expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

26 августа/ 8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы



Тропарь, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающее и молящеся Тебе взываем сице: О пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет душы наша, яко милосерд.

Кондак, глас 8:

Взбранной воеводе победительная яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего, и обычно зовем ти: радуйся Невесто Неневестная.






Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
60-е гг. XVI в.
31,7 х 24,2.
Музей имени Андрея Рублева. КП 2640.


Изображение встречи в Москве Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 26 авг. 1395 г. впервые появляется в лицевой "Повести на сретение Владимирской иконы" в составе Лицевого летописного свода (Древний летописец. Т. 3. БАН. 30. 7. 31).] В соответствии с текстом на фоне горы ("поля"), за которой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа – пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную Владимирскую икону; слева к иконе подходит митрополит Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним – кн. Владимир Андреевич Серпуховской и "прочии князи и княгини, бояре и боярыни". За ним – священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа.


Все сохранившиеся до наст. времени иконы с изображением "Сретения Владимирской иконы Божией Матери" выполнены не ранее 2-й пол. XVI в. и восходят к миниатюрам лицевой повести. До этого времени храмовым образом Сретенского монастыря, вероятно, была икона-список чудотворной Владимирской иконы. Композиция самой ранней иконы (ЦМиАР. КП 2640) напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа – выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом Киприаном и князем Владимиром Андреевичем Серпуховским. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ.


Повесть (сказание, слово) о чудесном спасении Москвы заступничеством Богоматери "чудотворныя ради Ея иконы Владимирской" (Повесть о Темир Аксаке) рассказывает о событиях 1395 г. Согласно повести, вел. кн. Василий Дмитриевич, ища защиты от нападения Темир Аксака, по благословению митрополита Киприана послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Из владимирского Успенского собора икону унесли в праздник Успения Богородицы (15 авг.), а 26 авг. ее встречали близ Москвы общегородским крестным ходом митр. Киприан со "всем клиросом и причтом церковным", с князьями и народом. В тот же день Темир Аксак повернул войска и ушел в свою землю. В списках повести впервые рассказано о повелении вел. кн. Василия Дмитриевича устроить на месте встречи Владимирской иконы монастырь (нынешний Сретенский монастырь на ул. Сретенка в Москве) и установить празднование иконе 26 авг. Повесть сохранилась почти в 200 списках XV-XIX вв. (осн. публ.: Повесть о Темир Аксаке // ПЛДР: XIV- сер. XV в. М., 1981. С. 230-243, 563-565). Cписки разделяют на неск. редакций: первоначальную датируют от кон. XIV до сер. XV в. По мнению И. Л. Жучковой, краткий летописный рассказ создан между 1408 и 1446 гг.; основные редакции и расширенные варианты повести относятся к 70-80-м гг. XV в. (Жучкова И. Л. Повесть о Темир-Аксаке // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 283-287). Новая (1-я, сокращенная) редакция повести ("Слово о чюдеси…") составлена Пахомием Логофетом для Московского свода 1477 г. (источник Свода 1479 г. и Ермолинской летописи) на основе Троицкой летописи. Вторая Пахомиевская редакция (вариант повести Епифания Премудрого, дополненный извлечениями из повести о нашествии персидского царя Хоздроя (Хосроя) на Царьград) создана между 1477 и 1480 гг.; получила наибольшее распространение в списках. Эта редакция повести вошла в списки Великих Четьих Миней митр. Макария (древнейший список – Минея Четья (Софийская) на авг., 2-я пол. 30-х гг. XVI в., РГАДА. Собр. М. А. Оболенского. Ф. 201. Д. 161. Л. 345-347). Особый вариант повести был составлен для Никоновской летописи (кон. 20 – нач. 30-х гг. XVI в.); в нем появился эпизод о явлении Темир Аксаку в "страшном сне" Пресвятой Богородицы с воинством и святителями; использован в последующих летописях. В сер. XVI в. возникла Проложная редакция повести (в основе – сокращенный список 2-й Пахомиевской редакции) для чтения в Прологе под 26 авг.; прибытие Владимирской иконы в Москву ошибочно отнесено к 15 авг.; заглавие: "В той же день Стретение иконы Владимирскиа…"; древнейший список, 60-е гг. XVI в.,- РНБ. Собр. Н. М. Михайловского. Ф. 223. Л. 438-440; 1-е печатное издание – 6 дек. 1643 г.; повесть помещена под 26 авг. (Л. 848-849 об.), заглавие: "В той день празднуем Сретению иконы… Владимирския".



В княжение благоверного великого князя Василия Дмитриевича,2] при святейшем митрополите Киприане,3] случилось нашествие на землю Российскую агарянского царя (завоевателя монгольского) Тамерлана; сей Тамерлан, поднявшись с востока с великим воинством, покорил много стран и, наконец, приблизился к пределам страны Российской. Подойдя к границам области Рязанской, Тамерлан взял город Елец, пленил князя елецкого и умертвил многих христиан; ибо был ненавистником и грозным преследователем христиан. Тамерлан похвалялся опустошить всю землю российскую и искоренить веру христианскую; сей опустошитель направил путь свой к городу Москве, намереваясь его разрушить.


Когда великий князь Василий Дмитриевич услышал об этом, то собрал своих воинов и направился к городу Коломне. Отправившись отсюда, он остановился на берегу реки Оки и ополчился здесь против неприятеля; Тамерлан же простоял на одном месте пятнадцать дней. Когда великий князь (и все воины христианские) узнал о великой силе нечестивого царя, пришедшего в Россию с многочисленным войском, услышал также и о его злом намерении, то вместе с воинами поднял к небу руки свои и помолился со слезами к Господу и к Пречистой Матери Божией, прося об избавлении от того безбожного агарянина: великий князь призывал на помощь угодников Божиих, святых иерархов Петра и Алексия, преподобного Сергия и прочих российских чудотворцев.


Одновременно с тем великий князь попросил отца своего духовного, преосвященного митрополита Киприана, объявить народу пост с молитвою; великий князь просил также митрополита взять из города Владимира чудотворную икону Матери Божией и принести эту икону в Москву для защиты престольного города российского. Святитель Божий Киприан и ранее помышлял принести в Москву упомянутую честную икону Матери Божией; когда же получил повеление от князя, тогда со усердием возблагодарил Бога за то, что Он вложил в сердце великого князя ту же мысль; единомыслие с великим князем святейший митрополит принял за знамение Божия благоволения и соизволения на то, чтобы чудотворная икона Богоматери была принесена в Москву.


В скором времени после сего митрополит послал во Владимир нарочитых мужей чина духовного, дабы взять там честную икону Богоматери; собрав весь чин духовный и множество народа, святейший митрополит соборно принес молебствие о победе над врагами и заповедал всем пост с молитвою, сам же не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинах его и о всех православных христианах.


Когда честная икона, взятая в городе Владимире в пятнадцатый день месяца августа, в праздник Успения Пресвятая Богородицы, приближалась к городу Москве навстречу ей вышел преосвященный митрополит Киприан с прочим чином духовным и со множеством народа. Увидав ту святую икону, все пали на землю и поклонились ей как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с великою радостью приняли ее; взирая на сию икону, все проливали слезы со умилением и молились Богоматери об избавлении от нашествия агарян.


Общая усердная молитва не была напрасною: в тот же день, в который честная икона Пресвятой Богородицы была принесена в Москву, нечестивый царь агарянский Тамерлан пришел в ужас, быв испуган страшным видением во сне, и побежал обратно со всем войском своим, хотя никто его не преследовал.


Видение же было ему такое: он увидал пред собою высокую гору, с верха которой шли святители на него, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему; над святителями сими Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и Царицу некую, стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облеченную в ризу багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца. Кругом сей Царицы находилось бесчисленное множество вооруженных воинов, служивших Ей и как бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простерты к небу - Она как бы молилась. Тамерлану казалось, что Царица сия угрожала ему, повелевая отойти от пределов земли Российской и как бы приказывая воинству Своему устремиться на него.


От сего страшного видения Тамерлан пришел в ужас; встав с постели своей, он в страхе закричал:

- Горе мне, ибо я видел страшное зрелище!

И трепетал несчастный, сотрясаясь и стеная, и находился как бы в исступлении.

Спустя некоторое время Тамерлан пришел в себя, позвал князей и военачальников своих и рассказал им все, что видел, трясясь от страха.

Они же, выслушав рассказ Тамерлана и увидав, что он трясся от страха, пришли также в ужас и, недоумевая, спрашивали друг друга:

- Что же будет теперь?

Некоторые же говорили:

- Виденная Царица есть Матерь Бога христианского, Господа Иисуса Христа; несомненно, Она намерена защитить христиан, ибо Она их Помощница и Заступница.

Тамерлан сказал:

- Если христиане имеют такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на них; мы трудимся суетно; ибо если Она пошлет только одного из числа предстоящих Ей, то Она победит нас всех, так что мы не найдем и места, куда мы могли бы убежать.


Таким образом тот нечестивый царь со всем своим воинством агарянским возвратился обратно, убежав со стыдом, ибо агарянам казалось, что многие полки воинов из земли Российской преследовали их; придя от сего в страх и трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое в плен.


Так дарована была православным христианам победа над врагами без боя и поражение без пролития крови, по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.


Сие нашествие Тамерлана вместе с агарянами и чудесное изгнание его из пределов земли Российской совершилось в 6903 году от сотворения мира;4] с того времени в царствующем городе Москве был установлен праздник в честь сретения иконы Пресвятой Девы Богородицы, именуемой Владимирской, в незабвенное и благодарственное воспоминание чудесного избавления от агарян, дарованного по заступлению Матери Божией. Да будет и от нас воссылаться всегда Матери Божией вместе с родившимся от Нее Христом Богом честь, слава и поклонение ныне и в бесконечные веки. Аминь.



[1] Миниатюры повести, созданные в 60-х гг. XVI в., выполнили иконописцы "макарьевской" мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до ее поновления в 1514 г., а также ее списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на др. рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров). На некоторых миниатюрах показана ткань-пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей.
2] Василий (I) Дмитриевич княжил с 1389 по 1425 г.
3] Киприан управлял всероссийской митрополиею с 1375 по 1406 г.
[4] В 1395 г. от Р. X.


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Музей имени Андрея Рублева
Tags: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #икона, #иконопись, #музей_имени_Рублева, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, иконопись, лекторий, фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments