expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Сталин и Путин увековечены на иконах в РПЦ

Оригинал взят у expertmus в Изображения чиновников на современных фресках множатся


Танк Т-34-85. «За Родину, за Сталина!»

Весь Интернет взорвала новость о Державной иконе Божией Матери с изображением генералиссимуса Иосифа Сталина в окружении маршалов Победы, о чем намедни с гордостью сообщил Александр Проханов в своей газете "Завтра". По данным газеты, икона была изготовлена рыбинскими иконописцами по заказу «Изборского клуба».


Слева: Афонский иеромонах Афиноген служит литию в память погибших в боях; справа: Участники Пленума Союза писателей России на Прохоровском поле

«Икона была принесена на Прохоровское поле и явлена множеству собравшихся там людей. Эта икона двигалась при огромном скоплении людей среди церквей, часовен, монументов и памятников, посвящённых великой победоносной битве. Сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память павших героев. Эта икона находилась и в зале, где проходил выездной Пленум Союза писателей России. В присутствии этой иконы и в поле её благодати состоялось награждение лауреатов Прохоровской премии», - сообщило издание.



Ветераны Великой Отечественной войны у танка Т-34

От редакции. См. по данной теме –

Державная икона Божией Матери: 95 лет явлению: http://www.expertmus.com/2012/03/95.html

Иконописец из России на службе у масонов: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_2282.html




Редакции нашего музейного блога не так давно приходилось отмечать, что на современных православных фресках Сатану стали водружать прямо на небеса «в сущем виде»: http://expertmus.livejournal.com/85462.html

Другой характерной особенностью, о которой также отчего-то умалчивается в штудиях лукавых искусствоведов (Ирина Языкова и др.) по стилистике сегодняшней храмовой росписи, является частое изображение нынешних «ктиторов» из числа правительственных чиновников. Так, в «клеймах» произведения станковой темперной живописи «Новорусская Богоматерь» Сергея Куракина (см. фото) присутствуют и «Правитель Михаил», и «Правитель Борис», который разрешает начать воссоздание Храма Христа Спасителя, и «мэр Юрий» и даже «Правитель Владимир со княгинею» (на клейме справа), то бишь ... Владимир Путин :-)




Причем  Сергей Куракин претендует на новаторство своего произведения в изображении современных «правителей», что, мягко говоря, не совсем оправдано. Достаточно назвать роспись Казанского собора на Красной площади, воссозданного при участии нашего почтенного коллеги академика Геннадия Яковлевича Мокеева: http://expertmus.livejournal.com/51147.html



Не все знают, что на паперти там есть аналогичные сцены восстановления Казанского собора, где изображены и патриарх Алексий, и тогдашний глава ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев), и корыстолюбивый «куратор» воссоздания Храма Христа Спасителя вл. Арсений (Епифанов) и др. Кстати, подобную традицию писать живых деятелей «во святцах» с охотой подхватили «лужковские» строители, и, например, на мозаиках станции метро «Парк Победы» можно легко распознать «увековеченного» ими Юрия Лужкова: http://expertmus.livejournal.com/81741.html

Впрочем такая тенденция не таит в себе ничего удивительного, ведь нынешнее священноначалие Церкви полностью копирует светские власти: http://expertmus.livejournal.com/81741.html

Так что появление очередного чинуши на фреске в новом кафедральном соборе города Рудного в Казахстане вряд ли привлекло бы к себе всеобщее внимание, если бы в публичную полемику не вступил епископ Костанайский и Рудненский Анатолий (Аксёнов), который без тени смущения заявил о правомерности изображения экс-акима Кустанайской области Казахстана, сенатора Сергея Кулагина на фреске «Вход Господень в Иерусалим» в подкупольной росписи храма, которую выполнила бригада иконописцев из Узбекистана (см. фото).



Впервые об этом сюжете поведал скандально известный протодиакон Андрей Кураев, который бывал в упомянутом храме еще до завершения в нем росписи: http://rublev-museum.livejournal.com/244530.html

По его словам, оттуда доносился «плач священников, что строители храма (градообразующая компания и администрация) ни на йоту не считаются с пожеланиями Церкви. Бывало, что лики спонсоров (князей, императоров) появлялись в росписи храмов. Но обычно это было внизу на западной стене, в притворе, у входа. А тут - под куполом, в небесной выси». Как всегда не стерпев, Кураев решил поделиться всеми «сенсационными» подробностями с журналистами, которые разнесли по России эту новость из Казахстана. Правящий архиерей Костанайской епархии РПЦ Анатолий, в свою очередь, поспешил опровергнуть церковного «стрингера», назвав его действия «шквалом злословия на страницах СМИ»: «Относительно обращения к "известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву" (газета "Время" 25.01.12 г.) должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа». Относительно обнародования в СМИ с подачи о. Андрея Кураева информации о «фреске с чиновником» епископ Костанайский и Рудненский Анатолий задаётся вполне резонным вопросом: «почему, несколько месяцев со времени появления росписи в соборе авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?». Из этих слов следует, что правящий архиерей Костанайской епархии почувствовал в этом определенную угрозу в свой личный адрес, зная не понаслышке о кураевских технологиях «мочить братьев Капалиных» и пр.

Однако в своём праведном гневе вл. Анатолий «выплеснул с водой ребёнка», поделившись с широкой публикой весьма странными представлениями о церковной живописи: «общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов их оформлении, росписи и расположении подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам. В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры. Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям. Христос–Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма. После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора. Сейчас это место особого присутствия Божия»: http://www.kpeparhiya.kz/news/vsjakij_nenavidjashhij_brata_ne_imeet_zhizni_1_in_3_15/2012-01-26-198



Приведённое высказывание казахстанского архиерея весьма озадачивает. Во-первых, если нынешнее священноначалие РПЦ вполне допускает изображения в церковной живописи грешников, «бесноватых и мудрых», «красноармейцев» и даже «бесов, искушающих святых», то почему, например, оно резко воспротивилось появлению в православных храмах иконы «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»), на которой изображена св. блж. Матрона Московская (1885-1952) и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталин (см. фото). Допустивший в своём храме этот образ игумен Евстафий (Жаков) был даже подвергнут церковному наказанию, хотя, как считает иконописец Вячеслав Михайленко, «в изображении Сталина на иконе ничего богохульного нет. Изображение обычных людей, не святых, на иконах допустимо. Изображаются даже поганые, например, в сюжете победы святого Дмитрия над поганым царем»…

Однако в новом кафедральном соборе города Рудного в Казахстане здравстующий чиновник был изображен именно на фреске «Вход Господень в Иерусалим» среди встречающих Спасителя, что резко противоречит канонической композиции с этим сюжетом Евангелия! Странно, что епископ Костанайский и Рудненский Анатолий не только не «замечает» данного противоречия евангельскому историзму, но пытается сослаться на факт состоявшегося освящения храма, ставшего «местом особого присутствия Божия», как на окончательный вердикт, не допускающий никакой критики храмовой росписи?! Вот бы такую ревность о Бозе архиереи проявляли тогда, в доме Божьем устанавливают скрытое видеонаблюдение без ведома прихожан: http://expertmus.livejournal.com/81425.html

Ну и, конечно, ссылки вл. Анатолия на прослушанный им в Московской Духовной Академии курс православной иконографии в очередной раз заставляют задуматься о компетентности целого ряда членов профессорско-преподавательского состава МДАиС, которых привлек к преподаванию её ректор вл. Евгений (Решетников): http://expertmus.livejournal.com/37212.html

Число епархий РПЦ увеличивается с каждым днём, а на кафедры ставятся не вполне подготовленные архипастыри …

От редакции. См. также по данной теме -

«Новорусская Богоматерь» как отражение позиции Синода РПЦ: http://rublev-museum.livejournal.com/270582.html

Православие.Ru зажигает – Лужков у них всё ещё мэр Москвы: http://rublev-museum.livejournal.com/225951.html


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2012-2015.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: досье, иконопись, расследование, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments