expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных



В честь праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила наш музейный сайт в своё время опубликовал фрагмент статьи акад. Олега Германовича Ульянова, посвященный вопросам атрибуции и датировки уникальной иконы «Архангел Михаил с деяниями» письма прп. Андрея Рублева († 17.10. 1428): https://expertmus.livejournal.com/44703.html

21 ноября 2012 г. в своём комментарии к данной публикации Лев Регельсон высказал высокую оценку нашего коллеги: «Олег Германович Ульянов - лучший специалист по русской иконописи. Обладает удивительной способностью проникновения в дух времени и богословский текст иконы»: https://expertmus.livejournal.com/152280.html

См. также статью «Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы»: https://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/arhangel_mihail_-_hranitel_svyatoj_troicy



В продолжение данной научной темы публикуется фрагмент статьи проф. В.В. Болотова (СПбДА), затрагивающей её эортологический аспект.

Почему Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается 8 ноября

«Самоочевидно то идеальное, эстетическое основание, по которому Собор Богородицы празднуется на другой день Рождества Христова, собор Предтечи – на другой день Богоявления, память Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – на другой день Сретения, Собор архангела Гавриила – на другой день Благовещения, собор 12 апостолов – на другой день праздника верховных апостолов Петра и Павла, память свв. Иоакима и Анны – на другой день Рождества Богородицы, память царицы Елены, матери Константина, – на другой день Воздвижения Креста».

От редакции: 18 октября (31 октября по н. ст.), на следующий день после празднования памяти великого иконописца прп. Андрея Рублева († 17.10.1428), в Церкви совершается память св. Апостола и евангелиста Луки (I), первого иконописца, а также прославления (1591) и обретения честных мощей (2001) прп. Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца († 1515): http://expertmus.livejournal.com/42638.html

Такое литургическое празднование составляет яркую особенность православной эортологии, когда празднование памяти главных участников события совершается в наутрие праздника. Так, в наутрие Пятидесятницы празднуется День Святого Духа: https://expertmus.livejournal.com/175207.html

«Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в. (Soz. 2, 3,8. э: (Μιχαήλιον в Константинополе, после константиновское, быть может, название храма, построенного Константином Великим). В туринских папирусах (ed. FRossi) сохранился отрывок коптского слова, видимо приписываемого Василию в. и произнесенного во храме св. Михаила в городе .. .  σινη (Μιασηνη?). Но подлинность слова не бесспорна) и неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу.

Православная Церковь Востока позднейшего времени совершает собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 8 ноября. Западная Церковь в этот день поминает св. четырех увенчанных мучеников и не празднует архангелу. Торжественный праздник в честь св. Михаила она издревле совершает 29 сентября и указывает ближайшее основание для его установления: в этот день было освящение базилики ангела Михаила на via Salaria в 6 милях от Рима (Natale ss. quatuor coronatorum под 8 ноября есть не только в Bern., ComAlbTheot., Capit., но даже и в sacrameutarium Le onianum.–Bern, под III. KL Ocl. – – et vigilii sancti Michaelis in quantum possumus plenius commemoremusIII. kl. Oct. Romae via Salaria miliario VI dedicatio basilica angeli Michaelis, vel in monte, qui dicitur Garganum, ub i multa mirabilia Deus ostendit. В sacram. Leon: pridie kaleudas octobris natale basilicae angeli in Salaria. Под 29 сентября также в Capit., ComAlbParu. Что это праздник народный, видно из английского названия Michaelmas, cf. Martlemas, Christ mas, – формы, аналогичные русским Петров день, Иванов день. Христов день).

Не так стоит дело с православно-восточным праздником. В русском thesaurus heortologicus, «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия (Могилевского) II, Зам. 352. (т. I. II. Москва 1875. 1876), читаются след. строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта».

От редакции: напомним, что именно 8 ноября 324 г., в праздник Архистратига Михаила, Император Константин Великий основал новую столицу на берегах Босфора, носящую его имя. Церемония основания (consecratio) Константинополя, который вошел в историю как «Новый Рим (Nova Roma; Νέα ῾Ρώμη)», состоялась в воскресенье, 8 ноября 324 г. (Phemist. Or. 4. P. 83). В этот день Император Константин Великий лично проводил разметку периметра городских стен, отмечая их линию копьем. Согласно Филосторгию, «когда определялась окружность города, Царь шел пешком с копьем в руке. Когда он прошел большое расстояние, тогда один из спутников спросил его: “Далеко ли еще, Государь?” Константин отвечал: “До того места, где остановится тот, кто идет впереди меня”. Этими словами он дал понять, что им предводила высшая Небесная сила и научала его, что надлежало делать (Philost. Hist. eccl. II 9).  Этот важный исторический факт остался вне поля зрения уважаемого проф. В.В. Болотова…

По подсчетам Р. Жанена, в Константинополе насчитывалось 19 храмов архангела Михаила. На европейском побережье Босфора их было 6, на азиатском - 7, кроме того, Жаненом упомянуты еще 2 храма, о местонахождении которых нет точных сведений (Janin R. La sanctuaires byzantins de saint Michel // Echos d'Orient. N 37. 1934. P. 28-50). См. также: Zanetti U. Actes des anges dans les calendaires et synaxaires orientaux // ulto e Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994. P. 323, 349.



«Нет оснований думать, что 8-го ноября воспоминается обновление древнейшего Константинопольского храма в честь Архангела. Около 406 г. Константинополь 8-го ноября еще не праздновал св. Михаилу: это видно из Готского календаря. В 448 г. 8-е ноября считалось буднями: ἡ σύνοδος ἐνδημοῦσα в этот день имел заседание, в конце которого Евсевий Дорилейский подал св. Флавиану жалобу на Евтихия, имевшую неисчислимые исторические последствия. Лишь в 509 г. встречается намек, что в Константинополе 8 ноября праздновали Архангелу. Македоний II константинопольский несомненно, как видно из послания современника пресвитера Симеона, отправлен был в ссылку вечером в воскресенье 7 августа 511 г., след. индикта IV. Zachar. mityl., 7, 8 в Land, Anecdota Syriaca, (Lugduni Batavorum 1870) III, 222. 223. 218. В Theophan. chron. это событие занесено под 6004 г., а под 6003 г., след. под индиктом III отмечено то происшествие, которое отчетливее рассказано у Theodor. le ct. 2, 26 и в Cramer, Anecdota graeca parisiensia (Oxonii 1839) Ι I, 107: в неназванном месяце монофиситы в Константинополе с полчищем наемной черни пришли в воскресенье во храм Архангела во дворце οἱ ἀποσχίαται–ν κυριακῇ εαλθον ες τν ναν τοῦ ἀρχαγγέλου ν τπαλατίῳ, и когда певцы запели трисвятое, то отщепенцы принялись вторить его с излюбленною прибавкою «распныйся за ны». В следующее воскресенье они повторили свою выходку в Великой церкви, τῇ πιούσῃ κυριακῇ τὅμοια ν τῇ μεγάλῃ κκλησία ποίησαν, но здесь дело дошло до рукопашного боя, и их выгнали из церкви. Монофиситы свою демонстрацию устроили видимо с соизволения императора Анастасия, если только не прямо по его наущению. Выбрано было, дли первого опыта, такое воскресенье, когда σύναξις совершалось во дворцовой церкви архангела, в которой в позднейшее время оно бывало 8 ноября. Возможно, что так именно было и в 509 г., когда 8 ноября приходилось в воскресенье. Правда, и 6 сентября всегда приходится в тот же день недели, в который и 8 ноября; но «чудо в Хонех» не позже ли 509 г.? Сергий, Вост. Aг., II, Зам. 352. 275.

