expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

КРИЗИС СОВЕСТИ: разрушение Музея имени Андрея Рублева продолжается

миндлин попов.jpg
Администрация Г.В. Попова продолжает разрушение уникального собрания икон из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР). Как стало сегодня известно, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв ухитрился договориться с министром культуры России Александром Авдеевым во время встречи в Москве 17 марта о реституции из ЦМиАР пяти ценнейших икон XV века в Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
     Иконы происходят из деревянной Ризоположенской церкви села Бородава, освященной в 1485 году. Ее строителем был Иоасаф (в миру князь Исаак Михайлович Стригин-Оболенский), преемник того самого архиепископа Ростовского Вассиана, который заказал Дионисию в 1481 году иконы для иконостаса московского Успенского собора. Считается, что внимание архиепископа Иоасафа к храму вполне объяснимо: церковь Положения пояса и ризы Богородицы была срублена на его средства в торговом селе Бородава, стоявшем при впадении речки Бородавы в Шексну в 25 верстах от Ферапонтова монастыря. Церковь была поставлена на земле, принадлежащей Ферапонтову монастырю, который относился тогда к Ростовской епархии. До посвящения митрополитом Геронтием 22 июля 1481 года во архиепископа Ростовского Иоасаф был некоторое время был игуменом в Ферапонтово. Вероятно, своего рода ностальгия по Ферапонтову и приписной к монастырю бородавской церкви не оставляла Иосафа и на ростовской кафедре. Так, по просьбе святителя, уходившего на покой, причт церкви Ризположения в Бородаве освобождался от церковной дани и пошлин с 1-го апреля 1489 года, согласно жалованной грамоте его преемника архиепископа ростовского Тихона.
     Необходимо обратить внимание на то, что в ряде публикаций церковь, а вслед за ней и иконостас, датируются 1486 годом (?), при этом делаются ссылки на найденный в 1866 году антиминс. Однако в надписи на антиминсе, данном на освящение новой церкви, ясно сказано, что она построена по указанию архиепископа Иоасафа «при великом князе Иване Васильевиче и при сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 (1485) на память Покрова пресвятые Богородицы» (Никольский К.Т. Об антиминсах православной русской церкви. СПб., 1872. С. 293–294). На тот же год построения церкви указывают клировые записи 1498 года.
     В 1981-1982 гг. по инициативе Кирилловского музея-заповедника лабораторией НИЦМ В/О «Союзреставрация» было проведено дендрохронологическое изучение 14 образцов из бородавской церкви Ризоположения. Дендрохронологические исследования этого уникального памятника показали наличие двух хронологических горизонтов в основном срубе церкви: 1) 70-е годы XV века (по спилам); 2) 80-90-е годы XV века (по кернам). Таким образом, дендрохронологические исследования подтвердили письменную дату постройки этого редкого клетского храма русского Севера.
     В конце 1950-х годов Бородава попала в зону затопления при строительстве новых шлюзов в системе Волго-Балта. В декабре 1957 года церковь Положения пояса и ризы Богородицы была демонтирована и вывезена в Кириллов. В литературе, посвященной Кириллову, можно встретить немало разночтений, в том числе и по этой дате. Например, С.С. Подъяпольский в «Путеводителе по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря», изданном в Вологде в 1966 году, сообщает, что церковь перевезена в 1958 году. В ряде изданий фигурируют даты перевозки – 1959 или 1960 год.
     Иконы из иконостаса бородавской церкви еще в январе 1956 года были вывезены на реставрацию в Музей имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/19604.html


Живоначальная Троица.
Начало XVI в.
47 х 39.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1956 году из Ризоположенской церкви села Бородава близ Ферапонтова монастыря.

Ранее, в 1998 году, из-за фактической бездеятельности администрации Геннадия Попова, Музей уже лишился 15 икон XVI-XVII веков из с. Бородавы, которые свыше 40 лет составляли гордость коллекции Музея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/4744.html
     Годом раньше, в 1997 году, директор ЦМиАР Г.В.Попов, вопреки решению Фондово-закупочной Комиссии, мнению всего коллектива Музея, выдал пять ценнейших икон XVI-XVIII веков из основного фонда Музея имени Андрея Рублева частному коллекционеру, торговцу антиквариа­том. Эти храмовые святыни были конфискованы в 1975 году у ныне известного т.н. международного «правозащитника» Сергея Григорянца, которого Москов­ский городский суд  приговорил по ст. 190-1 и ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (спекуля­ция в виде промысла в крупных размерах) к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленно­го режима, а имеющие высочайшую историческую ценность иконы по­ступили в Музей имени Андрея Рублева и по праву стали национальным достоянием. Восемь лет назад с изменением уголовного законодательства Григо­рянц добился отмены вынесенного ему приговора, а в позапрошлом (1995) го­ду обратился с исковым заявлением в Бабушкинский межмуниципаль­ный народный суд столицы. И суд без участия заинтересованных лиц (в частности православной общественности) вынес решение о возврате «правозащитнику» изъятых православных святынь.
     Между тем за двадцать лет хранения в Музее имени Андрея Рублева иконы были отреставри­рованы, введены в научный оборот, изданы в музейном каталоге и экспонировались не только в стенах музея, но и за рубежом как часть, подчер­киваю, музейной коллекции. А дальше произошел беспрецедентный слу­чай, какого еще не знала музейная практика. Директор ЦМиАР Геннадий Попов вместо того, чтобы обжаловать в установленном законом порядке судеб­ное решение, выдал иконы частному лицу: без ведома Министерства культуры и без подписи получившего иконы Григорянца! Депутаты из Комитета по культуре Государственной Думы и ряд видных обществен­ных деятелей обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой помочь возвратить в музей иконы, представляющие национальное досто­яние России. Прокуратуре тогда удалось добиться отмены решения Бабушкинского межмуниципального суда. Дело было направлено на новое рассмотрение. Но, увы, вернуть православные иконы в музей так и не удалось. И наверное, не удастся. Международный «правозащитник» боль­ше пребывает за рубежом, чем в России. И не исключено, что пять рус­ских реликвий уже уплыли за границу. См. подробнее: http://expertmus.livejournal.com/7844.html

     Согласно действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей (http://expertmus.livejournal.com/4892.html), выдача экспонатов возможна лишь при согласии музейного хранителя, уполномоченного на то государством. Так вот, выдача икон из собрания Музея имени Андрея Рублева в руки частному лицу была осуществлена Геннадием Поповым ВТАЙНЕ от хранителя!

     А сейчас, наверное, в условиях «кризиса» решение вопроса реституции «бородавских» икон было оценено в кругленькую сумму, вроде той, какую получил не так давно Геннадий Попов от сенатора Виктора Добросоцкого, представителя Законодательного собрания Пермской области в Совете Федерации, за чудотворную икону «Николая Чудотворца» из Соликамска, хранившуюся в Музее имени Андрея Рублева многие годы до прихода директора-разрушителя: http://expertmus.livejournal.com/1986.html

Похоже, главную угрозу для России представляет вовсе не экономический кризис, а КРИЗИС СОВЕСТИ!

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Музей имени Андрея Рублева
@ Музей Андрея Рублева
Музей имени Андрея РублеваМузей имени Андрея Рублева
Tags: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, расследование, фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments