?

Log in

No account? Create an account
собор

Реставрационный паспорт иконы



В паспорте обязательно должны быть отражены следующие сведения:

l. Инвентарный номер произведения.

2. Порядковый номер произведения по книге поступлений реставрационного отдела.

3. Название произведения.

4. Размеры произведения.

При определении размеров прямоугольной иконы рулетку прикладывают к серединам противоположных сторон, первым указывают размер по высоте, исходя из расположения композиции, вторым - по ширине, третьим - по толщине досок.

5. Краткие сведения (если таковые имеются) о происхождении произведения, его принадлежности определённому архитектурному памятнику, времени его создания, авторе произведения.

6. Сведения о художнике-реставраторе и руководителе работ (имя, отчество, фамилия; квалификационная категория; место работы - учреждение и отдел).

7. Выписки из протоколов заседаний реставрационного совета, где сформулированы решения относительно характера и объёма консервационных и реставрационных процессов, причём каждый процесс оговорён отдельным решением.

8. Описание состояния сохранности произведения в момент поступления в реставрационную мастерскую.

9. Описание всех консервационно-реставрационных процедур, которым подверглось произведение (в форме дневниковых записей, с подробным описанием всех материалов, инструментов и технических приёмов, причём рецептуры, химические формулы и названия материалов, процентные концентрации и температуры клеевых растворов приводить в отдельной графе - в правой половине страницы дневника).

10. Фотофиксация каждого этапа консервационно-реставрационной обработки произведения; в дневнике указывать даты фотографирования, а порядковые номера негативов приводить в отдельной таблице.

11. Данные лабораторных исследований произведения: микологические и энтомологические повреждения; химический состав грунта, пигментов, связующего, покровного слоя. Данные рентгенографических исследований, исследований в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах; причем обязательно указывать порядковые номера рентгенограмм и негативов, если были проведены специальные съёмки.

12. Краткое описание состояния произведения по окончании его консервационно-реставрационной обработки.

13. Рекомендации по режиму хранения, условиям экспонирования и транспортировке произведения с учетом его технологических особенностей.

14. Историческая справка о произведении, список литературы о произведении, данные о его экспонировании на выставках до настоящей реставрации и в последующий период.

15. Выписка из протокола заседания реставрационного совета, удостоверяющая факт завершения консервационных и реставрационных работ над произведением.

Подписи ответственных лиц.

Печать учреждения.

 
"Реставрационный паспорт художественного произведения" (требования к оформлению)

1. Основа. Особенности формы деревянной основы. Из скольких частей она состоит. Порода дерева. Как обработаны доски: рубленные, строганные, проглаженные скобелем.

Система крепления досок. Шпонки: накладные (указать, какие гвозди), врезные, односторонние, встречные, сквозные, несквозные, простые, фигурные, торцовые накладные (указать, какие гвозди), торцовые врезные. Порода дерева. Ширина и высота шпонок. Другие виды креплений: "ласточкины хвосты", "карасики", шпунты, металлические скобы.

Особенности обработки торцов и боковых сторон: доски залевкашены, сбиты рейками, обиты тканью (какой), морёны морилкой, окрашены, заолифлены; если оборот покрашен, указать чем. Если есть мощевик, описать его (где расположен, размеры).

Состояние сохранности. Доски разошлись (полностью или частично), растрескались (где, длина и ширина трещин). Расщепы по краям, вмятины, потёртости по краям, царапины, сколы, утраты древесины, коробление досок (указать величину и высоту выгиба, сделать профильный рисунок выгиба торца). Шпонки подвижные или нет, держат ли они доски или свободно ходят в пазах, выступили из пазов, отошли от основы в результате коробления досок. Отсутствие шпонок: одной или всех. Утрата дополнительных креплений.

Поражение плесенью. Описать внешний вид плесени. Если доска гнилая, описать внешний вид прогнивших мест (ямчатая или в виде трещин), степень и характер разрушения (сплошное, очаговое). Цвет поражённой древесины.

Поражения жуком-точильщиком. Указать степень разрушения доски и внешние признаки повреждения: цвет лётных отверстий.

Ожоги древесины. Их местоположение. Размеры. Происхождение.

Подробное описание надписей, инвентарных номеров. Фотофиксация древних, а также и поздних надписей, имеющих отношение к судьбе памятника: подписей мастеров, коллекционных знаков. Указать все инвентарные номера, наклейки, надписи и печати. Их расположение. Чем и как они выполнены. Их содержание (запись делают с соблюдением орфографии оригинала).

Следы предыдущих реставраций: заполнение трещин, оклейка трещин и разошедшихся досок. Чем заполнены трещины и пропитаны доски (воск, смола, олифа и т. п.). Заполнены или нет лётные отверстия и чем (воск, подкрашенный левкас). Спилены или нет концы шпонок, выступающие за пределы досок. Имеются ли надставки с боковых сторон, клинья (шпонки заклинены). Дублировка доски. "Врезок" доски в новую, более толстую доску. Опилены или наращены поля (боковые, торцовые - полностью или частично).

Есть ли ковчег. Форма лузги. Её высота. Ширина полей.

2. Паволока. Материал: ткань, бумага. Природа волокна: лён, пенька (конопля), хлопок. Вид переплетения, гарнитуровое (полотняное), саржевое (киперное), атласное (сатиновое). Количество нитей утка и основы на 1 см . Цвет ткани.

Расположение: оплошное (одним куском), полосами (по полям, на стыке досок, на лузге, в местах сучков, у торцов; поперечными, вертикальными полосами).

Виды разрушений: отставания от доски, отслаивание от доски и грунта, разрывы по краям, разрывы нитей, поражения плесенью (внешний вид и характер), загрязнения. Утраты, их расположение и размеры. Участки обнажения паволоки и размеры наиболее крупных участков.

3. Грунт. Виды: меловой, гипсовый, алебастровый, смешанный. Толстый, тонкий (указать толщину в мм), рельефный, орнаментированный резным узором. Плотный, рыхлый, хрупкий, сыпучий, пылевидный, пожелтевший, тонированный.

Кракелюры, их виды: линейные, вертикальные, мелко- и крупносетчатые, диагональные. Переломы грунта травматического характера, переломанные углы на таблетках, сколы, утраты по углам. Утраты в местах стыка досок, трещин. Расслоение грунта. Виды вздутий: сферические, вертикальные, горизонтальные (указать высоту и длину), отслоения грунта от основы в виде "домиков".

Следы предыдущих реставраций: дополнения при врезках и в местах утрат (меловые, гипсовые или восковые. Поновительский грунт, положенный поверх авторского красочного слоя. Размывы авторского грунта в результате неправильного укрепления.

4. Красочный слой. Техника живописного слоя: желтковая темпера, золочение, серебрение, "двойник", масляные краски, клеевые краски; цветной лак по серебру, олову, слюде. Прочность связи с грунтом. Шелушение красочного слоя и красочного слоя с грунтом, мелкие вздутия с грунтом (закрытые, открытые), потёртости. Наличие кракелюров (если кракелюр имеется только на отдельных участках, то указать, на каких именно). Осыпи, царапины, гвордевые отверстия, ожоги, загрязнения поверхности.

Следы предыдущих реставраций: записи темперными, масляными или клеевыми красками (сплошные или частичные, на каких участках). Дополнения красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту (в пределах утрат или заходящие на авторскую живопись). Частичные прописки авторской живописи (поверх покрытия или после его удаления). Потёртости, помытости авторского слоя живописи в результате неумелого удаления покровной плёнки или записей. Следы клея или остатки желтковой эмульсии на поверхности. Указать цвет полимента в местах утрат золота, серебра, "двойника".

5. Покровный слой. Характеристика слоя: олифное покрытие, лаковое на основе мягких смол, воско-смоляное, белковое.

Потемнение, пожелтение, помутнение, утраты, потёртости, царапины, смытости, наличие кракелюров, сгрибливание, рельефные сгустки, ожоги, потёки и размягчение плёнки. Всевозможные виды посторонних наслоений и загрязнений: воск, сенная труха, пыль, обрывки бумаги, приставший с другой иконы левкас, сургуч, опилки, солома, пятна извести, мушиные засиды, птичий помёт и т. п. Если имеется старая профилактическая заклейка, указать вид бумаги, её расположение, внешний вид и последствия её пребывания на поверхности произведения.

6. Оклад. Оклад, другие металлические и иные украшения (венцы, привески, слюда, драгоценные, полудрагоценные и самоцветные камни и т. п.).

Материал: золото, серебро, медь, олово, бронза, платина, дерево, железо, эмаль, стекло, слюда и т. п.

Техника: чеканка, тиснение (басма), гравировка, скань, литьё, накладные металлические пластины с надписями, шитьё жемчугом, бисером и т. п.

Утраты металла, помятости, разрывы металла. Выкрошка зерна, утраты и разрывы скани. Выкрошка и различные повреждения эмалевых украшений. Утраты камней (пустые гнёзда), следы от гнёзд. Утраты слюды, прилипание слюды к покровной плёнке, расслоение слюды, её потемнение. Потемнение металла. Ржавчина. Окисление меди (зелёные пятна). Окисление серебра (чёрные и белые пятна). Загрязнение поверхности (пыль, паутина, личинки, экскременты насекомых, плесень и т. п.).

7. Сорочка. Ткань сорочки: льняное, пеньковое, шёлковое, шерстяное и т. д. волокно. Указать цвет и название ткани: набойка, парча, бархат и т. д.

Крепление сорочки к доске: приклеена (каким клеем), прибита гвоздями (какими именно). Есть ли надписи, наклейки с номерами, виды наклеек, чем и как выполнены. (Надписи и наклейки, имеющие значение для истории произведения, фотографировать отдельно.)

Разрывы ткани, утраты фрагментов, обветшание нитей, сечение нитей. Следы ржавчины, различные виды затёков, пятна, потёртости, загрязнения.

Кстати, у одного юзера (бывшего друга нашего сайта) в свое время в ЖЖ была размещена информация, что в Музеях Московского Кремля отсутствуют (sic!) реставрационные паспорта на древнейшие иконы. В частности, речь шла об уникальной иконе "Георгия Победоносца" начала XII века, хранителем которой является Е.Я. Осташенко, жена небезызвестного Л.И.Лифшица (http://expertmus.livejournal.com/25359.html):
"я говорила с хранителем иконы "Георгий-воин" из Успенского собора Московского Кремля. предметом разговора был реставрационный паспорт иконы. несколько времени назад я побывала в архиве кремля. искала хоть что-то, относящееся к иконе. нашла лишь краткое упоминание о том, что в таком-то году пробная расчистка оборотной стороны Одигитрии показала наличие живописи 11 - 12 веков под толстым слоем масляной краски. я спросила у архивных жэнщин о паспорте. они меня послали к хранителю иконы. а сегодня хранитель иконы послала меня обратно в архив!!! мол все, что есть, находится там, а паспорта на Георгия вообще не существует (!)".

http://hishtaki.livejournal.com/57155.html





Святой Георгий.
XII в.
На лицевой стороне: Богоматерь Перивлепта.
XII в.
174 х 122.
Успенский собор Московского Кремля. Инв. № 966 соб/ж-135.


Comments

Раскрывал икону от записи Г.С. Батхель. Неужели он реставрационный дневник не вёл? Что-то мне не верится... Вполне может быть, что девушке-дипломнице просто не дали реставрационного паспорта. Когда я писала в МГУ диплом, в музей Корина я попросила показать мне один из первых композиционных эскизов "Реквиема", так хранительница ни в какую не хотела его показывать, если бы не О.А.Корина, так бы и не дала, они из-за этого даже чуть не поругались... А вот записных книжек художника с набросками мне так и не показали.
Да нет, похоже, реставрационного паспорта не было и в помине.
Пробная расчистка на правой стороне лика Богоматери и изображении Младенца (см. илл.) была сделана в 1945 г. Н.А. Барановым (ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 686). Полностью икону Богоматери раскрыл Г.С. Батхель в 1993-1995 гг.
Что касается изображения св. Георгия, то пробное раскрытие было сделано В.О. Кириковым в 1935 г. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20, 1935 / 11. Д. 36). Он же полностью раскрыл образ из-под темно-коричневой покраски в 1937 г.
В кремлевском каталоге 2007 г. Осташенко не приводит в каталожном описании никаких других архивных ссылок, кроме указанных нами.
Так что Батхель Батхелем, но одно дело его реставрационный дневник и совсем другое - реставрационный паспорт на всю икону, подлежащий строгому учету в отделе научного хранения.
А так, что и говорить, музейное "гостеприимство" давно стало притчей во языцех:)
Говорят, у Вас день рождения... ПОЗДРАВЛЯЮ!
СПАСИБО! Очень трогательно:)
Простите, но фотография образа Богоматери Перивлепты, мощенная Вами уже на соответствует действительности - образ давно открыт.
Вот Вам и всем читателям подарок

Sic!

Вы, наверное, не обратили внимание, что данный пост посвящен теме реставрации икон, в частности, современным требованиям по ведению реставрационного паспорта. Именно поэтому было помещено изображение Богородицы на лицевой стороне этой кремлевской иконы В ПРОЦЕССЕ РАСЧИСТКИ, которое было воспроизведено по изданию: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М., Искусство, 1979 . С. 44. Табл. 69-71. Саму расчистку впервые предпринял наш известный реставратор И.А. Баранов в 1945 г. (ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 686). Вами была прислана иллюстрация с изображением Богоматери с Младенцем ПОСЛЕ полного раскрытия иконы в 1993-1995 гг. Г.С. Батхелем, чьи записи в реставрационном дневнике и пыталась получить в Музеях Кремля юзер hishtaki.

Re: Sic!

Ой, действительно не заметил, слова неправильные написал. Мне просто хотелось, чтобы если кто, ищущий эту икону, набрав в поисковике слово "Перивлепта", обрел сей прекрасный образ в исконном виде и в хорошем размере (потому и написал "подарок") А за слова извините еше раз.

С непременным уважением, недостойный Iconodulos (Сергий).