Весьма трудно допустить также, что этот праздник установлен Антиохийскою Церковью: его нет в богослужебных книгах сиро-финикийского и месопотамского типа. WrSyr., 538, cod. 685, hom. 72: Севир антиохийский в 515 г. (в мае) говорил слово «на положение мощей свв. мучеников Прокопия и Фоки דמיכאיל הודמתקרא בביתא в церкви св. Михаила», разумеется в Антиохии. Но слова на праздник св. Михаила нет в числе 125 λόγοι πιθρόνιοι Севира, переведенных на сирский язык. Но в эфиопской литературе есть (WrEth. 163 147· Zb. 207) «слово, которое произнес патриарх антиохийский об архангеле Михаиле и о любви его к человекам (wa-’afqyrotu Ja-sab’y), и беседовал о святой субботе, ибо совпал праздник Михаила в тот год с субботою; беседовал также о страннике Матфее и жене его и детях его, как они уповали па Господа, на молитвы Михаила архангела; ибо это слово он говорил 12 атир, когда собрался парод в храме Михаила архангела сотворить праздник». Есть и арабская особая версия этого повествования (récit). Zb. 207. – Во всех трех рукописях имя патриарха опущено, но и Райт и Зотанбер подставляют Севира. «Странник Матфей» отзывает «апокрифом», а «святая суббота» – Эфиопией) (Хр. Чт. 1888, II, 44,3) Коли же это слово – сверх ожидания – подлинно севирово и под субботою разумеется именно суббота (не воскресенье), то оно произнесено 8 ноября 514 г.

В одном несторианском сборнике евангельских чтений XI в. отмечено «навечерие [всенощное бдение?] ангелов, совершаемое 23-го аб (августа)». WrSyr., 185, n. 113 באב׃ ותלתא בעסרין דמּתעבד דמּלאכאֿ שׁהרא Этим предполагается собор св. ангелов 24 августа, т.е. 1-го метагитниона-иперверетея по асийскому календарю. Если этот праздник совершали на несторианском Востоке около Мосула, то установить его могли и не на Востоке, а, например, во Фригии, в которой уже в V в. было много храмов св. Михаила. Первое число последнего месяца в году несомненно более знаменательная цифра, чем 24-е одиннадцатого месяца.

Очередь – за Александрийскою Церковью, которая – по меньшей мере впоследствии – совершала праздник Архангелу с торжественностью необычайною. Православный патриарх Александрийский Евтихий (7 февр. 933 – † 11 мая 940 г.) об установлении праздника архангелу Михаилу рассказывает следующее: «И был в Александрии большой храм – Клеопатра царица построила его во имя Сатурна – и была в нем большая медная статуя по имени Михаил. И народ александрийский и египетский в 12-й день месяца атир (и это – тешрин второй) праздновали той статуе большой праздник и закалали ей много жертв. И когда сделался Александр патриархом над Александриею и восторжествовало христианство, хотел он сокрушить эту статую и отменить жертвы. И не согласился на это народ александрийский. И схитрил он над ними, сказав: «эта статуя – ни пользы в ней ни проку; если же вы установите этот праздник Михаилу ангелу и ему назначите эти жертвы, то он будет ходатайствовать за вас пред Богом и принесет вам больше благ, чем эта статуя». И они согласились с ним в этом, и он сокрушил статую и устроил из нее крест и наименовал храм церковью Михаила (и это – та церковь, которая называется Кесария) и установил праздник и жертвы Михаилу ангелу. И доднесь копты в Египте и Александрии празднуют в этот день Михайлу ангелу и закалают в оный много жертв» (אלגוהר נטׄם Contextio gemmarum sive Eutychii patriarchae alexandrini annaies interprete EPocock (Oxoniae 1658) p. 434. Только латинский перевод у Migne SG. 111, 1005).

