expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

В провинциальном музее молебен, а у нас в Музее Рублева плач и тихий ужас



6 февраля 2014 г. по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия в фондах Березниковского историко-художественного музея имени И.Ф. Коновалова состоялся молебен перед иконами, отвоеванными у столичного Музея имени Андрея Рублева. Напомним, в августе 2013 г. в Березники вернулись редчайшие иконы, находившиеся после реставрации на основном хранении (КП!) в нашем Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР). Одна из них - наиболее уникальная - икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» датирована XVII веком (см. фото).

Богоматерь Владимирская.
Ок. 1600 г.
89 х 70.
Б. собр. - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Инв. КП 5572.

От редакции. Научный коллектив Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) с горечью извещает о катастрофическом разрушении основного собрания нашего всемирно известного музея. Ни для музейного специалиста, ни для любителя древнерусской иконописи далеко не секрет, что в основных собраниях крупнейших музеев страны – ГМИИ, Третьяковки, Эрмитажа, ГИМа и др. – хранится немало экспонатов, поступивших в советские годы из других, преимущественно провинциальных музеев страны. На слуху у многих недавняя распря между Пиотровским и Антоновой по поводу передачи из Эрмитажа экспонатов, поступивших из Музея нового западного (современного) искусства. От лица Союза музеев России Пиотровский клятвенно заверял, что «коллекции музеев должны быть неприкосновенны, именно коллекции как открытый для пополнения, но не для перетасовывания комплекс предметов. Закон о Музейном фонде, над которым мы все много работали, такую защиту нам дает»: http://www.kommersant.ru/doc/2235494

По мнению директора Эрмитажа, «солидным юридическим подспорьем для сохранения целостности музейных коллекций стал вышедший в 1990-х годах закон о музейном фонде – музейные коллекции были объявлены неделимыми»: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2013/hm11_2_707.html

Как же так получается, что вопреки Закону о музейном фонде лишь из нашего Музея имени Андрея Рублева – единственного в стране! – происходят постоянные изъятия икон, вошедших в известные по всему миру каталоги основного собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР)?! Ни в одном российском музее такого и в помине нет!



А дело в том, что администрацию ЦМиАР до сих пор возглавляет погрязший в беззакониях Геннадий Попов (см. фото), который был не раз уличен в мошенничестве: http://expertmus.livejournal.com/2748.html

Вот как сенатор Добросоцкий, представитель пермского Законодательного собрания в Совете Федерации, в лицах рассказывал со смехом журналистам, как он вызвал директора ЦМиАР Геннадия Попова в свой кабинет: «директор ЦMиАР Геннадий Попов явился, весь вибрируя, думал, что сейчас начнется скандал, может быть, даже наручники щелкнут. А его встречают вежливо и в качестве бонуса вручают много денег. Вот сколько (тут он раздвинул указательный и большой пальцы, демонстрируя толщину пачки)». См. подробнее: «Директор музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов получил взятку... за музейную икону»: http://expertmus.livejournal.com/1986.html

Даже Госдума РФ потребовала от министра культуры снять с должности проворовавшегося Попова: http://expertmus.livejournal.com/4243.html

Ан, воз и ныне там:-( Видимо, Министерству культуры РФ выгодно держать во главе музейной администрации полностью скомпрометировавшего себя субъекта, который легко управляем и безропотно подпишет любую министерскую бумагу об изъятии икон из основного собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР)



К ак уже сообщалось, на слушаниях в Общественной палате (ОПРФ) 17 мая 2010 г. представители РПЦ внесли поправку к законопроекту «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», предложив «произвести общественную инвентаризацию предметов религиозного назначения, находящихся в музеях в гор. Москве в течение 2010 г., и в музеях, расположенных по всей России, - в течение 2011 и 2012 гг.»: http://expertmus.livejournal.com/55210.html

Кстати, директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой также считает, что  «прежде чем начнется процесс передачи, все ценности должны быть тщательно проинспектированы и задокументированы». То, что  такая инвентаризация крайне необходима, подтверждает обнародованный недавно ФАКТ пропажи 242 тыc. музейных прeдмeтов, выявленный в ходе комплeкcной провeрки музeeв Роccии, проводимой Минкультуры РФ, причем 24,5 тыc. экспонатов находятcя в розыcкe МВД Роccии. Заметим, что в это число не вошли ни «измайловские» иконы, ни другие бесценные раритеты из собрания нашего Музея имени Андрея Рублева, которые вопреки Закону о музейном фонде лично изъял директор ЦМиАР Геннадий Попов: http://expertmus.livejournal.com/59586.html


См. по данной теме

Прокурорская проверка в Музее имени Андрея Рублева, а директор ЦМиАР грешит на РПЦ: http://rublev-museum.livejournal.com/377970.html

Петр и Феврония попали в плен: http://rublev-museum.livejournal.com/68293.html

КРИЗИС СОВЕСТИ: разрушение Музея имени Андрея Рублева продолжается: http://expertmus.livejournal.com/29091.html

Спустя полвека в Березниковский историко-художественный музей им. Коновалова вернулись из Москвы три бесценные святыни: две иконы Богоматери Владимирской и редкий экземпляр образа св. Димитрия Солунского, которому предстоит серьёзная реставрация. К сожалению, этот шедевр остался неотреставрированным до конца. Московская художница-реставратор, взявшаяся восстановить его былой облик, вскоре умерла, и икона до сегодняшнего момента «оставалась сиротой». Сейчас она частично оклеена папиросной бумагой, т.н. реставрационной профзаклейкой, чтобы не было осыпи краски. Для неё требуется особый световой режим, даже вспышка фотокамеры может ей навредить.

Нина Нечепуренко, главный хранитель Березниковского историко-художественного музея: «О том, что эти святые образа являются частью нашей коллекции, мы узнали в процессе сверки музейных экспонатов. Изначально срок реставрации составлял три года. Прежние сотрудники нашего музея неоднократно пытались вернуть их, писали в Москву письма, но администрация московского музея переписку игнорировала. А в годы перестройки об отправленных образах окончательно забыли. В последнее время мы, в свою очередь, стали предпринимали попытки узнать, а вернут ли нам эти иконы? Созванивались с пермской галереей, соликамским музеем, ведь и у них были подобные ситуации с «рублёвцами». Противостояние длилось почти 4 месяца. В результате история с возвращением растянулась почти на полгода».

К операции по возвращению старинных ценностей подключились и местные власти в лице главы города Сергея Дьякова. Городская администрация, как в хорошем детективе, заслала в Музей Рублева «шпионов», которые подтвердили, что иконы действительно находятся в основной экспозиции всемирно известного музея.

Сергей Дьяков, глава города Березники: «Рублёвка» попросту присвоила наши иконы. И мы сделали всё, чтобы их вернуть. Нам надоело переписываться с музеем, и мы пошли, как говорится, «в налёт». Это была настоящая битва за историческое достояние! Связались с Министерством культуры России, откуда пришла бумага, что музею им. Андрея Рублёва дали указание, отдать иконы немедленно! И наконец-то удалось забрать эти бесценные раритетные шедевры. Это наше достояние! Когда специалисты березниковского музея увидели экспонаты - не поверили своим глазам: какое это чудо! Ведь их возвращение на родную землю из-за «рублёвских» бюрократов было под большим сомнением».

Старейший краевед города научный сотрудник музея «Палаты Строгановых» Виктор Цыпуштанов, который в 1965 г. отправлял эти иконы на реставрацию, когда заступил в должность заведующего художественным отделом музея: «Образа поступили к нам в 1962 году в заколоченных больших ящиках, так и простояв почти три года в одном из небольших рабочих помещений музея. Когда мы их открыли, просто ужаснулись ветхому состоянию. До моего прихода в музей в 1965 году никто не занимался описанием икон, не велись ни учёт, ни контроль. Когда в 30-х годах прошлого столетия массово закрывали храмы, также массово свозили в музеи иконы, которыми никто не занимался, опасаясь гонений советской власти».

По его мнению - единственного в нашем городе эксперта по иконописи - одна из Богоматерей, писанная царским изогрaфом Иваном Максимовым, предположительно в XVIII в., скорее всего, принадлежала орлинской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. Вторая - второй половины XVII в. - написана в лёнвинской манере и по размеру для орлинского иконостаса не подходит. Икона св. Дмитрия Солунского - веретийской Троицкой церкви. Кстати, там она весьма почиталась. Но скоро в музей прибудут паспорта икон с полными данными, и тогда всё станет на свои места.

На базе возвращённых икон и икон из запасников музея была создана специальная экспозиция «Жемчужины древней Руси». Как произнёс в своей проповеди на молебне в фондах Березниковского музея настоятель Никольского храма в Березниках священник Сергий Пятелин, на данный момент наибольшее количество икон в одном месте сейчас именно в музее, поскольку в строящихся Никольском храме и храме Луки Ясене-Войновецкого иконстас невелик и не столь «намолен», как многовековые иконы, а Предтеченский храм для доступа прихожан закрыт.



Молебен длился чуть менее получаса, но по предварительной договорённости священнослужителей и руководства музея такие молебны станут регулярными и будут проходить каждый четверг в 18 часов …

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, расследование, фонды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments