expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Спас Нерукотворный (Андроников монастырь)

Оригинал взят у expertmus в Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»



Тропарь Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:

Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, /просящее прощения прегрешений  наших Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ  неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Величание Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего// преславное воображение.

Молитва Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.

Спас Нерукотворный с ангелами и херувимами.
Новгород.
1282 г.
7, 6 х 17.
ГИМ. Лобковский Пролог (Пролог Захарии) [Хлуд. 187].

Редакция официального блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева поздравляет всех своих коллег и иконописцев с профессиональным праздником Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Бога нашего Иисуса Христа (944). Как заведено по русской традиции, именно образ Спаса Нерукотворного является первой самостоятельной работой, которую выполняет закончивший ученичество иконописец.

См. также по данной теме -

Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_9555.html

Andronikov Monastery: A small piece of Moscow's spiritual heritage: https://www.academia.edu/5303047/Andronikov_Monastery_A_small_piece_of_Moscows_spiritual_heritage

Андроников монастырь (Википедия): http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_6788.html

Древнейший храм Москвы: http://www.expertmus.com/2013/08/blog-post.html

Древности Спасо-Андроникова монастыря: http://www.expertmus.com/2013/10/blog-post_20.html

В нашем блоге уже шла речь о местночтимой иконе Спаса Нерукотворного из Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез из Константинополя свт. Алексий. Напомним, что, согласно агиографическим сведениям, Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь в 1354 г. попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному. Как установил наш коллега профессор Олег Германович Ульянов, в 1356 г. митрополит Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву список с чтимой иконы Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.), которая стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря.

«Первая встреча преподобного Сергия и митрополита Алексия произошла, скорее всего, после возвращения святителя осенью 1354 г. "къ Рускым странам, къ своей митрополии" из его первой поездки в Константинополь на поставление. Именно тогда, как мы полагаем, митрополит Алексий попал в бурю на Черном море и "обет свой дах Богу: вън же день доправит Господь въ пристанище котораго святого, въ то имя създати церковь". Если относить спасение святителя к его второй поездке в Константинополь в 1356 году, то возникает противоречие, ускользавшее ранее от внимания исследователей: митрополит Алексий в таком случае должен сразу иметь на своем корабле "Образ", в праздник которого он обретет пристанище.

"Честную икону образа Христова, юже сам принесе от Константина града, чюдну и златом украшену" митрополит Алексий мог привезти из второй поездки специально для освящения обетного храма. Сцена освящения Спасской церкви в Андрониковом монастыре запечатлена на одной из миниатюр рассматриваемого цикла (л. 221). Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса, который он "въ церкви постави". Святителя помогают узнать не только надпись у нимба, но и белый клобук, архиерейская мантия, а также длинная, острая, чуть раздвоенная на конце борода, такая же, как и на иконных клеймах».



Освящение Спасского собора митрополитом Алексием. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.

В 1999 г. сотрудница нашего Музея Наталья Николаевна Чугреева высказала предположение, что местночтимая икона Спаса Нерукотворного, привезенная митрополитом Алексием из Константинополя, попала из Спасо-Андроникова монастыря в собрание филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Основанием для её гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н.П. Кондакова (Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 88. Табл. а) фототипией местночтимой иконы Спасо-Андроникова монастыря (см. фото) .

Спас Нерукотворный.
XIV в.
29 × 24.8.
ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307.

Спас Нерукотворный.
XIV в.
Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.

Более того, 29 августа 2005 г. на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (Спас Нерукотворный в русской иконе / сост. Лидов А.М., Евсеева Л.М., Чугреева Н.Н. М., 2005) другая сотрудница нашего музея Лилия Михайловна Евсеева категорически заявила, что «это та самая икона, которая 650 лет назад была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как благословение на его святительское служение»?! Речь шла об иконе «Спас Нерукотворный» из хранилища ГИМ в Новодевичьем монастыре, которую специально на один день (!) доставили в наш Музей имени Андрея Рублева на презентацию (см. фото) .

Однако у подлинной святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» - точная копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее «образцом». Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом монастыре архим. Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Так, по ведомости архимандрита Феофана, составленной по возвращении 18 ноября 1812 г. в разграбленный французами Спасо-Андроников монастырь, «осталось в целости: 4. Местный образ Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со украшением своим и другой с перваго копия со украшением» (Сергий, (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : в унив. тип. (Катков), 1865. С. 78). В самой рукописи на полях есть поздняя приписка другим почерком, отличным от автографа архим. Феофана, что «сей список с оригинального в 1817 году неизвестно кем похищен». Данное происшествие случилось накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820 гг.

Между тем, любой квалифицированный специалист по древнерусскому искусству легко определит, что иконография рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений 1-й трети и кон. XIX в.) является весьма нетипичной для времени святителя Алексия и прп. Андрея Рублева: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две симметричные пряди волос. Достаточно сравнить икону из ГИМ с известным памятником лицевого шитья – воздухом 1389 г., чтобы убедиться в существенном иконографическом расхождении.



Спас Нерукотворный с предстоящими
. Воздух.
1389 г.
123 × 221.
ГИМ инв. 15494 РБ-1.

На среднике по тафте золотисто-песочного цвета разноцветными шелками «в раскол» вышит «Спас на убрусе» с предстоящими ему в молитвенных позах: слева — Богоматерью, архангелом Михаилом, митрополитами Петром и Алексеем, справа — Иоанном Предтечей, архангелом Гавриилом, митрополитами Максимом и Феогностом. Внизу восемь поясных прямоличных фигур — князья Глеб и Борис, Алексей человек Божий, Никола, Григорий Богослов, мученик Никита, а также св. Димитрий Солунский и св. равноап. Владимир Великий, тезоименные святые Дмитрия Донского и Владимира Андреевича Серпуховского. На кайме вышиты ангелы и архангелы, составляющие победоносное небесное воинство, и четыре евангелиста (в кругах). Пелена является самым ранним из дошедших до нас датированных памятников московского шитья.

В среднике пелены слева и справа над фигурами частично утраченная и с трудом читаемая вкладная надпись: «В лето... 6897 (1389) нашит бысть сии воздух повелением великия княгини Марии Семеновыя...». Вкладчица воздуха — великая княгиня Мария Тверская (в иночестве Фотиния, ум. 1399), дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича и вдова московского князя Симеона Гордого (1317–1353, великий князь владимирский и московский с 1341).

Нетрудно заметить, что на миниатюре (см. фото вверху) из Лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского (Л. 221) образ, который держит в руках свт. Алексий, существенно отличается от иконы из ГИМ, которая стала объектом ложной «сенсации». По своим иконографическим особенностям (две симметричных пары строгих прядей волос, окладистая брада с небольшим раздвоением на конце, широкий нимб, изображение убруса) местночтимый образ из Спасо-Андроникова монастыря явно тяготеет к раннему иконографическому типу Спаса Нерукотворного, известному в домонгольской Руси (см. фото).


Спас Нерукотворный.
Ярославль.
Первая половина XIII в.
104 × 74.
ГТГ инв. 048138

Окончательно убедиться в полной несостоятельности гипотезы Чугреевой-Лидова-Евсеевой позволяют уникальные памятники лицевого шитья XVII в. с образом Спаса Нерукотворного, происходящие из древней обители, где всю жизнь подвизался и был погребен великий иконописец прп. Андрей Рублев († 17 октября 1428). Очевидно, что эти чудом уцелевшие святыни (см. фото), реквизированные в 1928 г. из ризницы Спасо-Андроникова монастыря, так или иначе воспроизводили местночтимый образ Спаса Нерукотворного, который в 1356 г. привез в Москву из Константинополя митрополит Киевский и всея Руси Алексий.

Спас Нерукотворный. Хоругвь.
Середина XVII в.
55 х 55,5.
Происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13663.

На среднике одной из сторон хоругви по малиновому атласу вышито изображение Спаса Нерукотворного на падающем крупными складками убрусе, поддерживаемом с двух сторон стоящими и именословно благословляющими плат ангелами. Лик Иисуса Христа с клиновидной бородой с двумя завитками на конце, обрамлен длинными, без пробора волосами, спадающими на убрус вьющимися локонами и окружен золотым нимбом. Фигуры ангелов имеют сильно удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол», по форме, с легкими оттенениями под глазами. Черты лиц, пряди волос, контуры и детали рисунка прошиты толстым крученым голубым и малиновым шелком. Волосы Христа шиты коричневым, завитки на бороде - голубым, волосы ангелов - малиновым шелком. Все остальное шито по настилу из белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»). На каймах по такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур (кроме конца надписи) шит тропарь Нерукотворенному Образу: «Пречистому Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь произведения, двух других - наружу.

Сохранность и реставрация: утраты шитья в личном (виден фон). На нимбе утраты серебряных нитей до настила. Золотные нити секутся и отстают. Атлас фона сечется, имеет большие прорывы и штопки, загрязнен. Подкладка отсутствует (на обороте холст, подложенный под фон). На нем местами толстые красные шелковые нити, по-видимому от поновлений.

Спас Нерукотворный. Палица.
Конец XVII в.
41 х 39.
Происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13664.

Палица шита по малиновому итальянскому атласу. В центре - Спас Нерукотворный. Убрус с двух сторон держат два стоящих ангела. По углам в овальных медальонах - поясные фигуры евангелистов с книгами в руках и надписями серебром. Верхний евангелист Марк и нижний Иоанн изображены прямолично; левый Лука и правый Матфей - в трехчетвертном повороте к Спасу. По фону между медальонами вышито девять восьмиконечных разного размера звезд. Личное шито некрученым шелком песочного цвета «в раскол» и «атласным» швом по форме. Коричневым шелком отмечены черты и контуры ликов, а также волосы. Одежды шиты золото-серебряными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «рядки»). Нимбы и плат - серебром с малозаметной прикрепой. Нимбы, медальоны, контуры фигур ангелов, убрус, звезды обнизаны мелким жемчугом. На каймах того же атласа, что и средник, прядеными серебряными нитями вышита надпись вязью: «Пречистому Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на левой верхней кайме, переходит на верхнюю правую, затем на нижнюю правую и заканчивается на нижней левой. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Подкладка из китайской камки светло-песочного цвета с узором извивающихся веточек с цветами хризантем и листьев. Под ней видна более ранняя подкладка алой тафты. На подкладке черными чернилами написано и зачеркнуто: № ОСМЫЙ. В верхнем углу - медное кольцо.

Сохранность и реставрация: Лики прописаны масляной краской. Утраты шелкового шитья, золотное шитье сильно потерто. Ткани секутся, имеют разрывы до холста подложки. Утраты жемчуга. На подкладке - следы ржавчины, отверстия от гвоздей.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #икона, #иконопись, #музей_имени_Рублева, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, иконопись, лекторий, лженаука, миниатюра, прп. Андрей Рублев († 1428), святыня, фальсификация истории, шитье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments