expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

25 сентября / 8 октября - преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца



     «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, пре­дательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обли­ком своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» (Б.К. Зайцев).

 

 

Прп. Сергий Радонежский, с Житием.
Фрагмент. Клеймо " Отпевание Преподобного Сергия ".
Первая треть XVI в.
Мастерская Феодосия (сына Дионисия).
ВП 135. 
См. также:
http://expertmus.livejournal.com/16467.html.
 

     Святой, предвидя свою кончину за шесть месяцев, при­звал братию и вручил игуменство своему любимому ученику Никону, и с тех пор безмолвствовать начал.

     В сентябре преподобный недугом телесным был пора­жен и, видя, что к богу отходит, собрал всю братию и бесе­ду повел подобающую: завещал единомыслие хранить друг с другом, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от скверных похотей остерегаться, а осо­бенно смирением украшать себя, страннолюбия не забы­вать, от противоречия уклоняться. Перед самой кончиной Сергий причастился и наставление дал ученикам: похоро­нить его вне церкви, а на общем кладбище, среди простых. Но его воля не была исполнена. Митрополит Киприан разрешил, по просьбе братии, положить останки блажен­ного в церкви, которую он сам создал. Почил он в год 6900 месяца сентября в 25 день; жил преподобный 78 лет.

     Вся братия с плачем сокрушалась о разлучении с от­цом своим. Лицо святого было светлым, как снег, а не как обычно у мертвых. Положив во гроб честное тело, над­гробным пением провожали его. Не хотел святой при жизни и по смерти славы, но крепкая сила божия его прославила.

                                                          (Из Жития прп. Сергия Радонежского)




 
Отпевание Преподобного Сергия.
Миниатюра.
Лицевое Житие Преподобного Сергия. Л. 280об.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк. III-21.  

 

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 8:

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, и исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин кондак, глас 8:

Взирающе на предлежащий честный твой гроб, в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты, мы, чада твоя суще жалостная, в удивлении един со единем вещающе, вопием: отче наш Сергие, моли Святую Троицу и нам спастися, твоим чадом.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

 

     Блаженная кончина Преподобного Сергия отмечена под 6900 годом во многих  летописях (Троицкая, Софийская, Воскресенская, Никоновская). Например, в Воскресенской летописи записано: «В лето 6900... о преставлении игумена Сергия Троетцкаго. Toe же осени сентября 25 на память преподобныа Евфросинии, преставися Преподобный и Богоносный отец наш игумен Сергий Троетцкий, иже в Радонежи, иже бе началник и учитель всем монастырем, иже в Руси, и положен бысть в честней обители Святыя Троица, юже сам созда» (ПСРЛ. T. VIII: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 62).[i]  Правда, С.П. Шевырев в поздней рукоп. Синод. библ. № 90 указал редакцию Жития с годом 6905.[ii] По сведениям В. О. Ключевского, который изучил до десяти редакций Пахомиева жития XV в., везде указан 6900 год.[iii] В рукописи Лаврской библиотеки № 264 есть такая хронологическая приписка: «В лето 6900, мес. сентевриа 25 преставися Сергий Чудотворец... в лето 6967 индикта 6, круг солнцу 22 и луны 12, фемелиос 15 [Рожество Христово в неделю, мясоястия 6 недель и день, фарисея 22 генhttp://www.stsl.ru/lib/book1/1.gifваря, мясопуст февраля 5, Петрова говенья 4 недели и 3 дни, Петра в четверг], от сего лета Сергию Чудотворцу (со дня его блаженной кончины) настала година 67».[iv] Все пасхалические даты этой записи соответствуют, по Великому Индиктиону, не 6967, а 6966 году, значит, инок, сделавший эту запись, считал календарный год с сентября, а не с марта.



[i] ПСРЛ. Т. I: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. С. 232–233.  Стб. 537 (М., 2001); ПСРЛ. Т. V: Псковские и Софийские летописи [1-я Соф. лет.]. СПб., 1851. С. 245; ПСРЛ. Т. VI: Софийские летописи [2-я Соф. лет.]. СПб., 1853.  С. 119; «Русский времянник, сиречь Летописец», содержащий Российскую историю от лета 862 (6370) до лета 1681 (7189), разделенный на две части. М., 1820. Ч. 1: От 862 (6370) лета до 1441 (6949). С. 326.

[ii] Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846–1860. Ч. III. С. 153.

[iii] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.С. 104.

[iv] РГБ, Ф. 304. 1. Троицк. 264. Л. 147; [Арсений, иером., Иларий, иером.]. Описание славянских рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры // ЧОИДР. М., 1878–1879. Ч. 1–3. Т. II. С. 40.

Tags: фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments