expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»


Спас Нерукотворный.
XIV в.
29 × 24.8.
ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307.
   Данный образ Спаса Нерукотворного, хранящийся в фондах филиала ГИМ (Новодевичий монастырь), сотрудница ЦМиАР Наталья Николаевна Чугреева отождествила в 1999 г. с местночтимой иконой Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез из Константинополя свт. Алексий.[1] Основанием для подобной гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н.П. Кондакова фототипией андрониковской иконы.[2]




Спас Нерукотворный
.
XIV в.
Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.
  Вскоре обнародованная на страницах приходского журнала гипотеза стала стремительно превращаться в некую «сенсацию», после того как за дело взялся Алексей Михайлович Лидов. Вопреки обыкновению, Лидов не стал «трясти» своего постоянного донора – Внешэкономбанк, а раскрутил чиновников Правительства Москвы (представитель московского комитета по телекоммуникациям Геннадий Львов и др.), которые поручили издательству «Московский учебник и картография» выпустить за деньги из столичного бюджета очередной лидовский проект. Помимо Лидова и Чугреевой, участником проекта стала завотделом ЦМиАР Лилия Михайловна Евсеева.
    Именно Евсеева на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе», которая прошла 29 августа 2005 г. в ЦМиАР,  заявила, что «это та самая икона, которая 650 лет назад была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как благословение на его святительское служение». Речь шла об иконе «Спас Нерукотворный» из хранилища ГИМ в Новодевичьем монастыре, которую специально на один день (!) доставили в Музей имени Андрея Рублева на презентацию. Там же викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) поблагодарил сотрудников музеев – «больших помощников православия», которые продолжают свои исследования в области древнерусского искусства, тогда как в Церкви научное осмысление этих памятников сейчас «отошло на второй план» (!?).


    Между тем, небрежность, которую выказали ретивые «помощники», порождает у специалистов по древнерусской иконописи целый ряд недоуменных вопросов. Во-первых, на фототипии из альбома Н.П. Кондакова икона Спасо-Андроникова монастыря воспроизведена без ризы, хотя в других случаях чтимые иконы репродуцированы в своих окладах. Об окладе святыни Спасо-Андроникова монастыря сообщается, например, в монастырской описи 1859 г.: «икона Нерукотвореннаго образа Спасова, принесена Святителем Алексием Митрополитом Московским, по устному преданию, из Царьграда, черты Византийской кисти, на нем венец с Херувимами и во всю д(о)ску оклад золотой, чеканной и гладкой работы».[3] В 1893 г. к чтимой андрониковской иконе был приложен бриллиантовый крест в золотой оправе.[4]
    Кроме того, группа Лидова-Евсеевой-Чугреевой нигде в издании не упоминает, что у святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» - точная копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее «образцом». Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом монастыре архим. Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Так, по ведомости архимандрита Феофана, составленной по возвращении 18 ноября 1812 г. в разграбленный французами Спасо-Андроников монастырь, «осталось в целости: 4. Местный образ Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со украшением своим и другой с перваго копия со украшением».[5] В самой рукописи на полях есть поздняя приписка другим почерком, отличным от автографа архим. Феофана, что «сей список с оригинального в 1817 году неизвестно кем похищен».[6] Данное происшествие случилось накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820 гг.
    Напомним, что именно совпадение в размерах стало основным аргументом Чугреевой, которая проигнорировала исторические сведения о существовании андрониковской «копии». Однако иконография рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений) является весьма нетипичной для того времени: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две симметричные пряди волос. Достаточно сравнить икону из ГИМ с известным памятником лицевого шитья – воздухом 1389 г., чтобы убедиться в существенном иконографическом расхождении.



Спас Нерукотворный с предстоящими
. Воздух.
1389 г.
123 × 221.
ГИМ инв. 15494 РБ-1.
    Более того, специалистам известно, что святыня Спасо-Андроникова монастыря не только хорошо документирована в многочисленных описях, но даже воспроизведена на исторических миниатюрах, о чем нет ни слова в альбоме Лидова-Евсеевой-Чугреевой. В своей академической публикации «Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря» заведующий сектором археологии ЦМиАР Олег Германович Ульянов приводит доказательства, что «Честную икону образа Христова, юже сам принесе от Константина града, чюдну и златом украшену» митрополит Алексий мог привезти из второй поездки специально для освящения обетного храма: «Сцена освящения Спасской церкви в Андрониковом монастыре запечатлена на одной из миниатюр рассматриваемого цикла (л. 221). Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса (оплечный), который он "въ церкви постави". Святителя помогают узнать не только надпись у нимба, но и белый клобук, архиерейская мантия, а также длинная, острая, чуть раздвоенная на конце борода, такая же, как и на иконных клеймах».[7]



Освящение Спасского собора митрополитом Алексием
. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.
     Нужно заметить, что на данной миниатюре образ, который держит в руках свт. Алексий, существенно отличается от иконы из ГИМ, которая стала объектом «сенсации». По своим иконографическим особенностям (две симметричных пары строгих прядей волос, окладистая брада с небольшим раздвоением на конце, широкий нимб, изображение убруса) чтимый образ из Андроникова монастыря явно тяготеет к раннему иконографическому типу Спаса Нерукотворного, известному в домонгольской Руси. 



Спас Нерукотворный.
Ярославль.
Первая половина XIII в.
104 × 74.
ГТГ инв. 048138



[1] Чугреева Н.Н. Святыня Спасо-Андроникова монастыря // Мир Божий. № 1 (4). М., 1999. С. 1.
[2] Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.
[3] ЦМиАР вх 2117.1. Главная опись московского Спасо-Андроникова монастыря. 1859 г. Л. 15-16.
[4] ЦМиАР вх 2117.3. Главная опись московского Спасо-Андроникова мнастыря. 1910 г. Л. 57об.-57об.
[5] Сергий, (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : в унив. тип. (Катков), 1865. С. 78.
[6] Дело о похищении точного списка с местной иконы Спаса Нерукотворного хранилось в монастырском архиве.
[7] Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995. М., 1996. С. 181-192. В прим. 16 указано, что «местный образ "Спаса оплечного" оставляет возможность первоначального посвящения церкви Всемилостивому Спасу (празднество — 1 августа), что объясняет последовательность 8 и 9 клейм житийной иконы».

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, иконопись, лекторий, лженаука, миниатюра, расследование, святыня, фальсификация истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments