expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

21 января (3 февраля н.ст.) – празднование Ватопедской иконе Богоматери «Отрада» или «Утешение»

Оригинал взят у expertmus в 21 января (3 февраля н.ст.) – празднование Ватопедской иконе Богоматери «Отрада» или «Утешение»




Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// Радуйся, Невесто Неневестная.

Ватопедская икона Божией Матери (греч. Παραμυθία - Парамифия, в славянской традиции именуемая «Отрада» или «Утешение») находится в параклисе вмч. Димитрия Ватопедского монастыря на Святой горе Афон. В этом приделе издавна совершается постриг братии обители: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/13/





См. также о Ватопеде статью «Пояс Богородицы: вся история без купюр»: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Почитаемый в монастыре образ Ватопедской иконы датируется XV в. На иконе лик Богородицы смотрит вправо и она своей правой рукой отклоняет от своих уст правую руку Богомладенца, в левой руке Которого находится свёрнутый свиток. Предание гласит, что в 807 г. в Ватопедском монастыре Богоматерь на иконе предупредила настоятеля монастыря о готовящемся нападении на обитель разбойников (Письмо Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской. СПб., 1873. изд. 5-е. С. 203-206). Настоятель услышал голос от иконы и увидел ожившее лицо Богоматери и младенца Христа, который рукой прикрывал ее уста, требуя наказание монахам. Но Богоматерь, стараясь держать своею рукою руку сына, уклоняясь от него, снова произнесла настоятелю предупреждение, чем спасла обитель и иноков. В память об этом перед иконой горит неугасимая лампада и ежедневно поется особый молебен.

Местночтимые списки иконы в России находятся в Знаменской церкви Борисоглебска (происходит из Таволжанской женской обители, написана на Афоне в 1902 г.) и в Санкт-Петербургском девичем Воскресенском монастыре (привезена с Афона, освящена в 1854 г.).

Иконография Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» относится к редким. В самых крупных иконных собраниях России иконы данной иконографии неизвестны. На сегодняшний день самая ранняя иконография представлена на келейной иконе свт. Димитрия Ростовского из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Появление изображения Афонской святыни в пер. пол. - сер. XVI в. в московском искусстве неслучайно. В 1515 г. на Афон прибыли послы великого князя Василия III с грамотами о посылке милостыни на Афон и прошении молитв, а также особой грамотой к Афонскому Проту, где великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через 3 года послы вернулись вместе с переводчиком Максимом Греком (ПCРЛ, СПб., 1858. Т. 8. С. 233, 247, 259). Максим Грек пришел на Русь во второй половине жизненного пути, ему было более 40 лет. В конце XV в., будучи монахом доминиканского монастыря во Флоренции, он был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного православия. В 1505 г. он стал православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному Максим вспоминает о своем десятилетнем пребывании в Ватопеде, принесшем ему душевное и телесное успокоение.

В Москве ватопедский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители знания «спираться меж себя о книжном». Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об устройстве Афонских монастырей (О Максиме Греке: Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Дунаев Б. И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке. М., 1916. Иконников В. С. Максим Грек и его время Изд. 2-е. Киев, 1915. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977). Во втoрой половине XV в. на Руси становится известна «'Повесть о Ватопедском монастыре», которая получила широкое распространение в XVI столетии. В 60-е гг. XVI в. интерес к Афону и афонским монастырям связан с пребыванием в Москве в течение двух лет 3 игуменов со старцами из Афонских монастырей (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 2. Л., 1986. С. 89-98). По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Таким образом, внимание к монастырям Афона, к общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в письменности от зрелого XV до 60-х гг. XVI вв., но его подъем связан с появлением на Руси ватопедского монаха Максима Грека и его широкой деятельностью с 1517 г. до сер. XVI в. При всей своей активной переводческой и публицистической деятельности на Руси Максим Грек всегда жил с мыслью о возвращении в родную обитель. Во времена наивысшей славы, периодов гонений и послаблений. Максим Грек постоянно просит отпустить его в Ватопедскую обитель. В послании к Петру Шуйскому 1542 г. Максим Грек, прося снять с него отлучение и вернуть в Ватопед, как заслугу подчеркивает «яже с мною оттуда пришедшие книги греческыя». Видимо, речь идет не только о том, что благодаря переводам Максима многие греческие книги стали известны русскому читателю, но и о греческих книгах, привезенных с собою книжником с Ватопеда. Максим Грек, воспитанный и долгие годы пребывавший в католичестве с особым культом Мадонны, на всю жизнь сохранил особое благоговейное отношение к образу Богородицы.

В пер. трети XVI в. создана икона «Богоматерь Одигитрия», которая представляла собой список со второй святыни Ватопеда - Богоматери Ктиторской (Алтарницы).

Таким образом, в первой половине XVI в. на Руси в московском искусстве создаются иконы с изображением двух главных святынь Ватопедского монастыря Богоматери Ктиторской и Богоматери Παραμυθία. Вполне возможно, что их появление на Руси связано с жизнью и деятельностью ватопедского монаха Максима Грека († 1556), память которого также празднуется 21 января (3 февраля н.ст.).


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: , , ,

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: #andreyrublevmuseum, #rublevmuseum, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #музей_имени_Рублева, #протест, иконопись, исихазм, лекторий, лик, святыня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments