expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Памятник Царю Ивану Грозному в исторической перспективе



В связи со скандалом, раздутым в СМИ некоей «инициативной группой» численностью ок. 60 человек, выступающей против установки в Орле памятника основателю города св. блгв. Царю Ивану Васильевичу Грозному, широкой аудитории предлагается экспертное заключение по данному вопросу.

13 июля 2016 г. орловский губернатор Вадим Потомский торжественно объявил, что 3 августа 2016 г. за два дня до празднования 450-летия со дня основания Орла, который был основан в 1566 г. как крепость, защищающая южные границы государства, будет открыт первый в России памятник Царю Ивану Грозному: «Именно он основал 450 лет назад город Орёл - очень красивый, великий город, город великих людей, великих писателей, стал основателем многих русских городов, провел земскую и судебную реформы, первым внедрил элементы самоуправления и увеличил территорию России в два раза. Как правило, правители, двигающие страну вперед и укрепляющие ее позиции на мировой арене, в большей степени подвергаются критике ... Вы думаете, что нам вот так просто пришла идея, и мы решили поставить памятник? Его установке предшествовал долгий подготовительный процесс, во время которого были соблюдены все необходимые процедуры». Автором первого в России памятника Царю Ивану Грозному стал заслуженный художник РФ Олег Молчанов (см. фото). При этом митрополит Орловский и Болховский Антоний (Черемисов) заявил СМИ, что не возражает против появления памятника Царю Ивану Грозному в Орле: «Я не против, главное, чтобы не было нимба. А то, что историческая личность, основатель города - это не проблема»?!

В 2005 г. уже была предпринята попытка установки памятника св. блгв. Царю Ивану Васильевичу Грозному в городе Любим Ярославской области, впервые упоминаемого в летописях с 1546 г., где любил устраивать соколиную охоту Царь Иван Грозный, а потому и назвал, по историческому преданию, поселение Любимом. В народном краеведческом музее города Любим даже экспонируется деревянная фигура Царя Ивана Грозного, изваянного в полный рост. Инициатором установки памятника стал глава Любимской администрации Александр Кошкин, взяв за пример памятник основателю Ярославля Царю Ярославу Мудрому 1993 г.: «Вот ярославцы увековечили создателя своего города. А мы чем хуже?».

Идею памятника единогласно одобрили депутаты местной думы, но против проекта тогда резко выступил малообразованный ярославский владыка Кирилл (Наконечный), ныне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, который завалил кучей своих кляуз от имени всей Ярославской епархии (!) прокуратуру, администрацию Ярославской области и главного федеральногоу инспектора, припугнув официальные инстанции ни больше ни меньше как «ухудшением всей криминогенной обстановки» (!): «в одной из любимских деревень уже действует тоталитарная секта «Опричное братство Ивана Грозного». Этот человек пролил много крови, разрушал монастыри и храмы. Памятник привлечет в город еще больше людей с нестабильной психикой. А это ухудшит криминогенную обстановку в районе».



Вот и сейчас против установки в Орле памятника основателю города св. блгв. Царю Ивану Васильевичу Грозному тут же выступила «от имени народа» (sic!) некая «инициативная группа» (Виктор Панков, Наталья Голенкова, Анна Дулевская
и др.), которая в своей петиции на имя президента Владимира Путина призвала главу российского государства не приезжать в Орел на празднование Дня города 5 августа 2016 г.: «Ваш приезд даст дополнительное ускорение негативным процессам - избавление от памятников прошлого и водружение ненавистного народу идола, с которыми мы на протяжении многих лет отчаянно боремся»?! Правда, на Change.org петицию этих «борцов от имени народа» подписало всего … 146 человек.

В этих петициях оголтелых противников установки в Орле памятника основателю города св. блгв. Царю Ивану Васильевичу Грозному всё та же замусоленная колода «аргументов от лукаваго», дескать, в России нельзя устанавливать памятник «царю, вырезавшему 2/3 города Новгорода, учинившему резню в Твери и Пскове, убийце митрополита Московского и Всея Руcи святителя Филиппа II. Митрополит Московский и всея Руси Филипп был осужден и замучен Иваном Грозным и его подручными (убит Малютой Скуратовым) за то, что являлся ярым противником опричнины и требовал остановить кровавый террор над своим народом. В 1652 г. по инициативе будущего патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский». В нашем музейном блоге уже не раз были развенчаны все эти злонамеренные попытки фальсификации отечественной истории (см. ниже), но их упорно внедряют в массовое сознание с каким-то «постоянным интернациональным напором», как изящно выразился старейший сотрудник нашего Музея академик Геннадий Яковлевич Мокеев: http://expertmus.livejournal.com/100241.html

Искру местного протеста в Орле тут же раздули в заполыхавшее по всему медийному пространству «пламя» знакомые лица либеральной «тусовки» - «историки Андрей Юрганов и Андрей Зубов, публицисты Николай Сванидзе и Михаил Соколов»))) Так, профессор кафедры отечественной истории Древнего мира и Средних веков РГГУ Андрей Юрганов, категорически осудив «памятник царю-детоубийце, как многие называют Ивана Грозного» («МК», 13.07.2016), поспешил спрятаться под авторитет … РПЦ: «памятники Ивану Грозному не ставят, потому что это ненормально. С какой стати было ставить тирану памятники? Мы живем во времена тирании? Возведение таких монументов противоестественно. Очевидно, Грозный не попадает под определение христианина и благодетеля. Если говорить о том, как исторически относились к подобным инициативам, то мне вспоминается идея канонизации Ивана Грозного - она была предложена примерно десять лет назад. Некоторые «знатоки» предлагали рассмотреть личность этого монарха с точки зрения его «святости», но тогда церковь не согласилась даже рассматривать этот вопрос».

Действительно, патриарх Кирилл (Гундяев), будучи главой ОВЦС МП, выступил в проекте «"Имя Россия" 2008 г.» с гневными филиппиками в адрес св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного, приписав ему «ужасный нравственный слом, 7 (семь!) супруг («по мнению историков»), собственноручно убил в Пскове инока Корнилия, почему бы не мог убить Филиппа». 16 июля 2011 г., в праздник перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1652), патриарх Кирилл в Успенском соборе Московского Кремля вновь обрушился на св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного, якобы «по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп - умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей». Развивая тему «кровожадности Ивана Грозного», патриарх Кирилл произнес хулу на помазанника Божия: «Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!»: http://expertmus.livejournal.com/78362.html

22 января 2013 г. патриарх Кирилл вновь повторил свои прежние грубейшие исторические ошибки в день памяти свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, который, дескать, «стоя на месте, где мы сейчас стоим, отказался благословить царя Ивана Грозного - из-за крови, которую тот проливал. Тогда это неблагословение имело огромное значение, потому что авторитет царя во многом основывался на авторитете Церкви и веры; и если митрополит не благословлял царя, то это означало, что Церковь не поддерживает царскую власть в тех деяниях, которые не соответствовали Божиему закону. Это дорого обошлось святителю Филиппу - он был унижен, с него были сорваны архиерейские одежды, он был незаконно лишен сана и сослан в Отрочь монастырь в Твери, где, прожив несколько лет в подвале как узник, был в конце концов по приказу Ивана Грозного задушен Малютой Скуратовым»?! Несомненная политическая направленность этой проповеди патриарха Кирилла, предосудительная с церковной точки зрения, уже была ранее разобрана (см. ниже): http://expertmus.livejournal.com/129006.html

Позвольте, а как же быть в таком случае с широко растиражированными заявлениями патриарха Кирилла, что будто бы при нем «русская церковь вне политики»: http://www.vesti.ru/doc.html?id=435806&cid=7

Почему же тогда схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла, в ходе своего двухдневного визита в Санкт-Петербург 24.02.2012 г. призвал духовенство в  кафедральном Казанском соборе «голосовать за Путина и просвещать свою паству в этом духе»: http://expertmus.livejournal.com/96535.html

Как известно, церковным пастырям предписано не освещать в проповеди событий общественно-политического характера и не давать их оценки, помня Евангельскую истину о том, что Царство Христово не от мира сего (Ин.18, 36), а кафедра проповедника должна служить исключительно целям Небесного Царства. Карфагенский Собор 419 г. (правило 137) определил удалять от общения епископа, если он «не возвещает правильного учения догматов», а Константинопольский собор 681 г. канонически устанавливает прямую ответственность предстоятелей Церквей «во вся дни поучать народ, избирая из Божественного Писания разумения истины, и если будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающего»! В «Духовном Регламенте» Феофана Прокоповича строго указано, что «при обличении пороков проповедник не должен касаться личностей». «Для нас безопаснее и надежнее, как сообразное с нашим долгом,- учит свт. Филарет (Дроздов),- работать на своем поле, говорить о вере и  нравственности, чтобы напрасно не сойти с церковной дороги и не оступиться в яму на дороге политической» (Разумихин А.Н. История русской проповеди . М.,1904. С.123).

Как бы то ни было, патриарх Кирилл не единожды позволил втянуть Церковь в общественно-политические баталии, как и в случае с преднамеренно раздутым скандалом вокруг установки в Орле памятника основателю города св. блгв. Царю Ивану Васильевичу Грозному. Ряд изданий (ИА «новости» и др.) ловко подхватили лукавую попытку «цареборцев» спрятаться под официальный авторитет РПЦ и поспешили разместить свои опровержения в пику орловскому архиерею под кричащими заголовками «Патриарх Кирилл: Памятник Иоанну Грозному - памятник беззаконию, с нимбом он или без» (см. фото). В этих наспех скроенных публикациях исподволь протаскивается тезис, что будто бы патриарх Кирилл «коснулся этого вопроса еще в 2011 году в своей проповеди в день памяти святого Филиппа. Он назвал памятник Грозному – беззаконием, причем уточнил – с нимбом он будет или нет. «Памятник Иоанну Грозному - памятник беззаконию. С нимбом он или без», - сказал патриарх Кирилл. В своей проповеди он напомнил, что митрополит Филипп был умерщвлен по приказу царя за то, что отказался благословить Иоанна Грозного»: http://region.center/fn_185120.html

Любопытно, что здравомыслящие блоггеры быстро выяснили по приведенной в публикациях ссылке на видео официального видеканала РПЦ, что ничего подобного («Памятник Иоанну Грозному - памятник беззаконию. С нимбом он или без») в проповеди патриарха Кирилла нет и в помине, и первоисточник дезинформации был тут же отредактирован: http://newsorel.ru/fn_185119.html

Однако следы поспешной редакторской правки, естественно, сохранились в кэше: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:i9UmKix7a1QJ:newsorel.ru/fn_185119.html+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

Тем не менее, орловский губернатор Вадим Потомский уже дрогнул перед этим чудовищным манипулированием авторитетом патриарха Кирилла и поспешил объявить 21 июля 2016 г., что установка в Орле памятника Царю Ивану Грозному, запланированная на 3 августа, отложена до получения результатов социологического опроса о необходимости установки памятника в Орле и месте его расположения, поскольку «активисты в Орле выступали против установки памятника и обратились к властям и патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой разобраться в ситуации» (INTERFAX.RU). Между тем, как подтвердил журналистам Александр Михайлов, художественный руководитель театра для детей и молодежи «Свободное пространство», «когда проводили опрос среди жителей Орла, нужно ли ставить царю памятник, 50% ответили – да»!



Клеветнический навет патриарха Кирилла, что якобы св. блгв. Царь Иван Васильевич Грозный «собственноручно убил в Пскове инока Корнилия, почему бы не мог убить Филиппа» полностью опровергается историческими данными. Первоисточником сведений о кончине прпмч. Корнилия является «Повесть о начале и основании Печерского монастыря», перабатывавшаяся с дополнениями до 1620-х гг. несколько десятилетий спустя после описываемых в ней событий: «…во времена же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего»(Повесть о начале и основании Печерского монастыря, взято из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря. М.: Синодальная тип., 1801, 1807, 1831; idem. Псков, 1849. С. 10). В истории текста «Повести» многое проблематично, не выявлены основные ее списки, не определены редакции, состав, время написания, авторы. В 1710 г. «Повесть» переписал псаломщик Псково-Печерского монастыря Евдоким, он же является героем и автором рассказа о чуде 1708 г. Тот факт, что книжник Псково-Печерского монастыря в 1710 г., дополняя раздел чудес, использовал текст в редакции 1606 г., подтверждает версию, что «Повесть» основной редакции составлялась приблизительно в 1600-е гг. В книге, выпущенной Синодальной типографией и неоднократно переиздававшейся, «Повесть» напечатана по неизвестному списку с явными поновлениями! Печатный текст «Повести» близок редакции с чудесами, однако композиция частей совершенно иная, чем в известных рукописных списках. Как указал мтр. Иоанн (Снычев), сакраментальная фраза синодального текста «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище» никак не может служить доказательством того, что прпмч. принял смерть от руки Царя. (Митрополит Иоанн Ладожский. Самодержавие духа. СПб., 1995. С. 135).

Первая церковная служба прпмч. Корнилию была составлена в 1690 г., через 120 лет после кончины святого. А современная служба с хулительными вставками «к безумию склонися Царь грозный и смерти ты предаде; тем же и освятися твоею кровию обитель Псково-Печерская» написана не ранее 1954 г. согласно с поздним преданием.

Из 1-й Псковской летописи известно, что Царь Иван Грозный приехал в Псков на 1-й неделе Великого поста. Пасха в 1570 г. была 26 марта (Псалтирь. М., 1824. С. 487), следовательно, 1-я неделя поста длилась с 5 по 12 февраля. После приезда Царя Ивана Грозного в Пскове «…начаша утреннюю звонити по всему граду, и тогда, слышав князь велии звон, умилился душею и прииде в чювство, и повеле всем воем меча притупити о камень, и не единому бы дерзнути еже во граде убийство сотворити … И срете его игумен Печерский Корнилие со всем освященным собором на площади». Царь же «повеле у Святыя Троица колокол сняти, того же часа паде конь его лутчий по пророчествию святого и поведаша сея царю; он же ужасен вскоре бежал из града. И повеле грабить имение у гражан, кроме церковнаго причту, и стоял на посаде немного и отъиде к Москве» (Псковские летописи. Вып. 1. М., 1941. С. 115-116). Как видим, даже псковские летописи не сообщают ни о поездке св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного в Псково-Печерский монастырь, ни тем более об убийстве прпмч. Корнилия! Из местной летописи видно, что самое большое преступление, которое Царь Иван Грозный мог совершить в феврале 1570 г. в Пскове – это снятие колокола, как поступил его прадед Государь Иван III 8 февраля 1478 г. в Новгороде, повелев «колокол вечный спустити и вече разорити»: http://expertmus.livejournal.com/20192.html

По мнению Н.Н. Масленниковой, «автор или редактор Псковской третьей летописи, созданной в Печерском монастыре при игумене Корнилии, неизменно враждебно относится к Великим Князьям. Он не только сильно искажает, но и фальсифицирует историю». Более того, в монастырской летописи Царя Иоанна Васильевича Грозного дерзали называть «антихристом»!!! (Масленникова Н.Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л. 1955. С. 174).

Вместе с тем многие историки обращают внимание на причастность прпмч. Корнилия к политике (совсем как у патриарха Кирилла!), взять хотя бы его сношения игумена - и отнюдь не как духовника - с изменником кн. А.М. Курбским, «перебежчиком к королю польскому». Этого насельники Псково-Печерской обители не скрывали даже от Царя-Мученика Николая II, посетившего монастырь в августе 1903 г., как отметил в своём дневнике ген. А.Н. Куропаткин, входивший в царскую свиту: «там Он приказал отрубить голову настоятелю за переписку с Курбским...» (Дневник А.Н. Куропаткина // Красный архив. Т. 2. М.-Пг. 1922. С. 50).

Вряд ли случайно, что день насильственного отрешения Государя Николая II («проклятый и позорный день для России!» - ген. Д.Н. Дубенский) пришелся накануне празднования Волоколамской иконы Божией Матери, ведь Святые Царственные Мученики глубоко почитали св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного. По словам вел.кн. Марии Георгиевны († 1940), «Государыне принадлежала инициатива прославления и, если окажется, возможным, сопричтения к лику святых другого, по Её мнению, Царя-Мученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Культ этот развивался в Москве у гробницы Царя Иоанна IV-го … И Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы…» (Сватиков С.Г. Императрица Александра Федоровна в изображении Великих Князей // Иллюстрированная Россия. Париж, 1933. № 35 (433). С. 2-3).

Рядом с гробницей св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного в диаконнике Архангельского собора исповедывал широко почитаемый до наших дней многими православными прот. Валентин Афмитеатров, назначенный настоятелем в 1892 г. («Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах». 1909). При нём, по свидетельствам очевидцев, «гробница Иоанна Грозного, находящаяся справа, около алтаря, и та стала привлекать к себе молитвенное внимание православно-русских посетителей собора. Нередко можно было видеть, как приходили служить панихиду по этом грозном государе, так много памятном всем своим гневом и самовластием. Этот властелин и строгий каратель подданных, гроза запуганных жителей, являлся теперь как бы ходатаем и покровителем всех пришедших к его гробнице помолиться об упокоении его души. Приходящие твердо верили, что кто отслужит панихиду по Иоанне Грозном, тому посылается небесная помощь в устройстве его дел, устраняются несчастия и затруднения» (Светильник Православия (Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова). Москва, 1912). Также глубоко почитал Царя Иоанна Грозного и святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) и даже посвятил ему особую статью, по свидетельству историка Н.Д. Тальберга (Еп. Савва (Сарашевич). Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича). Чудеса Божии сегодня. Российское отделение Валаамского общества Америки. М., 1998. С. 165-166).

Оригинал взят у expertmus в «Цари нам вместо Бога» (глава Русской Церкви назвал Царя Ивана Грозного святым)



22 января 2013 г., в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, по окончании Литургии в Успенском соборе Московского Кремля патриарх Кирилл повторил свои прежние грубейшие исторические ошибки, обратившись к собравшимся со словом о свт. Филиппе: «самого великого святителя, который, стоя на месте, где мы сейчас стоим, отказался благословить царя Ивана Грозного - из-за крови, которую тот проливал. Тогда это неблагословение имело огромное значение, потому что авторитет царя во многом основывался на авторитете Церкви и веры; и если митрополит не благословлял царя, то это означало, что Церковь не поддерживает царскую власть в тех деяниях, которые не соответствовали Божиему закону. Это дорого обошлось святителю Филиппу - он был унижен, с него были сорваны архиерейские одежды, он был незаконно лишен сана и сослан в Отрочь монастырь в Твери, где, прожив несколько лет в подвале как узник, был в конце концов по приказу Ивана Грозного задушен Малютой Скуратовым. Мы вспоминаем этого святителя и по праву считаем его символом внутренней духовной свободы человека от внешних, даже самых мощных, политических и иных влияний. В его лице мы видим образ нашей Церкви, которая, оставаясь всегда с народом и поддерживая власть во благо народа, находила в себе силы либо не давать благословения, как то было при митрополите Филиппе, либо не поминать власть за богослужением, как в августе 1991 года!»: http://www.patriarchia.ru/db/text/2742278.html

Дело в том, что 19 августа 1991 г. в праздник Преображения Господня, когда развернулись драматические события вокруг ГКЧП, на патриаршей Литургии в Успенском соборе Кремля были отменены поминовения на ектении "властей" и "воинства", а вместо них были вознесены поминовения о "богохранимой стране нашей и о народе ея", что было сделано патриархом Алексием из-за сомнительности сведений об отходе от власти Президента СССР М.С. Горбачева и "настораживающего факта" создания "комитета по чрезвычайному положению" (ЖМП. № 11. М., 1991. С. 8): http://expertmus.livejournal.com/59586.html

По словам протодиакона Андрея Кураева, в тот день на патриаршую службу в Успенском соборе Кремля должны были прийти делегаты открывавшегося первого Конгресса соотечественников, в том числе потомки эмигрантов первой, "белой" волны: "И тут - ГКЧП. Когда началась служба, я подумал: неужели в конце Литургии позвучит, как обычно, многолетие "властем и воинству"? Подошел к митрополиту Кириллу, нынешнему патриарху, поделился сомнениями. Владыка мгновенно проанализировал ситуацию и направился к Святейшему... Власти и воинство упомянуты не были. Для тех, кто разбирается в нюансах церковной службы, это было четким сигналом: патриарх и Церковь не считают путчистов законной властью"…

Конечно, бывший референт патриарха Кураев не обошелся без привычного для него самопиара, да и память ему стала явно изменять, если он назвал ту службу в Успенском соборе 19 августа 1991 г. "первым патриаршим богослужением в кремлевских стенах с 1917 года" На самом деле первая Литургия в Успенском соборе была совершена Патриархом Алексием годом раньше - 23 сентября 1990 г., в Неделю пред Воздвижением: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/936012-echo/

Вопреки неоднократным ошибочным утверждениям патриарха Кирилла митрополит Филипп, согласно историческим фактам, был извергнут из сана и выслан из Москвы по решению Освященного Собора от 4 ноября 1568 г., а вовсе не по приказу св. блгв. Царя Ивана Грозного. К тому же решения этого Собора до сих пор никто не отменял, в т.ч. при канонизации свт. Филиппа в 1660 г.!

Даже Г.П. Федотов вынужден был признать: «святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми» (Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 78). Как записал новгородский летописец, «Лета 7076 (1568) … на Москве, месяца ноября в 4 день, Филиппа митрополита из святительского сана свергоша … Да того же месяца, ноября 11 день, в четверток, на его места поставиша Митрополита Кирила, Сергиевского архимандрита»  (ПСРЛ. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 162).

Когда в сентябре 1569 г. царем Иваном Грозным было инициировано следствие о связях московских и новгородских изменников и их участии в свержении митрополита, свт. Филипп стал для заговорщиков опасным свидетелем, которого они успели устранить перед самым прибытием в Тверь Малюты Скуратова. Царь Иоанн Васильевич не отдавал распоряжения об убийстве Филиппа, об этом не говорит ни один русский источник XVI в.! Именно поэтому Русская Церковь уже четыре столетия прославляет митрополита Филиппа как Святителя, а не как священномученика! Когда св. блгв. Царь Иван Грозный разобрался в этой клевете, всех «пособников умерщвления» свт. Филиппа коснулась царская опала - соловецкий игумен Паисий был заточен на Валааме, архиеп. Пимен заключен в Веневский Никольский монастырь, Филофей рязанский лишен сана, а пристав Кобылин сослан в монастырь.

Несмотря на то, что Житие свт. Филиппа использовалось еще в трудах Н.М. Карамзина, полностью оно было издано лишь в 1928 г. в Париже Г.П. Федотовым, который сразу отметил, что высказывания свт. Филиппа, вложенные спустя несколько десятилетий ему в уста автором Жития, не могут претендовать на подлинность (Федотов Г. П. Святой Филипп … С. 101).

Однако комиссия митр. Ювеналия взяла именно Житие за основу своей клеветы на св. блгв. Царя Ивана Грозного, обвинив его облыжно в убийстве свт. Филиппа по своей какой-то казуистской логике, что де «не мог приближенный царя решиться на убийство церковного иерарха такого сана без высочайшего одобрения»?! Распространению столь злостной клеветы немало способствовал второбрачный протоиерей Владимир Вигилянский, который в молодые годы составлял житийные справки для богослужебных Миней, находящихся в современном употреблении РПЦ.

Помимо него, к грязному делу очернительства св. блгв. Царя Ивана Грозного оказались привлечены сектовед Александр Дворкин и режиссер Павел Лунгин, что явно попахивает неким «социальным заказом»:-) Так, доктор исторических наук Михаил Анатольевич Бабкин в своей разгромной рецензии на фильм Лунгина «Царь», в котором Дворкин по приглашению этого режиссера снялся в роли «архиерея» и выступил в качестве «эксперта по истории времен Ивана Грозного», указал огромное количество исторических ляпов и примеров непрофессионализма создателей сего пасквиля «во время просмотра меня страстно занимал вопрос: КТО (?) является консультантом картины, в которой едва ли не в каждом эпизоде – выдумки и исторические несуразности? До 3 ноября 2009 г. я не был знаком ни с одной из работ Дворкина, хотя и был наслышан о них. После же просмотра фильма «Царь» я убеждён: «сектоборец» Александр Дворкин и «его команда» распространяют среди народа России (и, очевидно, далеко за пределами нашей страны) лживые и мракобесные взгляды на историю Московской Руси. Сделанный под его «патронажем» фильм напоминает дешёвую заказуху патриархатного священства против российского царства!». Как говорится, не добавить – не убавить:-)

Впрочем, не только названным клеветникам в сущем сане и без, но и нынешнему патриарху Кириллу не лишним будет узнать беспристрастное мнение о Царе Иване Грозном его современника Митрополита Московского и всея Руси Дионисия (1581-1587), который в своём поучении во время венчания на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. назвал Царя Ивана Грозногосвятым!

Выписка:

(Л. 15 об)
«<...> Поучение митрополиче ко царю и великому князю: О Святем Дусе, господин и возлюбленный сын святыа церкве и нашего смирениа, царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии самодержец! Се ныне от Бога поставлен еси боговенчанный царь и великий князь правити хоругви и содержати скифетры великого царства Росийскаго и венчан еси царским венцем по благодати Святаго Духа и по милости Пресвятые Богородица и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Росии и всех святых молитвами и по благословению приснопаминаемаго святаго отца твоего царя и великаго князя Ивана Василиевича всеа Росии самодержца и по данней нам благодати от пресвятаго и животворящаго Духа
(Л. 16)
рукоположением нашего смирения со архиепископы и епискупы рускиа митропольа и со всеми священными соборы во святей соборней церкви Успения Пречистые Богородицы у чюдотворных гробов великих чюдотворцев Петра и Алексея, Ионы митрополитов всея Русии и прочих святых митрополит Рускиа митрополиа во царствующем твоем граде Москве. И ты, господине и сыну, боговенчанный и православный царь и великий князь Феодор Иванович всея Росии самодержец, имеи страх Божий в сердцы и сохрани веру греческаго закона чисту и непоколебиму и соблюди царство свое чисто и непорочно якож ныне приял еси от Бога, и люби правду и милость и суд правыи, и к послушным милостивное, ко святей ж соборней и апостольстей церкви и ко всем святым церквам имей страх божий и воздавай честь …» (см. илл.).

Чин венчания на царство царя Федора Ивановича.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 135. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Отд. IV. Рубрика I. № 4. Л. 1-28.
Список XVII в. без начала и конца.
Из архива Посольского приказа.
Публикации: СГГД. Ч. 2. № 51. С. 72–85.

Эти слова поучения предстоятеля Русской Церкви прозвучали по злой иронии судьбы с того самого амвона Успенского собора Кремля, где спустя четыре с лишним столетия другой глава РПЦ обвиняет св. блгв. Царя Ивана Грозного в убийстве свт. Филиппа?!


Вместо послесловия. 8 декабря 2011 г. в центре Москвы состоялось освящение часовни в честь св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного митрофорным протоиереем Алексеем Аверьяновым в присутствии Василия Бойко-Великого и генерального директора ОАО «АРЕМЗ-1» (Первый авторемонтный завод) Вячеслава Бурлаченко на территории ОАО «АРЕМЗ-1»: http://rublev-museum.livejournal.com/271016.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Геннадий Мокеев, досье, ересь жидовствующих, лекторий, расследование, фальсификация истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments