expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

1/14 июня 2017 г. – 580-летие преставления св. иконописца прп. Дионисия, игумена Глушицкаго (1437)



«Вспомните монахов-строителей средневековых соборов Запада: аббата Сугерия Долматского, знаменитого зодчего Фра Вита, и у нас — Дионисия Глушицкого (живописца, резчика и строителя, современника Андрея Рублева) и более поздних монахов Антония Сийского, Паисия Угличского, Трифона Соловецкого, Германа, монаха, выписанного специально из Нового Иерусалима строить Каменный мост в Москве, и многих других» (П.Д. Барановский): http://rublev-museum.livejournal.com/1370.html




Преподобный Дионисий Глушицкий пишет образ преподобного Кирилла Белозерского, «еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932». Киот для иконы «Преподобный Кирилл Белозерский». Никита Ермолов Белозерец. 1614 г. На фоне монастырского храма изображен прп. Кирилл Белозерский, словно позирующий иконописцу, а справа от него – прп. Дионисий Глушицкий, пишущий икону-портрет преподобного. Этого сюжета нет в Житии Кирилла: предание о создании его первой иконы содержится в различных монастырских документах, начиная с середины XVI в.

Тропарь прп. Дионисию Глушицкому, глас 1:

Божественною любовию от юности распалаемь Дионисие преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси: и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми живый, весь Христови. Отонудуже и всевидящее око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак прп. Дионисию Глушицкому, глас 8:

Все твое умное желание к Богу вперив, тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе прослави, и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

#Музей имени Андрея #Рублева. Прославленные Православной Церковью святые иконописцы известны всему миру – это апостол и евангелист Лука, преподобные Алипий Печерский, Андрей Рублев († 17.10.1428) и Дионисий Глушицкий († 1.06.1437): http://rublev-museum.livejournal.com/376719.html

Современник всемирно известного иконописца Древней Руси прп. Андрея Рублева († 17.10.1428)  прп. Дионисий Глушицкий (1362/63, Вологда - 1.06.1437, Глушицкий Покровский монастырь) являлся основателем и первым игуменом Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря и Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи монастыря, а также основателем Глушицкого монастыря во имя свт. Леонтия Ростовского.

Основными источниками сведений о прп. Дионисии Глушицком являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря» (главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене»), составленное Паисием (Ярославовым) в последней четверти XV в. Богатое фактическим материалом Житие прп. Дионисия Глушицкого было написано в 1495 г. диаконом Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов прямых учеников святого иконописца (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила). В Житии засвидетельствованы многочисленные чудотворения от гробницы преподобного Дионисия Глушицкого.

По свидетельству Жития, прп. Дионисий Глушицкий имел дар иконописца. Вологодский уроженец прп. Дионисий Глушицкий  (в миру - Димитрий) в молодые годы принял постриг в Спасо-Каменном монастыре, управлявшемся тогда ученым греком, выходцем из Афона, Дионисием Святогорцем и относившемся к юрисдикции ростовских владык. Именно в Спасо-Каменном монастыре осваивал в молодости преподобный  Дионисий премудрость иконного художества.

В церковно-краеведческой литературе XIX - начала XX в. с именем Дионисия Глушицкого, которого предание и гипотезы смешивали порой, по всей вероятности, с московским иконописцем Дионисием Великим связывалось ок. 40 икон (Лебедев В. К. Иконописные труды прп. Дионисия Глушицкого, чудотворца. Вологда, 1900). «Там же, где Комиссия находила фрески более старого письма (Дионисия Глушицкого), они оставлялись в неприкосновенности» (К истории съемки реставраций Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля): http://rublev-museum.livejournal.com/325286.html

При реставрации в XX в. произведений, приписываемых преданием глушицкому иконописцу, были открыты памятники широкого хронологического диапазона (от 1-й пол. XIV до 1-й пол. XVI в.), из которых только 3 образа наверняка относятся к периоду жизни прп. Дионисия Глушицкого: икона прп. Кирилла Белозерского (ГТГ. Инв. 28835), образ Успения Богоматери (КБМЗ. Инв. 298) и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ. Инв. 7873) из Семигородной пустыни в Кадниковском уезде. Образ Успения Богородицы почитался чудотворным, известен перечень чудес от него, зафиксированных в XVII в. в Семигородной пустыни (РГБ. Унд. № 398. Л. 111-114 об.). Чудотворным считался также образ «Св. Иоанн Предтеча в пустыне».

Для справки: о Семигородной пустыни и о хранившихся в ней иконах, созданных, по преданию, преподобным  Дионисием   Глушицким , см.: Описание о начале Успенской Семигородной пустыни. СПб., 1823; Савваитов П. И. Описание Семигородной Успенской пустыни СПб., 1856 (дополненное переиздание этой работы позднее напечатано в «Вологодских епархиальных ведомостях». 1870. № 6. Прибавления. С. 201—220; отдельное издание: Вологда, 1881); Мерцалов А. Е. Монастыри-колонизаторы. (Материалы к истории колонизации на севере России) // Вологодская старина. СПб., 1889; Лебедев В. Иконописные труды преподобного  Дионисия   Глушицкого  чудотворца. Вологда, 1900. С. 7-11; Лебедев В. Семигородная Успенская пустынь и приписной к ней Николаевский Катромский монастырь. Вологда, 1901; Рыбаков А. А.. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской ХIII-XVIII вв. М., 1995. С. 214-215, илл. 136- 137; и др.

Сохранилась в подлиннике на бумаге духовная грамота прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. № 252). В ней указываются принадлежащие его монастырю книги: помимо богослужебных названы сборник творений прп. Ефрема Сирина, «Лествица» прп. Иоанна Синайского, «Египетский патерик», сб. «Златая чепь» и др. Грамоту писал духовный отец прп. Дионисия Глушицкого «Макареи поп» (по-видимому, прп. Макарий Глушицкий), при этом присутствовали преподобные Григорий Пельшемский, Амфилохий, «да и братья вся». Духовная была написана незадолго до 11 янв. 1436 г., когда она была явлена Ростовскому еп. Ефрему, который привесил к ней свою печать. Житие сохранило описание внешности Д.: «Мал телом и сух излише плотию, главу име немалу, брови окружене, лице долго, влущене скрани, тихи име очи, браду име до перси, не густа, у скранеи тонка, власы светлыи русы, вполы сед».

Незадолго до кончины прп. Дионисий Глушицкий беседовал с прп. Амфилохием, которого особо любил, рассказал об обетовании, данном ему Богородицей, сохранять Покровскую обитель. Затем преподобный призвал для последней беседы братию, заповедал им искать помощи в молитвах к Пресвятой Деве, хранить смирение, нелицемерную любовь, чистоту душевную и телесную, умеренность в житейских потребах. Перед праведной кончиной прп. Дионисий Глушицкий причастился Св. Христовых Таин, лицо его просветилось, а вокруг его главы прп. Амфилохий видел сияющий венец, от тела святого изошло благоухание.

Преподобный Дионисий Глушицкий, согласно завещанию, был погребен в Сосновецком монастыре, в могиле, которую сам выкопал за 7 лет до блаженной кончины. Местное почитание прп. Дионисия Глушицкого началось в XV в., о чем свидетельствует составление Жития святого в 1495 г. В Житии содержатся сведения о чудотворениях, совершавшихся у гробницы преподобного: «Слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют».

Общерусское почитание прп. Дионисия Глушицкого было установлено Собором 1547 г. В окружной грамоте митрополита Макария от 26 февр. 1547 г. говорится: «Пети и праздновати повсюду июня в 1 день новому чудотворцу преподобному игумену Дионисию Глушицкому и Вологодскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203, № 213). В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й пол. XVI в. иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего... Той же и тръпение показа с кротостию... Той же пролитию слезам источник бе... Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его».

Наиболее известна прижизненная икона- пядница с изображением прп. Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря, находящаяся сейчас в экспозиции Государственной Третьяковской галереи (инв. № 28835).




Кирилл Белозерский.
Дионисий Глушицкий.
Новгород.
1424 г.
28 х 24.
Государственная Третьяковская галерея, Инв. 28835.
Икона: доска липовая, опилена со всех сторон; сорочка шелковая. Паволока, левкас, темпера.
Сохранность кроме почти утраченного золотого фона, хорошая. От старой надписи на верхнем поле уцелело слово «Кирилъ».


По-видимому, впервые в письменных источниках она упоминается в 1569 г. Согласно записи во вкладной книге, старец Ефимей Цыплятьев с сыном Иваном Елизаровичем («во иноцех Еуфимей же») сделали вклад в монастырь и приложили к «чюдотворцову образу Кирилову чюдотворному Дионисиева письма Глушицкого золотой большой» (ОР РНБ. Кир.-Бел. № 78/1317. Л. 83 об. – 84; См. также: Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества. Т. 1. СПб., 1851. С. 62; Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Щурина Е.Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 168-169. № 41; Кистерев С.Н.Функции золотых монет в России во второй половине XVI – начале XVII в. //
Очерки феодальной России. Вып. 12. М.; СПб., 2008. С. 147). Во всех шести описях с 1601 по 1732 г. этот образ зафиксирован неизменно с указанием на авторство Дионисия Глушицкого. Находилась данная икона в центральном соборном храме Успения Богородицы «противу» местных образов «промеж» свечей. В течение XVII – первой трети XVIII в. образ своего места не менял. По устойчивой церковной традиции она считается произведением Дионисия Глушицкого, написанным в 1423/24 г., то есть при жизни основателя обители. В 1614 г. белозерский иконописец Никита Ермолов сделал киот для этой иконы с 4 клеймами и на одном из них изобразил сцену письма Дионисием Глушицким образа преподобного Кирилла (см. фото). В рукописи Кириллова Белозерского монастыря говорится об иконописце Никите Ермолове из Белоозера, написавшем в августе 1614 г. «у чудотворцева образа два затвора» (Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. С. 98, прим. 3. С. 100).

На верхней и нижней части средника складня резная надпись вязью: «Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932 (1424). Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 (1614) по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь». Появление этой надписи является свидетельством закрепления устной традиции почитания и перенесения ее в письменную форму. В достоверности данного сообщения не приходится сомневаться, так как в основе ее лежит либо более древняя надпись, либо устная монастырская традиция. Более поздние изображения Кирилла Белозерского (в Третьяковской галерее и в Русском музее) отходят от его уникального портрета и дают уже идеализированный образ, в котором не остается уже ничего индивидуального.

Уже в 1601 г. в ц. Кирилла Белозерского появилась икона Кирилла, списанная «з живописново» образа. В данном случае под словом «живописный» монахи подразумевали то, что «икона-портрет» была написана с живого человека. Поэтому пядничная икона Кирилла XV в. почиталась в обители и служила прототипом для создания других образов, как наиболее верное изображение святого-основателя монастыря. Далее отметим, что в ц. Сергия Радонежского был придел прп. Дионисия Глушицкого, где сначала была пядница Дионисия Глушицкого, но уже в 1615 г. зафиксирована большая поясная икона на празелени. Она находилась в приделе с 1615 по 1732 г.



Образ Успения Богородицы (КБИАХМЗ. Инв. № 298) относится к числу древнейших икон из Кирилло-Белозерского монастыря. Лик Марии мертвенно-бледный, ему придан зеленовато-желтый оттенок, тогда как лики Христа, апостолов, святых отцов и жен - теплого оттенка, оживлены активной подрумянкой. Икона датируется первой половиной XV в. и, возможно, была центральным образом первого соборного храма монастыря. По мнению ряда искусствоведов, ее автором не мог быть прп. Дионисий Глушицкий так как «особенности композиционного строя, колорита и приемов исполнения ликов, риз и палат свидетельствуют о руке мастера, работавшего в одном из художественных центров Руси начала XV в. под влиянием византийских образцов XIV в.». В качестве предположения была высказана мысль о воспроизведении русским иконописцем византийского образца раннего XIV века. Важно заметить, что эта чудотворная икона, приписываемая преданием кисти прп. Дионисия Глушицкого, также не изменила своего местонахождения за 130 лет. Образ Успения Пречистой Богородицы неизменно фиксировался в ц. Успения с указанием на то, что его написал именно прп. Дионисий Глушицкий.


К особенностям иконы можно отнести неуверенное владение пропорциями в изображении крупноголовых фигур персонажей, неровную и нечеткую графику букв, а также ошибки в титульной надписи иконы (перевернутое «У», «ОУСПЛЕНИЕ» вместо «ОУСПЕНИЕ», «ПРИСТЫ» вместо «ПРЕСТЫ»).


В 1830- 1831 гг. в Вологде и ее окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, которую не могли остановить предпринимавшиеся светскими властями меры. Тогда в июне 1831 г. по предложению верующих священник церкви Иоанна Предтечи в Рощенье протоиерей Петр Васильев был послан за чудотворной иконой «Успение Божией Матери» в Семигородную пустынь. На протяжении семидесятиверстного пути из Семигородной пустыни до Вологды икону несли на руках многолюдным шествием, с хоругвями и крестами. 22 июля икона была доставлена в Вологду и поставлена в Софийском соборе, где перед ней было совершено торжественное богослужение при большом стечении народа и духовенства. В последующие дни были предприняты крестные ходы с этой иконой из Софийского собора в различные приходские храмы, а также в некоторые частные дома. После этого эпидемия резко пошла на убыль, и благодарные вологжане украсили икону сребропозлащенной ризой (окладом). ([Савваитов П. И.]. Описание некоторых монастырей, пустынь и церквей Вологодской епархии (ОР РНБ. F. 1. Л. 218-221); Лебедев В. Семигородная Успенская пустынь... С. 8). Неоднократно приносилась икона «Успение Богоматери» из Семигородной пустыни в Вологду и позднее («Вологодские епархиальные ведомости» за 1871 и 1881 гг. Прибавления). С 1816 г. установлен крестный ход с иконой «Успение» от пустыни к Пустораменской Николаевской церкви в память об избавлении «от скотского падежа».

Чудотворная Семигородняя икона Успения Божией матери, написанная прп. Дионисием Глушицким (ВГИАХМЗ. Инв. № 7816) XV в., 48,8 х 36,3 х 2,2. Для иконы «Успение» при настоятельнице Мариамне между 1643 и 1645 годами была изготовлена широкая рама, где на верхнем поле изображены «Святая Троица» и «Богоматерь во славе», на боковых полях - вселенские и московские святители, на нижнем поле - богородичные праздники («Зачатие», «Рождество», «Введение во храм» и «Покров»).


Св. Иоанн Предтеча в пустыне (ВГИАХМЗ. Инв. 7873) XV в., 40 х 33,9 х 2,4.
Икона: доска сосновая, из двух частей, с двумя врезными сквозными односторонними шпонками. Ковчег отсутствует, паволока, левкас, темпера.
Происхождение: из Успенской Семигородней пустыни Кадниковского уезда.


Иоанн изображен в трехчетвертном повороте, склоненным перед благословляющей десницей Господней в сегменте неба в правом верхнем углу. В левой руке Предтеча держит свиток, надпись на котором не сохранилась (обычно это слова из его проповеди с призывом к покаянию: «Покайтеся приближи бо ся царство небесное» (Мф. III, 2, 10), а правая его рука в жесте моления обращена к небу. За спиной Иоанна изображено полузасохшее дерево, символизирующее грешный род человеческий, с топором у его корня (предрекая Судный день предупреждал: «И секира бо уже при корени древа»). В качестве указания на его жертвенную миссию изображены возносящиеся ввысь горки и усекновенная глава Иоанна на блюде Саломеи. 

Киот для иконы «Преподобный Кирилл Белозерский» (КБИАХМЗ. Инв. № ДЖ-144).
Никита Ермолов Белозерец.
1614 г.
79 х 44.
Происхождение: из Кирилло-Белозерского монастыря. По описи 1601 г., сам чудотворный образ размещался справа от царских врат над иконой Одигитрии, принесенной прп. Кириллом из Симонова монастыря. Впоследствии икону вместе с киотом разместили справа от иконостаса. Изображение и надписи: в навершии киота помещено изображение Спаса Нерукотворного, которое несут два ангела, а на двух его створах представлены следующие сюжеты: 1. Рождество преподобного Кирилла. 2. Явление преподобному Кириллу Богородицы в Симоновом монастыре. 3. Воздвижение креста на месте основания Кирилло-Белозерского монастыря. 4. Преподобный Дионисий Глушицкий пишет образ преподобного Кирилла.


Наибольший интерес представляет последнее клеймо. В нем, на фоне монастырского храма, изображен прп. Кирилл Белозерский, словно позирующий иконописцу, а справа от него – прп. Дионисий Глушицкий, пишущий икону-портрет преподобного. Этого сюжета нет в Житии Кирилла: предание о создании его первой иконы содержится в различных монастырских документах, начиная с середины XVI в.


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
#Православие #икона #иконопись #МузейРублева



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: #Музей, #МузейРублева, #Православие, #икона, #иконопись, Музей имени Андрея Рублева, иконопись, исихазм, лекторий, святыня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment