудование, которое использовалось на выставке "1000 лет русской художественной культуры", проходившей летом 1988 года в залах Академии художеств в дни празднования 1000- летия Крещения Руси. Это оборудование было изготовлено по заказу основного организатора выставки бывшего ВХПО им. Е.В. Вучетича.

     По решению бывшего Минкультуры СССР часть закупленного оборудования была передана музею им. А. Рублева безвозмездно. Первая партия этого оборудования поступила в музей напрямую по накладной № 1260 в мае и июле 1988 года, а оставшаяся часть после завершения выставки в Академии художеств 30 января 1989 года по накладной № 1333 (номера накладных соответствуют номерам отгрузочных спецификаций фирмы "Ротштайн").

     Всего, таким образом, музеем в два этапа было получено 326 единиц различного выставочного оборудования стоимостью 353497 рублей в ценах 1989 года, в том числе: настольных цитрин ДТРО - 57, эрко-трион - электропрожекторов - 44, витрин-столов - 26, легких стен "Интеграл" - 72 единицы и т.д. Кроме того, в качестве дополнительного оборудования получено 10 увлажнителей воздуха, 5 наборов инструмента и 35 единиц различного вспомогательного оборудования.

     Данное оборудование в августе 1989 года актами №№ 1-7 было передано материально ответственным лицам по направлениям его использования (главный художник, главный инженер, научно-фондовый отдел прикладного искусства, склад).

     8.12.89 года в третьей отгрузке через ВХПО им. Е.В. Вучетича по спецификации MV 1ЗЗЗ были допоставлены две специализированные восьмиугольные витрины типа "Аахен 1800" стоимостью 60860 DM и 4 колпака типа SWSH на сумму 13600 DM.

     25 мая 1992 года фирмой "Ротштайн" через ВХПО 6ыла произведена окончательная допоставка экспозиционного оборудования, включая ремонтный комплект для витрин, ранее оплаченного бывшим Минкультуры СССР, по спецификации MV 1333 на сумму 269773 марок ФРГ в том числе: 4 боковых стекла для витрин ДВНМ размером 565x565x1955, 8 баллонов с силиконом, 6 крышек для виртин-столов ДТПО, одна витрина для настенной живописи, 5 светильникбв "Вальдман" и т.д., кроме специальных пил
фирмы "БОШ" на сумму 4474 марок ФРГ.

     Проведенной проверкой состояния учета и использования вышеуказанного импортного экспозиционного оборудования выявлены многочисленные нарушения в организации учета и факты неэффективного и бесконтрольного его использования и бесхозяйственного хранения. Договора на аренду этого оборудования, сдаваемого сторонним организациям, оформляется небрежно, без номеров и дат, а также пунктов о штрафных санкциях за невыполнение их условий, что наносит музею финансовый ущерб.

     Так, по состоянию на 10 февраля 1997 года установлено, что в Mузee фактически находится 285 (по учету 292) единиц экспозиционного оборудования фирмы "Ротштайн", из которых 164 единицы или 56% от общего количества используются в постоянно действующей экспозиции, 25 или 8, 5% для временных экспозиций и конференций, 83 или 28,4% хранятся на складе и 19 единиц или 6, 5% используются не по назначению (1 электропрожектор в комнате охраны, 5 электропрожекторов в дирекции, бухгалтерии и отделе учета музея, 6 витрин сданы по договору в аренду медицинской академии им. И.М. Сеченова, 4 щита невозврат СП "Зеленый Холм" и 4 витрины-стола ДГТМ размером 1130x565x1020 без оформления документов и оплаты аренды используются Приходским советом). Без движения с 1992 года в музее хранится 342 светильника 3-х видов фирмы "ЭРКО" и 480 п/м шинопровода этой фирмы. В действующей экспозиции используются только 48 эркосветильников и 32 п/м шинопроводов.

     Кроме того, проверкой установлено, что поступившие в конце 1989 года 2 специализированные витрины типа "Аахен" стоимостью 60860 DM, 4 колпака типа SWSH суммарной стоимостью 13600 DM и витрина для настенной живописи (поставка 1992 года) стоимостью 690, 0 DM не числятся  по складскому и бухгалтерскому учету и в материалах последней инвентаризации на 1.11.96 не отражены. Особо следует отметить, что специализированные восьмиугольные витрины типа "Аахен" с сигнализационными устройствами в углах на случай открытия двери и изготовленные из безосколочного стекла являются самым ценным экспозиционным оборудованием музея и их единичная стоимость 30430 DM в несколько раз превышает цену любых других витрин, даже из.категории дорогостоящих.

     За последние 5 лет в музее не проводились работы по ремонту и обслуживанию экспозиционного оборудования, с использованием имеющегося ремкомплекта фирмы "Ротштайн" или ремонту с заменой элементов снятых с ранее списанных витрин. В музее, в том числе выставочно-экспозиционном отделе, нет систематизированных данных о количестве и первоочередности витрин подлежащих такому восстановительному ремонту с целью дальнейшего их использования.

     Проверкой установлено, что из 83 единиц оборудования, хранящихся на временных складах, 44 единицы – экспозиционные витрины, из которых 30 или 68 % имеют повреждения различной степени тяжести (7  витрин могут быть  восстановлены с заменой верхних крышек, и 21 требуют среднего и мелкого ремонта), а 3 стоимостью 4.4 млн. рублей    разбиты полностью. Однако руководством музея не приняты меры для выяснения причин такого положения дел, и взыскания с виновников денежных сумм, компенсирующих нанесенный ущерб.

     Складирование и  хранение в подвальном помещении церкви Михаила Архангела этого  дорогостоящего оборудования осуществляется бессистемно, навалом, совместно со старой мебелью, металлическими конструкциями и списанными витринами, разбитые элементы которых не сняты или не закреплены, что создает угрозу повреждения  находящихся  рядом целых витрин при проведении  каких-либо работ, в  том числе по перемещению витрин в этих помещениях.

     Кроме того, директором музея Г.В. Поповым и его заместителем Н.А. Гордеевой в течении почти 2-х лет, несмотря на систематически поступавшие в их адрес от бухгалтерии документы (докладная записка главного бухгалтера директору музея от 16.10.95, телефонограммы зам. директора и главного бухгалтера руководству СП "Зеленый Холм" от 16.11.95, материалы выборочной инвентаризации от 28.06.96, проведенной во исполнение приказа № 64 от 28.06.96,  подписанной и.о.директора Е.В. Морозовым, акт от 28.06.96, докладная  гл. бухгалтера директору музея от  26.04.96 входящий номер 86/ Д, материалы ежегодной инвентаризации на 1 ноября 1996 года) не принимались меры к возврату экспозиционного оборудования, которым незаконно пользуется коммерческая организация СП Выставочный центр "Зеленый Холм". Более того, с их помощью были предприняты попытки представления в бухгалтерию ряда недостоверных документов, скрывающих реальное положение дел. Так проверкой установлено, что по договору без номера и даты, подписанному директором музея Г. В. Поповым СП "Зелёный Холм" в аренду на 1 месяц (с 20 апреля по 20 мая 1995 г.) с оплатой, в. сумме 1, 7 млн. рублей по приходному кассовому ордеру № 86 от 24.04.95 была передана 21 единица или 7,2% от имеющегося в музее экспозиционного оборудования производства фирмы "Ротштайн", в том числе: 7    витрин-тумб размером 565x565x1020 мм, 7 эрко-трион-электропрожекторов и 7 щитов-перегородок размером 1130x40x2260 мм. После окончания  срока аренды 21 мая 1995 года это оборудование не было возвращено музею и без пролонгации договора продолжало эксплуатироваться выставочным центром в 1995 году и до ноября 1996 года, а 4 щита не возвращены до настоящего времени.

     Таким образом, фактическая задолженность центра музею только за аренду оборудования составляет более 30, 0 млн, рублей, так как договором не были предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков возврата арендуемого оборудования.

     С целью сокрытия фактов бесконтрольного и бесплатного использования музейного оборудования сторонней организацией ВЦ "Зеленый Холм", главным художником музея В. А. Ивановым и его подчиненным, материально ответственным лицом инженером пооборудованию Ю.В.  Журавлевым с ведома заместителя директора музея по экспозиционно-выставочной работе  Н.А. Гордеевой, был подготовлен и подписан фиктивный акт о возврате этого оборудования музею 24.05.95 года,  который затем был утвержден директором музея Г.В. Поповым и заверен печатью музея, действовавшей до распада СССР и не сданной в органы МВД в установленном   порядке.  Следует отметить, что этот акт был представлен в бухгалтерию музея только 18.06.96 года, что послужило причиной проведения выборочной инвентаризацией от 28.06.96 года, подтвердившей недостачу 21 единицы оборудования, ранее переданной фирме "Зеленый Холм".

     Далее в январе 1996 года фирмой "Зеленый Холм", с помощью заместителя директора музея Н.А. Гордеевой, была предпринята попытка частично рассчитаться за аренду оборудования за счет музея. С этой целью были оформлены и директором музея с актами приемки работ подписаны 2 недостоверных и взаимоисключающих друг друга договора. Первый с СП "Зеленый Холм" от 5 января 1996 года № 3 на электромонтажные работы в церкви Михаила Архангела на сумму 9, 1 млн. рублей. Затем второй, из-за отказа главного бухгалтера музея Н.И. Арманд оплачивать работу, которую СП "Зеленый Холм" в музее не проводил, с АОЗТ "Треал Трейтинг" также от 5 января 1996 года № 3 на сумму 9,1 млн. рублей за те же электромонтажные работы, которые в действительности были выполнены штатными работниками музея в сентябре 1995 года в период подготовки к международной конференции "Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в."

     По договору без номера от 8 октября 1996 года и без пункта о штрафных санкциях за невыполнение условий арендного договора со стороны Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова на срок с 10 октября 1996 года по 10 марта 1997 года в связи с подготовкой экспозиции к 100 -летию Клиники уха, горла, носа музеем было передано 6 витрин малых размеров 1130x565x1020 мм с оплатой за весь период действия договора 8, 0 млн. рублей с учетом НДС. По состоянию на 17 марта 1997 года договор не пролонгирован и оборудование не возвращено.

     На период с 12 по 17 сентября 1996 года по приказу директора музея от 12.09.96 № 93 без оплаты аренды в Белые Палаты МЦ "Наследие" были переданы 4 экспозиционные витрины. С целью сокрытия этого факта от бухгалтерии музея акт на передачу ключа (типа "Дом 10-10") от этих витрин, утвержденный главным хранителем Л.П.Тарасенко, также заверен недействительной в настоящее время но сохраненной для аналогичных целей печатью музея, действующей до распада СССР. Письмом от 20 декабря 1995 года Приходской совет храма Спаса Нерукотворного Образа обратился с просьбой "о передаче в порядке благотворительности или во временное пользование 4-х витрин с зеркальным низом" к директору музея Г. В. Попову, который 21.12.96 поручил рассмотреть этот вопрос заместителю директора Н.А. Гордеево и главному художнику В. А. Иванову. Пользуясь бесконтрольностью со стороны руководителей музея, главный художник В. А. Иванов и инженер по оборудованию IO.B. Журавлев, используя свое служебное положение, которое позволяет им иметь свободный доступ к неиспользуемому оборудованию, 19 марта 1996 года без ведома руководства и бухгалтерии музея, без оформления договора и каких-либо других документов, в том числе пропусков на вынос с территории музея материальных ценностей, передали приходу 3 стола-витрины 1130x565x1020 мм. Проверкой установлено, что данное оборудование используется Приходским советом храма в качестве торговых витрин для реализации церковной литературы и атрибутики в магазине "Диета" по адресу ул. Сергия Радонежского дом 2. Недостача этих витрин отражена в материалах инвентаризации на 1 ноября 1996 года, но ее результаты были проигнорированы руководством музея и никаких мер не принималось.

     Ориентировочная арендная плата за использование этого оборудования, рассчитанная   по методике, используемой музеем, должна составлять не менее 0, 5 млн. рублей в месяц, что в пересчете на весь период эксплуатации составляет более 5 млн. рублей.

     Дополнительной проверкой установлено, что после завершения инвентаризации Ю.В. Журавлевым была передана приходу 4-я витрина, которая в настоящее время используется Приходским Советом для организации продажи изделий из серебра в часовне "Проща" по адресу ул. Сергия Радонежского дом 25.

     Из вышеуказанных фактов следует, что администрацией музея, командованием и сотрудниками милицейского поста в количестве 4-х человек, круглосуточно охраняющих музей, не организована надежная система контроля за перемещением материальных ценностей за пределы территории музея по материальным пропускам, учет которых отсутствует, что создало возможность бесконтрольного выноса ценностей вплоть до импортного экспозиционного оборудования.

     Ежемесячная оплата полку № 1 вневедомственной охраны г. Москвы по договору № 1 от 1 января 1996 года составляет 89,1 млн.рублей.

     Без учета имеющегося в музее неиспользуемого экспозиционного оборудования и детально проработанного технико-экономического обоснования, согласованного и подтвержденного Министерством культуры РФ, необходимого для целевого выделения такой значительной суммы денежных средств, музеем 20 сентября 1995 года 6ез юридического заключения и экспертизы был заключен контракт № 05б/200995-1 на сумму 14.941.500 бельгийских франков (519, 8 тыс. долларов США), подписанный директором музея Г.В. Поповым и заверенный печатью ЦМиАР, на закупку 35 элементов экспозиционного оборудования для 5-ти залов второго этажа церкви Михаила Архангела у бельгийской фирмы "Ателье Мейверт". От фирмы, с подтверждением на это разовых полномочий, но двумя документами (первый без номера от 5.09.95, переданный по запросу Счетной палаты РФ 25.02.97 и второй от 18.09.96 без исходящего номера фирмы и входящего музея) контракт был только подписан, т.е. не заверен печатью, московским представителем фирмы "Мейверт" Леонидом Добровским. Контрактом предусмотрена поэтапная поставка оборудования со 100 % авансовой оплатой каждого этапа. По счету № 1 фирмы "Мейверт" от 20 сентября 1995 года на сумму 5.106.750 бельгийских франков или 176525 долларов США 20 декабря 1995 года платежными поручениями № 547 от 13.12.95 на сумму 800, 0 млн. рублей и № 548 от 19.12.95 на сумму 17, 0 млн. рублей музеем был оплачен первый этап поставки, включающий 7 элементов экспозиционного оборудования для "Трапезной" церкви Архангела Михаила. По условиям контракта (приложение № 3) поставка этой партии должна быть осуществлена "в течение 10 недель после получения авансового платежа", т.е. в 1-ой декаде марта 1996 года. Однако оборудование к положенному сроку изготовлено и поставлено не было. О срыве поставки оборудования знали руководители музея в лице директора Г.В. Попова и его заместителя Н.А. Гордеевой, которые с 29 февраля по 5 марта 1996 года "за счет принимающей стороны" находились в командировке в Бельгии в г. Гент "для приемки проектируемого оборудования фирмой "Мейверт". Эта командировка проведена без официального приглашения или вызова фирмы и без согласования сроков и целей поездки с Министерством культуры РФ, а отчета о ее результатах представлено не было.

     Согласно протокола совещания от 11 апреля 1996  года, на котором присутствовало 19   сотрудников музея, был рассмотрен вопрос "Обсуждение макетов оборудования (в натуральную величину) фирмы "Мейверт", т.е. через 4 недели после того, как оборудование должно быть поставлено в музей, фирма представила только макеты, т.е. к производству даже не приступала.

     22 апреля 1996 года музеем были сделаны изменения размеров островных витрин, горизонтальных пристенных витрин и пристенных экспозиционных стендов и приведение их в единицы древнерусской метрологии (аршины, вершки, сажени), а также изменение спецификации поставляемого оборудования для "Трапезной Палаты", что дало фирме дополнительные основания для переноса сроков отгрузки оборудования.

     Однако окончательное техническое задание, содержащее множественные  отклонения от  согласованных  размеров  витрин  и спецификации, было передано фирме лишь в начале июля 1996 года, согласно дополнения № 1 к контракту от 20.06.96, также подписанное директором музея и московским представителем фирмы "Мейверт". Кроме того, директором музея Г.В. Поповым были подписаны два одинаковых по тексту, включая грамматические ошибки, приложения к контракту № 056/20095-1 от 20 сентября 1995 года за номерами 2. От фирмы эти приложения подписаны в первом случае представителем фирмы "Мейверт" Л. Добровским, а во втором неизвестным лицом. Эти непредусмотренные вышеуказанным контрактом приложения (приложение № 2 согласно контракта – это рабочие чертежи) с дословным текстом "график поставок вступает в силу с момента окончательного утверждения музеем спецификации и рабочих чертежей" противоречит первоначально подписанному совместно с контрактом графику поставки (приложение № 3).

     Таким образом, новый срок поставки оборудования, подтвержденный письмом фирмы от 26 августа 1996 года, после полутора лет совместной подготовительной работы, начатой 5.01.95, и по прошествии 6 месяцев с момента 100 % оплаты договора музеем был перенесен на 20 сентября 1996 года.

     Тем не менее и этот срок фирмой не был соблюден, так как у "Ателье Мейверт" возникли "причины организационного и производственного характера", в том числе и "сезон отпусков в июле- августе 1996 года" (письмо фирмы "Мейверт" от 8.10.96 вх. 374).

     Учитывая  сложившуюся ситуацию, руководство музея в  лице Г.В.  Попова и Н.Д. Гордеевой попыталось через юристов музея и министерства решить вопрос о компенсации за просрочку поставки. Однако контрактом не были предусмотрены штрафные санкции за
срыв сроков поставки, более того, на документах конттракта отсутствует печать фирмы    "Ателье Мейверт". Затем была предпринята попытка путем переговоров с фирмой компенсировать эту задержку в поставке оборудованием для одного из алтарных помещений или оборудованием гардероба в вестибюле, что также не удалось сделать до настоящего времени.

     Последний, третий по счету, срок поставки, по которому у музея и фирмы была переписка, определен как 1 декабря 1996 года. Он также был сорван по вине фирмы. С выездом на место установлено, что только 20 декабря 1996 года, т.е. ровно через год после 100 % предоплаты контракта это оборудование весом 7,8 тн на сумму 143269 долларов США поступило на Люберецкую таможню, на которой находится до настоящего времени.

     Однако условия первого этапа оплаченного контракта 056/200995-1 от 20.09.95 остаются не выполненными и до настоящего времени. Согласно пункта 2.1 контракта "цена устанавливается в бельгийских франках и включает стоимость изготовления, комплектации, экспортной упаковки, маркировки, транспортировки специальным грузовиком Гент-Москва и монтажа"', но по состоянию на 11 марта 1997 года фирмой фактически поставлено оборудования на 143265 долларов США при произведенной оплате в декабре 1995
года в размере 176525 долларов США, т.е. недопоставлено оборудования на 33256 долларов США.

     Таким образом, безответственность и некомпетентность руководителей ЦМиАР, подписавших контракт без защиты экономических интересов музея, а затем "дополнение № 1 и приложение № 2, непредусмотренные контрактом, создали предпосылки и условия для невыполнения в срок западноевропейской коммерческой структурой взятых на себя обязательств и привели к неэффективному использованию музеем значительных сумм государственных денежных средств.

     Более того, в связи с необходимостью уплаты таможенной пошлины в размере 15 % или 122, 3 млн. рублей, НДС - 187,5 млн рублей, ежемесячной оплаты хранения на складе таможни в размере 4,1 млн. рублей и оплаты погрузочно-разгрузочных работ в сумме 1, 1 млн.  рублей затраты за приобретенное оборудование непрерывно возрастают и по состоянию на 11 марта 1997 года достигли 1132 млн.рублей.

Tags: досье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments