Тропарь Рождеству Христову, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.
Кондак Рождеству Христову, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:\ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.
Величание Рождеству Христову:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
Рождество Христово.
Конец XVI- начало XVII вв.
Новгородская провинция.
78 x 59.
Две доски с одной врезной сквозной шпонкой внизу. Ковчег.
ЦМиАР. КП 4069. Гос. поступление.
Сохранность: живописный слой потерт, золото фона и нимбов сохранилось фрагментарно, тонировки и опушь новые, многочисленные вставки грунта с реконструкцией авторской живописи и тонировками.
В основе сюжета евангельские тексты (Мф. II, 1-12; Лк. II, 6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие тексты. Изображение близко новгородскому иконографическому типу XV в. («Рождество Христово», сер.- втор. пол. XV в. ГТГ). Лежащая Богоматерь обращена головой влево, взгляд ее направлен не на Младенца Христа, а на Иосифа с пастухом. Сцена купания новорожденного Богомладенца расположена справа. Не изображено шествие волхвов «со звездою» и благовестие пастухам. Справа помещена фигура пастуха, трубящего в рог. Эта деталь, встречающаяся с XI века, точно соотносится со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (играющим на свирели), и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися…» Иконографической особенностью данной иконы из Музея имени Андрея Рублева является изображение нимба вокруг головы у бабы Саломеи-повитухи, омывающей Младенца Христа.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.