У Александрийского патриарха Евтихия, кроме двух Михайловых дней, только три праздника отличены трехдневным празднованием: 17–19. Тоут – праздник Кресту, 11– 13. Тиви – Крещение и Рождество Христово (под 30. хиак помечено «второе рождество»). Ни Успение Богоматери 21. тиви, ни Благовещение 29. фаменот, ни Рождество ее 1. пахон, не имеют второго и третьего праздника. Следовательно, день св. арх. Михаила имеет отличие общее лишь с тремя Господскими праздниками.

Этот рассказ об установлении праздника архангелу Михаилу Ренодо подверг строгой научной критике: «Передавая такой абсурд, Евтихий не опирается ни на какого автора сколько-нибудь значительного»; «он следует вероятно темным преданиям, и расследовать их источник не стоит труда [sic!], как понятно всякому». Ренодо склонен по-видимому допустить, что такая нелепость, как идол Михаил, своим существованием обязана неисправности рукописей Евтихия, но за тем продолжает: «Что общего между Михаилом и Сатурном?». «Культ Сатурна притом же не египетский, а заимствованный у греков. Но чествование Михаила и ангелов есть весьма древний церковный обычай» (E Renaudot, Historia patriarcharum alexandrinorum (Parisiis 1713), 80 81: auctorem neminem alicujus dignitatis secutussed obscuras fortassis traditiones, quarum originem investigare nullius ut satis quisque intelligit operae pretii foret).

На стороне Ренодо стоит веский авторитет Тилльмона: «Позднейшие греки, к которым приходится относиться с недоверием даже тогда, когда они рассказывают о вещах самых вероятных, говорят, что Клеопатра построила храм Сатурна, где язычники покланялись некоему Михаилу. Св. Александр сокрушил идола и сделал из него крест, а церковь освятил во имя св. архангела Михаила. Я думаю, что не многие отнесутся с доверием к этой истории. Евтихий передает ее с подробностями, которые делают ее внутренне несостоятельною» (Tillemont, Mémoires pour servir à l’histoire ecclesiastique (Paris 1704), VI, 216. Les nouveaux grecs, suspects dans les choses mesmes les plus probables disent    – – Je croy que cette historie trouvera peu d’approbateurs. Eulyque la rapoite avec des circonstances qui la rendent entièrement insoutenable).

Праздник в честь св. Михаила 12 атир – факт бесспорный. Вопрос о дне праздника приходится ставить лишь потому, что в эфиопском синаксаре (Zb. 187; Dillmann, cod. Mus. Вr. 41, n. 8) передается тот же рассказ об установлении праздника Александрам, но языческий праздник приурочивается к 12 пауни (6 июня). Что эта подробность ошибочная, видно во-1-х из того, что как греческая так и армянская Церковь, праздник арх. Михаила полагают 8 ноября, не 6 июня, во-2-х иπ того, что и у самих абиссин так называемые «деяния Михаила» начинаются всегда 12-м атир.

Михайлов день в месяцах атир и наупи выделялся из, ряда прочих Михайловых дней тем, что праздновался три дня: 12-го, 13-го и 14-го числа. Основание для такого торжества в пауни понятно с 12-го пауни (N) начинают молиться «о мерном восхождении речных вод». Ночь с 11-го на 12-е пауни у египтян известна под [названием אלנקטה לילהֿ лайлату-н-нукта, «ночь капли»; они предполагают, что в эту ночь пред рассветом падает с неба в Нил капля росы, обусловливающая возвышение вод его и очищающая воздух.

Религиозные копты говорят, что в эту ночь Бог посылает архангела Михаила возмутить воды Нила и вызвать в них благотворное брожение. М Vansleb, Nouvelle Relation d’un voyage fait en Égypte en 1672 et 1673 (Paris 1677), 48.–Естественно было предположить, что и язычники совершали свой праздник в честь начала нильского наводнения (я не знаю, когда именно александрийцы справляли τὴν παννυχίδα τῶν νειλώων, Theophan. an. 5928); между тем для празднования 12-го атир синаксарист уже не усматривал столь понятного основания.

На стороне Евтихия – веское свидетельство епископа Иоанна Никиуского, жившего в конце VII в. († после 694 г.) и может быть не один раз совершавшего богослужение в «Кесарионе». Иоанн пишет: «И еще построил [Юлий Кесарь в Александрии] здание прекрасное, величественное и восхитительное, и назвал его по имени своему и по имени своего сына [от Клеопатры, Кесариона]. И во дни великого Константина, царя христианского, когда приял он царство римское, обратил он [это здание] в христианскую церковь и назвал ее по имени святого Михаила. И до сего дня называется она церковью Кесарион, так как построили ее Юлий Кесарь младший [т.е. Кесарион] и Кесарь старший» (Chronique de Jean, évêque de Nikiou, par H Zoteriberg. ch. 64, pp. 60. 285. Первые строки известия Иоанн берет у Малалы. Далее: Константин rasjâ. beta krystijân, wa-samajâ ba-sma qydus Mikâ’el: wa-’yska jom tysamaj beta krystijân za-Qisârjon, буквально: положи ю [в] дом христиан, и нарече ю во имя святого Михаила: и до днесь нарицается дом христиан кесарионск).

22-го хиак нормального сотического года = 12-го атир александрийского года = 8 ноября в Египте совершался праздник «χebs-ta», т.е. «запашка земли», знаменовавший начало зимних полевых работ по окончании нильского наводнения (Brugsch Rei. 617. «Erdpflügung» (χebs-ta). ABGlot-Bey. Aperçu général sur l’Égypte (Bruxelles 1840), II, 213: «пшеницу (le blé) сеют обыкновенно в верхнем Египте в ноябре, в Дельте – в начале декабря» [разумеется по грегорианскому календарю]. В ETissoty Étude sur le calendrier copte e ses épliémérides (Alexandrie 1867), p. 5 –б отмечено: «27 фаофи (24 окт. юлианского): сеют пшеницу в Египте»; «4 атир (31 окт.) сеют пшеницу»; «6 атир (2 ноября): в деревне полевые работы в полном ходу (la campagne est en pleine culture)»). Вечером этого дня полагались λοχναψία и περίπλοος; т.е. иллюминация и плавание по священному озеру при храмах.

Смысл праздника очевиден. Если везде о надежде должен есть оряй орати (1 Кор. 9, 1), то в Египте сеяли не только с надеждою, но – можно сказать – с радостью: если предшествующий (уже закончившийся к началу пашни) разлив Нила был вполне удовлетворителен, то обильная жатва была почти уже обеспечена. Естественно было для религиозного египтянина при начале посева соединить мольбу о благословении Божием на предстоящий труд с благодарностью за ниспосланное уже предвестие хорошего урожая. «В сей день, – читается в копто-арабском синаксаре под 12 атир, – мы совершаем праздник в честь великого архангела Михаила, первостоятеля в чинах небесных сил. Этот ангел, милостивый к роду человеческому, всегда стоит пред престолом Всевышнего, чтобы ходатайствовать за род человеческий. Он помогает святым, укрепляет и поддерживает их, пока они не скончают своего подвига. И в честь его в двенадцатый день каждого месяца совершают праздник и подают во имя его милостыню, потому что он молит Господа о плодах, о восхождении Нила и о воздушных переменах, чтобы его устроением Господь все это привел в совершенство» («Совершают праздник», Gedächtnisfeiern, собственно «поминки» μνημόσυνον, эфиопское «tazkâr». Ср. молитву в греческих александрийских литургиях Василия в. и Григория Богослова: Μνήσθητι Κύριε τοῦ ἀέρος καὶ τῶν καρπῶν τῆς γῆς. Μνήσθητι Κύριε τῶν ὑετῶν καὶ τῶν σπόριμων τῆς γῆς. Μνήσθητι Κύριε τῆς συμμέτρο ἀναβάσεως τῶν ποταμίων ὑδάτων. Εὔφρανον πάλιν καὶ ἀνακαίνισον τὸ πρόσωπον τῆς γῆς. ERenaudot, Liturgiaium orientalium collectio (Parisiis 1716), I, 70. 109 – А следующие далее в тексте выражения взяты из синаксарных чтений на 12 фаофи, 12 хиак и 12 тиви (с последним почти буквально совпадают и выражения под 12 мехир).

«Отец [небесный] поставил его надзирателем над всем, и он стоит пред Ним, чтобы ходатайствовать за род человеческий и молить о произрастании посевов и плодов, дабы Бог благословил им вполне созреть». «По его богоприятному предстательству вырастают посевы и умножается благословение». «Предстательствуя за род человеческий, стоит он всегда пред Богом и говорит: «о, Ты, никогда не гневающийся! не гневайся, но помилуй Твое творение, создание рук Твоих». «По его молитвам совершаются воздушные перемены, падение дождя и росы и произрастание дерев и посевов».

Св. Епифаний твердо уверен, что именно 8 ноября, 12 атир, 7 метагитниона, 7 мархешван крестился Господь, имея 29 лет и 10 месяцев от рождения (Epiph. haer. 51, nn 16 (πρῶτον μὲν βαπτισθἐντος αὐτοῦ κατ’ αἰγυπτίους ἀθύρ δωδεκάτῃ). 24 (ἐβαπτίσθη ἐν τῷ Ἰορδάνῃ ποταμῷ τῳ τριακοστῷ ἔτει τῆς αὐτοῦ ἐνσάρκου γεννήσεως, τουτέστι κατὰ αἰγυπτίους ἀθύρ δωδεκάτῃ). Св. Епифаний не говорит прямо ни того, что александрийская Церковь совершает праздник Рождества Христова 29-го хиак, ни того, что она крещение Господне празднует 12-го атир. Косвенным подтверждением александрийского эортологического происхождения даты 12. атир могут служить два обстоятельства. а) Признавая (несомненно и с александрийскою Церковью), что Господь родился на 6-е января (11-е тиви), и понимая Лук. 3, 23 ὡσεὶ ἐτῶν τριάκοντα в смысле тридцать лет невступно, Епифаний должен был полагать Крещение за несколько дней или месяцев до 11-го тиви, но выбрать именно атир и не 11-е, а именно 12-е, атир ничто его не вынуждало. b) Эта цифра между тел для него даже была не совсем удобна. Полагая согласно c Мф. 4, 1 τότε. Мрк. 1, 23 καὶ εὐθύς, что Христос постился 40 суток сразу после крещения, св. Епифаний получает 22 хиак (18 декабря). Последний день поста. Из Иоанн. 1, 19. 29. 35. 43; 2, 1. 12. 13. 23 получаются даты: некоторого числа некоторого месяца, допустим–1-го адар, Иоанн дает ответ с себе посланным из Иерусалима; 2-го адар Господь приходить к Иоанну; «3-го адар оба ученика пошли за Иисусом; 4-го адар Иисус находит Филиппа·, 5-го адар был брак в Кане Галилейской; после сего Господь пробыл в Капернауме немного дней, потому что приближалась пасха, и Он пришел в Иерусалим.

Крестившись на Иордане 8 ноября, Господь – по хронологии св. Епифания – тотчас удалился в пустыню и постился 40 дней и 40 ночей, затем около 17 дней прожил в Назарете, потом опять пришел на Иордан и на третий день после этого, около дня Рождества Своего, совершил первое чудо на браке в Кане Галилейской. Коптская Церковь и доныне празднует 13 тиви = 8 января память «первого чуда» и причисляет этот день к малой седьмерице господских праздников.

Таким образом, Собор архистратига Михаила 8 ноября установлен Александрийскою Церковью взамен древнего праздника Крещения Господня. Конец IV в. отмечен торжеством западных эортологических воззрений и на Востоке. В 388 г. св. Иоанн Златоуст говорит, что не прошло еще и десяти лет с тех пор, как – принятый теперь Антиохийскою Церковью – праздник Рождества Христова 25-го декабря сделался впервые известен на востоке. Между 400 и 432 гг. этот праздник приняла и Церковь Александрийская. Здесь это нововведение представляло двойную трудность: нужно было допустить, что Христос родился не 6 января, как полагали дотоле, а 25 декабря, и, что 6 января Он не родился, а крестился. Но если Христос крестился не 8 ноября – 12 атир, то этот день приходилось или освятить другим праздником, или обратить в будни. Посвятив его архангелу Михаилу, Египетская Церковь получила возможность выдержать круговое ежемесячное празднование 12-го числа: синаксарь с каждым месяцем связывает воспоминание об архангеле-человеколюбце по какому-нибудь особому поводу, обыкновенно взятому из ветхозаветной истории.

По Dillmann, Cat. codd. aeth. Mus. Brit., 48 49, cod. 44 и Zb:

12 атир (8 ноября) Михаил, архистратиг силы Господни, явился Иисусу Навину (Нав. 5, 13– 15).

12 хиак (8 декабря) архангел Михаил угасил пламя в пещи вавилонской и спас трех отроков (Дан. 3, 92 – 95).

12 тиви (7 января) он боролся с Иаковом (Быт. 32, 24–30).

12 мехир (6 февраля) он послав на помощь Сампсону (Суд. 14, 6. 19).

12 фаменот (8 марта) он послан к Валааму (Числ. 22, 22–35).

12 фармути (7 апреля) он послан освободить Иеремию из темницы (Иерем. 39, 15–18). 12 пахон (7 мая) оп послал к пророку Аввакуму (Дан. 14, 34–39).

12 епифи (6 июля) он послан истребить войска Сеннахирима (4 Ц. 19, 35).

12 месори (5 августа) он явился царю Константину и даровал ему победу над врагами.

12 тоут (9 сентября) он возвестил пророку Исаии, что Езекия выздоровеет (Ис. 20, 4–6).

12 фаофи (9 октября) он повелел Самуилу помавать Давида на царство (1 Ц. 16, 1).

Но, мотивировав, хотя и искусственно, празднование, синаксарь предлагает сверх того какое-нибудь назидательное повествование, приглашающее христиан к благотворительности. Так, под 12 атир, читаем: «Боголюбивый человек, именем Феодор (Zb: Дорофей), с женою своею Феопистою, несмотря на свою недостаточность, ежемесячно 12-го числа праздновал память великого ангела Михаила. Однажды, находясь в затруднительном положении и не имея средств справить этот праздник, эти благочестивые люди решились было продать свои одежды и справить праздник. Но ангел Господень явился Феодору, по-видимому вручил ему 9 динариев, указал, что ему следует купить к празднику, а одежды продавать не велел. Уже, по обычаю, приглашены были гости, как Феодор увидел, что в его кладовой стоит сосуды с вином и много других драгоценных вещей. А в желудке купленной к празднику рыбы оказалось «300 динариев и трижды три червонца». Явившийся Феодору и Феописте архангел сказал: «Я–Михаил архангел, я избавляю вас от бед, я приношу пред Господа ваши жертвы и ваши добрые дела. И вы не лишитесь благ и в этом мире; ибо Господь помянул ваши добрые дела и воздал вам сперва на этом свете, а на том свете вас ожидает Царство небесное».

Опубликовано: Болотов В.В. Михайлов день // Христианское Чтение при с.-петербургской духовной академии, за 1892 г. ноябрь-декабрь.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Музей имени Андрея Рублева
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Музей имени Андрея Рублева
Музей имени Андрея Рублева
Музей имени Андрея Рублева
@ Музей Андрея Рублева
Tags: "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, andrei rublev, Андрей Рублев, Музей имени Андрея Рублева, иконопись, исихазм, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments