expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Кровоточащая икона «Умягчение злых сердец» (иконография «Семистрельной» иконы)

Оригинал взят у expertmus в Кровоточащая икона «Умягчение злых сердец» прибывает в Архангельск



Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец», глас 5:

Умягчи наша злая сердца, Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси, / и всякую тесноту души нашея разреши, / на Твой бо святый образ взирающе, / Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, / стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати Благосердая, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, // Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец»:

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконография «Семистрельной» представляет собой переработку на русской почве иконографического типа Mater dolorosa (иображение Mater dolorosa: Kolb, K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W. Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S. 881. № 31). Иконографический тип Mater dolorosa произошел от изображения Богоматери, предстоящей у Креста: http://expertmus.livejournal.com/49187.html

«Stabat mater» буквально переводится с латыни как «Стояла мать скорбящая» - гимн на латинском языке, описывающий скорбь Богоматери у подножия Креста. Дата написания неизвестна, авторство приписывалось св. Бернару Клервоскому (1090–1153), папе Иннокентию III (1160–1216) и Якопоне из Тоди (1230–1306). С XIV в. используется в Литургии. В 1727 г. Римский Миссал - богослужебная книга - предписал его исполнение во время двух праздников Семи Скорбей Богоматери, а также великопостных молебнов, именуемых Стации. Положен на музыку многими композиторами.

Для литургического понимания Божией Матери у Креста Господня по сравнению с древней, идущей из Византии, практикой изображения этого сюжета на богородичных иконах характерна повышенная эмоциональность. Как писал епископ Вениамин (Милов): «Литургическое творчество находит нужным расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у креста Пресвятой Богородицы. Через это Церковь получает в литургическом богословии новую, важную и интересную страницу с описанием Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя» (Вениамин (Милов), еп. Чтения по Литургическому богословию. Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1977. С. 213).

В качестве одного из примеров гимнографических текстов, обращенных к Богородице, где вспоминаются Крестные страдания Ее Сына, следует привести крестобогородичные тропари: http://expertmus.livejournal.com/54017.html

Богоматерь представлена по пояс, без Богомладенца, со сложенными в молитвенном жесте руками. В область предплечья воткнуты семь мечей. Семь мечей в груди Богородицы символизируют семь скорбей. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Евангельские слова Симеона Богоприимца «И Тебе Самой оружие душу пройдет оружие, - да откроются от многих сердец помышления» (Лк 2, 35) были исходным пунктом для формирования иконографии Девы Марии с семью мечами. В соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. Количество мечей, пронзающих грудь Пречистой, в западноевропейской иконографии не было четко установлено и могло колебаться от четырех до семи (Mutter Gottes Maria zu Dättelbach in Frankenland / Kolb, K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W. Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S. 881. № 30). Известны и такие изводы иконы, на которых изображены шесть стрел или еще дополнительное изображение Младенца Христа на коленях Богоматери.

Иконы с явными западными иконографическими элементами связаны прежде всего с придворной средой. Образ Богоматери «Умягчение злых сердец» появляется в иконостасе Распятской церкви Большого Кремлевского Дворца, расписанном в 1682 г. Василием Познанским (Вьюева Н.А. Живописец Василий Познанский (к истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце) // Русская художественная культура XVII века. Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 8. М., 1991. С. 97-110). Икона «Умягчение злых сердец» располагалась в местном ряду иконостаса Распятской церкви». Такое местоположение указывало на знаковый характер образа и подчеркивало его связь со Страстным циклом.

Появление на русской почве типа Mater dolorosa с семью мечами не был случайным единичным фактом. В это же время возникают т.н. «Пяточисленные молитвы» - благодарственное молитвословное воспоминание болезней-скорбей Божией Матери, составление которых приписывается свт. Димитрию Ростовскому. Вот как описываются эти скорби в предисловии к пяточисленному молитвенному правилу словами, обращенными Богородицей к Иисусу Христу: «Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая – егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен бытии; вторая – егда, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есть; третья – егда Тя поймана и связана от жидов услышала; четвертая – егда Тя на кресте между разбойниками Распятого видела; пятая – егда Тя видела во гробе полагаема. И рече к Ней Господь: «… Аще кто каждую болезнь Твою на кийждо день прочтет с молитвою Моею … за первую болезнь дам ему познание грехов и жаление о них; за вторую – дам ему всех грехов прощение; за третию – возвращу ему добродетели его, через грехи изгибшия; за четвертую – напитаю его, при смерти его, Телом и Кровию Моею Божественною; за пятую – явлюся ему Сам при смерти его и прииму душу его в живот вечный» (Пяточисленные молитвы. Творение святителя Димитрия Ростовского. Чебоксары, 1996. С. 5-7): http://www.expertmus.com/2013/01/blog-post_8.html

Икона Божией Матери Семистрельная отличается от образа «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») особенностями иконографии (вместо стрел мечи, расположенные симметрично, в иных изводах на «Семистрельной» «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на иконе «Умягчение злых сердец» - по три справа и слева, а одна снизу), однако в молитвенной практике различие не проводится, так как относится к одному иконографическому типу. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о ниспослании дара терпения.

Празднование иконе в современной богослужебной практике совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.



Напомним, что современная икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), написанная в «Софрино», начала непрерывно мироточить в обычной московской квартире. История мироточения и кровоточения просто потрясает. В 1999 г., перед взрывами домов в Москве, на иконе изменился лик Богородицы, под глазами появились темные круги, в квартире стало пахнуть ладаном. Особенно образ прославился после того, как во время трагических событий в разных частях света - гибели подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 г., взрыве небоскребов в Нью-Йорке, захват заложников на мюзикле «Норд-Ост» и в бесланской школе - на лике Богородицы стала появляться кровь. Медицинский анализ показал, что кровь, источаемая иконой, – обычная, 1 группы. По молитвам верующих от иконы совершаются многочисленные чудеса. Заступничеством Пресвятой Богородицы происходят исцеления тяжелобольных, в том числе от онкологических заболеваний. У супружеских пар, страдающих бесплодием, рождаются дети. Предстательница рода христианского не перестает являть миру Свой покров.

Впоследствии для иконы при непосредственном участии и посильной помощи руководства ФПБР была построена деревянная часовня «Умягчение злых сердец». Часовня приписана к храму Архангела Михаила, с. Летово, где настоятелем служит протоиерей о. Димитрий Кувырталов. Однако в храме икона пребывает не постоянно, и за последние годы она побывала во множестве поездок, в том числе в США, Австралии, Австрии, Германии, Чехии, Греции и других странах Европы. Непрерывно мироточащая икона уже побывала не только в разных городах России, но и в США, Австралии, Австрии, Германии, Чехии, Греции и других странах.



© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2011-2015.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: Музей имени Андрея Рублева, иконопись, лекторий, святыня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments