Тропарь Свт. Николаю Чудотворцу, глас 4:
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ Отче священноначальниче Николае/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак Свт. Николаю Чудотворцу, глас 3:
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобие, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинный от смерти./ Сего ради освятился еси,/ яко великий тайнник Божия благодати.
Святитель Николай Чудотворец с клеймами жития.
Конец XVIII века.
49,2 х 40,2.
Три доски с двумя врезными встречными и двумя врезными торцевыми шпонками.
ЦМиАР. КП 4329. Гос. поступление.
Сохранность: тонированные утраты и потертости красочного слоя, золота, серебра, надписей.
Порядок клейм: 1. Рождество Николы. 2. Крещение Николы. 3. Исцеление сухорукой жены младенцем Николой. 4. Научение грамоте. 5. Поставление в архиепископы. 6. Чудо о трех девицах, спасенных от блуда. 7. Избавление корабля от потопа. 8. Избавление трех мужей от казни. 9. Избавление отрока Димитрия от потопа. 10. Чудо о трех друзьях, сброшенных с корабля в море, изверженных из чрева китова и доплывших на камне до града. 11. Возвращение Василия Агрикова сына родителям из сарацинского плена. 12. Преставление святого Николы.
Особенностью иконы являются многочисленные изображения морских чудес, совершенных святителем Николаем, покровителем плавающих, и расположение их как в среднике, так и в клеймах.
Слева от фигуры святителя помещена сцена воскрешения святым упавшего с верха мачты бездыханного корабельщика. Вверху надпись: «с(вя)тый Николае молитвою // воскреси корабленника // падша(го) здрава». Это изображение, продолжающее житийное повествование, находится рядом с клеймом, изображающим избавление от потопа корабля на пути в Палестину,. Корабль в сцене воскрешения плывет вперед в том же направлении, что и в клейме. Справа от фигуры святителя в среднике посмертное чудо святого Николы. Он повелевает богобоязненным мужам, плывшим на поклонение мощам святителя в Миры Ликийские, выбросить в море сосуд с елеем, данный им на берегу бесом в виде женщины, чтобы благополучно достичь цели. В морской пучине из сосуда вышел черный дым и пламя, вода вскипела и водяные струи обратились в огненные, в море на иконе виден дым и огонь. Надпись над этим сюжетом: «с(вя) тый Николае явися кора // бленником сосудъ бесовский // воврещи в море повеле».
Форма кораблей на иконе близка русским образцам судов западного типа, встречающимся на русских гравюрах уже в XVII в.
Изображенные на иконе морские чудеса описаны в древнейших редакциях жития святого. Морской цикл чудес святителя Николая изображен, например, в трех клеймах новгородской иконы святого Николы 1551 г. (Музей имени Андрея Рублева), где представлено чудо о трех друзьях, спасенных святым из чрева китова.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.