?

Log in

No account? Create an account
собор

600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир)

 

 

Христос во славе. Композиция "Страшный суд".
Фреска. Фрагмент.
1408 г.
Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор во Владимире.
Копия Н.В. Гусева. Музей имени Андрея Рублева.

В 2008 году исполнилось 600 лет росписи мастерской прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе во Владимире. Главный храм Русской Церкви (до переноса кафедры митрополитов в Москву) был построен великим князем Андреем Боголюбским
в 1158-1160 годах (перестроен Всеволодом III после пожара 1185 года). Уже в 1161 году собор был расписан, однако после неоднократных разорений при ордынских набегах (1238 г. и др.) основная часть его росписей XII века погибла. Летописи сообщают, что 25 мая (7 июня) 1408 года обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с прп. Андреем Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором летописном сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую съборную святая Богородица, иже в Владимире, повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль фресок времени государя Андрея Боголюбского. Росписи 1408 года - единственное сохранившееся и засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.

К сожалению, рублевские фрески 1408 года дошли до наших дней с большими утратами. Относительно полно уцелели лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре.

Исполнитель копий рублевских фресок в Успенском соборе (Владимир), художник Николай Гусев (1926-1997) - один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи. Его учителями были известные московские художники М.Т. Хазанов и М.С. Перуцкий. В 1956 году Н.В. Гусев, по предложению директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили, приступает к копированию стенописи 1408 г. во владимирском Успенском соборе. Так началась совместная творческая работа Музея имени Андрея Рублева и художника Н.В. Гусева, продолжавшаяся около 30 лет. В процессе копирования художник выявлял полустертые детали живописи подлинника и вносил их в копии. Кроме того, Н.В. Гусев придерживался принципа, что в копии возможна реконструкция отдельных утрат в оригинальной живописи. В копиях Н.В. Гусева переданы крупные утраты подлинника (выпады краски, разломы штукатурки), но не скопированы мелкие потертости и разрывы линий. Работал Н.В. Гусев казеино-масляно-яичной темперой собственного приготовления, в принципе повторяя технологию древнерусской фрески, которая в основном исполнялась темперой по сухой штукатурке.  Из-за последующих утрат рублевских росписей 1408 года копии Н.В. Гусева приобрели особую документальную и художественную ценность. 

Comments

Последняя фраза особенно интересна, поскольку после того как росписи раскрыли а собор передали РПЦ, вроде бы от подлинников не осталось практически ничего.
Даже эта репродукция по цвету совсем не такая как я видел в журнале Наше наследие в 1980г.
Увы,увы. может и зря раскрыли их
Дело в том, что в журнальной публикации, о которой Вы упоминаете, была размещена фотография фресок в Успенском соборе Владимира, сделанная в 1980 г. А копия Н.В. Гусева была выполнена в 1956 г., на четверть века раньше!
Однако в посте сказано: Гусев работал 30 лет, а в 1956 г.только приступил к работе, и в 80-как раз прошло 24 года.
Реставрация,да и точное копирование-это кропотливая вещь, и он не мог уже в 56г. прямо выполнить копии.
Я просто слышал что сейчас там вообще все обвалилось или почернело.
Копии рублевских фресок в Успенском соборе Владимира, которые хранятся в музее имени Андрея Рублева, были выполнены Гусевым по заданию музея с 1956 по 1965 гг. Срок в 30 лет, о котором идет речь в посте, указывает на время сотрудничества копииста с Музеем имени Андрея Рублева, а не на продолжительность его копирования во Владимире.
Спасибо!
Все понятно.
То есть после того как в перестроечные годы в соборе раскрытые всем перепадам температуры подлинники все осыпались от нерадивого содержания,
единственным воспоминанием о былом великолепии Рублевских шедевров остались копии Гусева.
Увы, кажется в мире нет более вопиющего примера того, как спятившие потомки обошлись с шедеврами предков.
В Багдаде и Сербии хоть чужие громили, а тут - свои.
Не знаю, не знаю, был там 2 недели назад и не видел что бы там все почернело и обвалилось.
А даже вот эта фреска что в посте- в журнале 1980 года была с ярко-голубым фоном.
В тексте написано:"К сожалению, рублевские фрески 1408 года дошли до наших дней с большими утратами... Из-за последующих утрат рублевских росписей 1408 года копии Н.В. Гусева приобрели особую документальную и художественную ценность."
"Последующие утраты"-это после 1970-х г.

(Anonymous)

Помогите
Земля и море отдают мертветцов
Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф
Святой мученик Флор

(Anonymous)

Фреска Владимирского Успенского собора (1408 г.) Андрея Рублёва и Данила Чёрного,на которой есть изображение греческого корабля...(а) Земля и море отдают мертвецов(б)преподобные Варалаам и царевич Иосив(в)Святой мученик Флор(г)Явления ангела Пахоиию