Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:
Память праведнаго с похвалами, /
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание:
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
К особенностям Богослужения этого дня принадлежит поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных, совершаемое после Литургии. Пост 29 августа / 11 сентября установлен, судя по всему, одновременно с праздником, начало которого относится к первым временам Церкви христианской. Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на основании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами». «Достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети, ради воздержательнаго жития святаго, и скверноубейственного кровопролития его от Ирода. Глава Предтечева усечена была на пиру, где было плясание блудныя плясавицы, и чревоугодие, и заклание, и кровопролитие различных животных: и нам посему не подобает вкушать ни от единого от таковых животных, из них же кровь изливается, ниже рыб, ибо и они кровь имеют, хотя и в воде живут, и от тваей животных суть, да не явимся сообщниками Иродовому чревоугодию. Как можем мы почтить честное усекновение Крестителево? Станем ли есть мясо или иные различные брашна? Он жил в пустыне безводной и безтравной: ни хлеба не ел, ни трапезы не имел! Вино ли пием? Он никогда не пил вина, ни инаго пития мирского! Итак, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом». Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и сырной пищи, но и от рыбной, и следовательно состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых».По общенародному верованию, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя грешно брать в руки нож, если срубить им головку капусты, то на ней покажется кровь. Видимо, в этом случае наш простодушный народ вспоминает обстоятельства смерти великого угодника Божия и, в частности, орудие самой казни - нож, который пролил невинную кровь. В этот день остерегаются также есть что-либо круглое, например, арбуз или капусту, так как, по верованию народному, срубить в сей день кочан капусты - значит то же, что срубить голову. Кроме того, в народном быту не решаются употреблять картофель, яблоки - в том же убеждении, что враги св. мученика, отсекши голову, катали ее на блюде как картофель или яблоко. В старинных Сказаниях о святых св. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн почитается целителем головной боли, ему даже полагается особенная молитва в случае такого заболевания.
Примечательно, что память св. Иоанна Предтечи особо почиталась в доме Рюриковичей, о чем свидетельствует летописная запись о рождении сына у царя Ивана Грозного: «Егда же приспе время, и родися има богодарованныи сынъ и нареченъ бысть очимъ именемъ царевичь Иванъ» [ПСРЛ 19, 485]. Как известно, святым патроном Ивана Даниловича Калиты был св. Иоанн Предтеча, который изображен на печатях в качестве небесного покровителя великого князя. При этом может быть названо совершенно точно имя официального святого патрона самого Ивана Грозного - это св. Иоанн Предтеча. Наречение Ивана Васильевича соотносилось с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя, который приходился на 29 августа, а сын Василия III, будущий царь Иван Грозный, родился 25 августа, в день свв. апостолов Тита и Варфоломея. Родной дед Ивана Грозного, государь Иван III, также дал свое родовое имя собственному сыну, Ивану Ивановичу Молодому. По случаю его рождения вел. кн. Иван III возвел каменную церковь св. Иоанна Предтечи «под Бором» (Черниговский пер. в Москве), так что можно с достаточной степенью определенности утверждать, что именно св. Иоанн Предтеча был патрональным святым новорожденного княжича Ивана Ивановича.
Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни.
60-е гг. XVI в.
Царская мастерская.
157 х 98.
ЦМиАР. КП 922.
Икона происходит из Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Поступила в Музей имени Андрея Рублева из Александровского краеведческого музея.
Сохранность: первоначальную живопись сохранило личное, а на крыльях ее почти нет. Сильные утраты верхней части фона. Доски расходятся.
Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1–12; Мк I, 1–8; Лк III, 2–18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему» (Ис XL, 3) и «вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», известного в византийском искусстве с конца XIII — первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» конца XIV века из Коломны, ГТГ) и получают широкое распространение в XVI–XVII веках.
На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел и посох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается» Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.
Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1–12; Мк I, 1–8; Лк III, 2–18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему» (Ис XL, 3) и «вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», известного в византийском искусстве с конца XIII — первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» конца XIV века из Коломны, ГТГ) и получают широкое распространение в XVI–XVII веках.
На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел и посох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается» Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.
Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертию. О его мученической кончине в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6: 14-29).
Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Этот царь галилейский Ирод Антипа был сыном того Ирода Великого, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев.
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю, и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился; но, ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли, и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк. 6:17-29).
Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «безчестном месте». Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).
Сохранилось предание, что Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.