expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Реставрационный паспорт иконы

В паспорте обязательно должны быть отражены следующие сведения:

l. Инвентарный номер произведения.

2. Порядковый номер произведения по книге поступлений реставрационного отдела.

3. Название произведения.

4. Размеры произведения.

При определении размеров прямоугольной иконы рулетку прикладывают к серединам противоположных сторон, первым указывают размер по высоте, исходя из расположения композиции, вторым - по ширине, третьим - по толщине досок.

5. Краткие сведения (если таковые имеются) о происхождении произведения, его принадлежности определённому архитектурному памятнику, времени его создания, авторе произведения.

6. Сведения о художнике-реставраторе и руководителе работ (имя, отчество, фамилия; квалификационная категория; место работы - учреждение и отдел).

7. Выписки из протоколов заседаний реставрационного совета, где сформулированы решения относительно характера и объёма консервационных и реставрационных процессов, причём каждый процесс оговорён отдельным решением.

8. Описание состояния сохранности произведения в момент поступления в реставрационную мастерскую.

9. Описание всех консервационно-реставрационных процедур, которым подверглось произведение (в форме дневниковых записей, с подробным описанием всех материалов, инструментов и технических приёмов, причём рецептуры, химические формулы и названия материалов, процентные концентрации и температуры клеевых растворов приводить в отдельной графе - в правой половине страницы дневника).

10. Фотофиксация каждого этапа консервационно-реставрационной обработки произведения; в дневнике указывать даты фотографирования, а порядковые номера негативов приводить в отдельной таблице.

11. Данные лабораторных исследований произведения: микологические и энтомологические повреждения; химический состав грунта, пигментов, связующего, покровного слоя. Данные рентгенографических исследований, исследований в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах; причем обязательно указывать порядковые номера рентгенограмм и негативов, если были проведены специальные съёмки.

12. Краткое описание состояния произведения по окончании его консервационно-реставрационной обработки.

13. Рекомендации по режиму хранения, условиям экспонирования и транспортировке произведения с учетом его технологических особенностей.

14. Историческая справка о произведении, список литературы о произведении, данные о его экспонировании на выставках до настоящей реставрации и в последующий период.

15. Выписка из протокола заседания реставрационного совета, удостоверяющая факт завершения консервационных и реставрационных работ над произведением.

Подписи ответственных лиц.

Печать учреждения.


"Реставрационный паспорт художественного произведения" (требования к оформлению)

1. Основа. Особенности формы деревянной основы. Из скольких частей она состоит. Порода дерева. Как обработаны доски: рубленные, строганные, проглаженные скобелем.

Система крепления досок. Шпонки: накладные (указать, какие гвозди), врезные, односторонние, встречные, сквозные, несквозные, простые, фигурные, торцовые накладные (указать, какие гвозди), торцовые врезные. Порода дерева. Ширина и высота шпонок. Другие виды креплений: "ласточкины хвосты", "карасики", шпунты, металлические скобы.

Особенности обработки торцов и боковых сторон: доски залевкашены, сбиты рейками, обиты тканью (какой), морёны морилкой, окрашены, заолифлены; если оборот покрашен, указать чем. Если есть мощевик, описать его (где расположен, размеры).

Состояние сохранности. Доски разошлись (полностью или частично), растрескались (где, длина и ширина трещин). Расщепы по краям, вмятины, потёртости по краям, царапины, сколы, утраты древесины, коробление досок (указать величину и высоту выгиба, сделать профильный рисунок выгиба торца). Шпонки подвижные или нет, держат ли они доски или свободно ходят в пазах, выступили из пазов, отошли от основы в результате коробления досок. Отсутствие шпонок: одной или всех. Утрата дополнительных креплений.

Поражение плесенью. Описать внешний вид плесени. Если доска гнилая, описать внешний вид прогнивших мест (ямчатая или в виде трещин), степень и характер разрушения (сплошное, очаговое). Цвет поражённой древесины.

Поражения жуком-точильщиком. Указать степень разрушения доски и внешние признаки повреждения: цвет лётных отверстий.

Ожоги древесины. Их местоположение. Размеры. Происхождение.

Подробное описание надписей, инвентарных номеров. Фотофиксация древних, а также и поздних надписей, имеющих отношение к судьбе памятника: подписей мастеров, коллекционных знаков. Указать все инвентарные номера, наклейки, надписи и печати. Их расположение. Чем и как они выполнены. Их содержание (запись делают с соблюдением орфографии оригинала).

Следы предыдущих реставраций: заполнение трещин, оклейка трещин и разошедшихся досок. Чем заполнены трещины и пропитаны доски (воск, смола, олифа и т. п.). Заполнены или нет лётные отверстия и чем (воск, подкрашенный левкас). Спилены или нет концы шпонок, выступающие за пределы досок. Имеются ли надставки с боковых сторон, клинья (шпонки заклинены). Дублировка доски. "Врезок" доски в новую, более толстую доску. Опилены или наращены поля (боковые, торцовые - полностью или частично).

Есть ли ковчег. Форма лузги. Её высота. Ширина полей.

2. Паволока. Материал: ткань, бумага. Природа волокна: лён, пенька (конопля), хлопок. Вид переплетения, гарнитуровое (полотняное), саржевое (киперное), атласное (сатиновое). Количество нитей утка и основы на 1 см . Цвет ткани.

Расположение: оплошное (одним куском), полосами (по полям, на стыке досок, на лузге, в местах сучков, у торцов; поперечными, вертикальными полосами).

Виды разрушений: отставания от доски, отслаивание от доски и грунта, разрывы по краям, разрывы нитей, поражения плесенью (внешний вид и характер), загрязнения. Утраты, их расположение и размеры. Участки обнажения паволоки и размеры наиболее крупных участков.

3. Грунт. Виды: меловой, гипсовый, алебастровый, смешанный. Толстый, тонкий (указать толщину в мм), рельефный, орнаментированный резным узором. Плотный, рыхлый, хрупкий, сыпучий, пылевидный, пожелтевший, тонированный.

Кракелюры, их виды: линейные, вертикальные, мелко- и крупносетчатые, диагональные. Переломы грунта травматического характера, переломанные углы на таблетках, сколы, утраты по углам. Утраты в местах стыка досок, трещин. Расслоение грунта. Виды вздутий: сферические, вертикальные, горизонтальные (указать высоту и длину), отслоения грунта от основы в виде "домиков".

Следы предыдущих реставраций: дополнения при врезках и в местах утрат (меловые, гипсовые или восковые. Поновительский грунт, положенный поверх авторского красочного слоя. Размывы авторского грунта в результате неправильного укрепления.

4. Красочный слой. Техника живописного слоя: желтковая темпера, золочение, серебрение, "двойник", масляные краски, клеевые краски; цветной лак по серебру, олову, слюде. Прочность связи с грунтом. Шелушение красочного слоя и красочного слоя с грунтом, мелкие вздутия с грунтом (закрытые, открытые), потёртости. Наличие кракелюров (если кракелюр имеется только на отдельных участках, то указать, на каких именно). Осыпи, царапины, гвордевые отверстия, ожоги, загрязнения поверхности.

Следы предыдущих реставраций: записи темперными, масляными или клеевыми красками (сплошные или частичные, на каких участках). Дополнения красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту (в пределах утрат или заходящие на авторскую живопись). Частичные прописки авторской живописи (поверх покрытия или после его удаления). Потёртости, помытости авторского слоя живописи в результате неумелого удаления покровной плёнки или записей. Следы клея или остатки желтковой эмульсии на поверхности. Указать цвет полимента в местах утрат золота, серебра, "двойника".

5. Покровный слой. Характеристика слоя: олифное покрытие, лаковое на основе мягких смол, воско-смоляное, белковое.

Потемнение, пожелтение, помутнение, утраты, потёртости, царапины, смытости, наличие кракелюров, сгрибливание, рельефные сгустки, ожоги, потёки и размягчение плёнки. Всевозможные виды посторонних наслоений и загрязнений: воск, сенная труха, пыль, обрывки бумаги, приставший с другой иконы левкас, сургуч, опилки, солома, пятна извести, мушиные засиды, птичий помёт и т. п. Если имеется старая профилактическая заклейка, указать вид бумаги, её расположение, внешний вид и последствия её пребывания на поверхности произведения.

6. Оклад. Оклад, другие металлические и иные украшения (венцы, привески, слюда, драгоценные, полудрагоценные и самоцветные камни и т. п.).

Материал: золото, серебро, медь, олово, бронза, платина, дерево, железо, эмаль, стекло, слюда и т. п.

Техника: чеканка, тиснение (басма), гравировка, скань, литьё, накладные металлические пластины с надписями, шитьё жемчугом, бисером и т. п.

Утраты металла, помятости, разрывы металла. Выкрошка зерна, утраты и разрывы скани. Выкрошка и различные повреждения эмалевых украшений. Утраты камней (пустые гнёзда), следы от гнёзд. Утраты слюды, прилипание слюды к покровной плёнке, расслоение слюды, её потемнение. Потемнение металла. Ржавчина. Окисление меди (зелёные пятна). Окисление серебра (чёрные и белые пятна). Загрязнение поверхности (пыль, паутина, личинки, экскременты насекомых, плесень и т. п.).

7. Сорочка. Ткань сорочки: льняное, пеньковое, шёлковое, шерстяное и т. д. волокно. Указать цвет и название ткани: набойка, парча, бархат и т. д.

Крепление сорочки к доске: приклеена (каким клеем), прибита гвоздями (какими именно). Есть ли надписи, наклейки с номерами, виды наклеек, чем и как выполнены. (Надписи и наклейки, имеющие значение для истории произведения, фотографировать отдельно.)

Разрывы ткани, утраты фрагментов, обветшание нитей, сечение нитей. Следы ржавчины, различные виды затёков, пятна, потёртости, загрязнения.

Кстати, у одного юзера (бывшего друга нашего сайта) в свое время в ЖЖ была размещена информация, что в Музеях Московского Кремля отсутствуют (sic!) реставрационные паспорта на древнейшие иконы. В частности, речь шла об уникальной иконе "Георгия Победоносца" начала XII века, хранителем которой является Е.Я. Осташенко, жена небезызвестного Л.И.Лифшица (http://expertmus.livejournal.com/25359.html):

"я говорила с хранителем иконы "Георгий-воин" из Успенского собора Московского Кремля. предметом разговора был реставрационный паспорт иконы. несколько времени назад я побывала в архиве кремля. искала хоть что-то, относящееся к иконе. нашла лишь краткое упоминание о том, что в таком-то году пробная расчистка оборотной стороны Одигитрии показала наличие живописи 11 - 12 веков под толстым слоем масляной краски. я спросила у архивных жэнщин о паспорте. они меня послали к хранителю иконы. а сегодня хранитель иконы послала меня обратно в архив!!! мол все, что есть, находится там, а паспорта на Георгия вообще не существует (!)".

http://hishtaki.livejournal.com/57155.html





Святой Георгий.
XII в.
На лицевой стороне: Богоматерь Перивлепта.
XII в.
174 х 122.
Успенский собор Московского Кремля. Инв. № 966 соб/ж-135.





© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Tags: лекторий, расследование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments