?

Log in

No account? Create an account
знак

«Дары волхвов» на Афоне – научная экспертиза



«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговорённым правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы» (O. Henry. The Gift of the Magi, 1906)

Дмитрий Абрамов: «Дары волхвов» на Афоне — научная экспертиза

Спрашивается, почему привоз в Россию «византийских древностей» с Афона, вызывающий каждый раз столь массовый ажиотаж у наших граждан, никак не комментирует академическая наука...




UPD: http://expertmus.livejournal.com/159759.html


В нынешнее Рождество Христово Москва вновь переживает déjà vu: перекрытый центр, многокилометровые очереди вдоль набережной Москвы-реки, тысячи полицейских и сотрудников внутренних войск, полевые кухни, бригады «Скорой» и т.д. и т.п. В общем всё, как это было в ноябре 2011 г., когда в российскую столицу впервые был доставлен с греческого Афона Пояс Богородицы из монастыря Ватопед. На этот раз немыслимый ажиотаж возник вокруг другой афонской реликвии – «даров волхвов» из монастыря святого Павла (см. фото).



Как заявил в Москве один из членов греческой делегации, которая сопровождает «дары волхвов», насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим, «нет никаких сомнений в их подлинности». По его словам, «на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти  подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода. Волхвы были мудрыми людьми, они принесли Христу золото в небольшом количестве именно как символ того, что Христос – Царь. Волхвы не принесли Ему просто золотые слитки, скажем так, из экономических  соображений, то есть, чтобы семья Иосифа и Марии могла на них жить» ...

В свою очередь, руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков считает вполне объяснимым массовое поклонение «дарам волхвов» в кафедральном храме Христа Спасителя, потому что «дары волхвов непосредственно связаны с чудом, с Рождеством, земной жизнью Иисуса Христа - как и Туринская плащаница, часть ризы Господней, Крест Господень. Поэтому они так дороги верующим». «Люди, которые выстаивают многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, свидетельствуют о своей православной вере», - добавил он …

Тем не менее, стоит напомнить, что всего год спустя после привоза в Россию про Пояс Богородицы … напрочь забыли: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/956936-echo/ Видно, таков уж феномен массового сознания, немилосердно истязаемого церковно-государственным агитпропом:-)

Более того, с главными фигурантами истории с привозом в Россию ватопедского ковчега с Поясом Богородицы произошли весьма драматические события. Почти сразу же после привоза в Россию Пояса Богородицы из афонского монастыря Ватопед был арестован прямо в аэропорту Афин ватопедский игумен Ефрем, который раздавал весьма сомнительные с богословской точки зрения интервью, что будто бы «Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери, – а это одежда Ее»?! А в московском храме, где на протяжении многих лет лежала, не вызывая особого ажиотажа, частичка того же Пояса Богородицы, случилась и вовсе непоправимая беда: http://rublev-museum.livejournal.com/375420.html

Если Пояс Богородицы в Россию привез «для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране» Фонд Андрея Первозванного во главе с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, то «дары волхвов» с Афона доставил Фонд Святителя Василия Великого, учредителем которого является православный миллиардер и крупнейший миноритарий Ростелекома Константин Малофеев, «председатель Благородного собрания». Известно, что духовник Малофеева - архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре и член президентского Совета по культуре и искусству.

Для справки: Фонд Святителя Василия Великого, по данным "Известий", был учрежден Малофеевым (исполнительный директор Фонда святителя Василия Великого Михаил Феликсович Вильтер) под руководством архим. Тихона (Шевкунова). Миллиардер Малофеев намедни был подвергнут 4.02.2013 г. обыску (повторно!) в структурах инвестиционного фонда Marshall Capital, совладельцем которого он является. Первая серия обысков и допросов по его делу прошла еще в ноябре 2012 г. Тогда спецназ нагрянул в элитные подмосковные коттеджи Малофеева и президента Ростелекома Александра Провоторова, а также в офисы Marshall Capital и «Лиги безопасного интернета». Миллиардера доставили в здание Следственного департамента МВД, где допросили и затем отпустили. Напомним, что помимо этого, в декабре 2012 г. Малофеев стал фигурантом уголовного дела по факту подкупа избирателей во время выборов депутатов, прошедших в с. Знаменском Смоленской области. Несмотря на то, что Малофеев победил своих соперников с большим отрывом, он был снят с выборов судом: http://rublev-museum.livejournal.com/392276.html



Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что «те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла»: http://www.patriarchia.ru/db/text/3498182.html

Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою «историческую справку», что «по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломник» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть»: http://www.patriarchia.ru/db/text/3431945.html

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов), автор нашумевшего фильма «Гибель империи. Византийский урок» сообщил на своём официальном сайте, что «дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом  и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи»: http://www.pravoslavie.ru/news/66602.htm

Нетрудно представить, что столь красноречивые заверения в подлинности «даров волхвов» на самом высоком уровне в короткий срок облетели всю многомиллионную паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться «святыни, которой касался Спаситель». Но так ли это на самом деле?!

Во-первых, ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Да и о переносе «даров волхвов» в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы «для освящения новой столицы империи» не могло быть и речи, потому что столица Византийской империи Новый Рим была освящена еще … 11 мая 330 г.! Странно, что об этом историческом факте не знает автор фильма «Гибель империи. Византийский урок» архим. Тихон (Шевкунов):-) Впрочем, его познания в этой области наверняка не выходят за рамки пресловутой «Православной энциклопедии», не раз вызывавшей справедливые нарекания исследователей своим крайне низким уровнем: http://rublev-museum.livejournal.com/363129.html

Кстати, не случайно в «исторической справке» РПЦ о «дарах волхвов» как бы невзначай упоминается об их хранение вместе с «поясом и ризой Богоматери». Дело в том, что такая нехитрая спекуляция и позволила интерполировать в историю «даров волхвов» имя византийского императора Аркадия, сына Феодосия I Великого, при котором действительно Пояс Пресвятой Богородицы, хранившийся в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος), о чем сообщалось в блоге научного коллектива Музея имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Во-вторых, вопреки утверждениям Синодального информационного отдела Владимира Легойды, архиеп. Новгородский Антоний (в миру - Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не увидел в храме св. Софии дары волхвов, а лишь указывает в своей «Книге Паломник», что «во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви»!

Эти же сосуды, судя по всему, упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. - «Таррагонском анониме», созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и «Анониме Меркати», представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, от­носящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). «Таррагонский аноним» информирует, что в ризнице св. Софии хранится «золото, принесенное волхвами, которое, когда
его подносят к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слы­шится как бы шепот», в то время как «Аноним Меркати» также упоминает это «золото, принесенное волхвами», но не сообщает о его чудесных свойствах. Разумеется, издавать «звон и как бы шепот» могли лишь золотые сосуды, а отнюдь не слитки золота или золотые пластины, как показывает свидетельство архиеп. Новгородского Антония!



Изображения подобных золотых сосудов в руках волхвов были широко известны в средневековой Европе, достаточно назвать рельефы на руническом Ларце Фрэнкса (Franks casket) начала VIII в. из Британского музея или на капители кафедрального собора святого Лазаря (Cathédrale Saint-Lazare d'Autun) в Отёне, выполненной скульптором Гислебертусом (Gislebertus) ок. 1120-1135 (см. фото).



Стоит особо подчеркнуть, что в отличие от Пояса Богородицы никакого литургического почитания золотых сосудов, в которых принесли свои дары Христу волхвы, никогда в Византии не было, т.е. их попросту не выносили из ризницы св. Софии на поклонение! Напомним, что VII Вселенский собор в Никее на 7 общем заседании 13 октября 787 г. своим оросом установил «чествовать иконы лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν) по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей». Да и вправду сказать, как можно было совершать проскинесис (προσκύνησις) как перед иконами с почтительным, благоговейным лобызанием … «дароносивых златых сосудов», пусть даже их касался сам Спаситель?! Кстати, до последнего времени не было каких-либо богослужебных последований и перед «дарами волхвов» в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен «Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла», правда, для него указано благословение «только для келейного чтения» …

Для справки: в ноябре 1980 г. после разрушительного землетрясения в Салониках митрополит Лангадасский Спиридон попросил монастырь святого Павла о принесении «даров волхвов» в свою епархию для укрепления верующих. Накануне Рождества 1985 г. по просьбе митрополита Фессалоникийского Пантелеймона «дары волхвов» вновь были принесены для поклонения в храм свв. Кирилла и Мефодия в Салониках. После Афинского землетрясения 9 сентября 1999 г. «дары волхвов» были временно принесены с Афона в Афины в целях укрепления веры и сбора деньги для пострадавших от землетрясения.

В-третьих, ни в одной из широко обнародованных РПЦ «исторических справок» о «дарах волхвов» нет ни слова об исторических свидетельствах XVIII в., которые фиксируют совершенно иную традицию, в частности, русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., приводит весьма любопытные сведения: «о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица – Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго» (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем -Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собствен­норучными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

Как видим, в XVIII в. «дары волхвов» представляли собой единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст ~ 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из «даров волхвов» на Господские праздники. Не исключено, что в данном случае налицо влияние широкого почитания Пояса Богородицы на Афоне. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее «эти  подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода»…

В настоящее время «дары волхвов» на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером ~ 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, которые скреплены серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62. Возникает вполне резонный вопрос: откуда появились еще 19 золотых пластин, которых не было в 1744 г., и куда делись 7 бусин со времени Василия Григоровича-Барского?

Наконец, насельник монастыря святого Павла о. Никодим совершенно верно полагает, что орнаментация «даров волхвов» позволяет провести их научную атрибуцию, но геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на восточных мастеров, как ошибочно полагают на Афоне, а на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв. См., например, фото панагии с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

Таким образом, в истории «даров волхвов» из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды: 1) «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» в XI-XII вв. хранились в ризнице св. Софии; 2) в 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.; 3) в XVI-XVII вв. «дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви» были переделаны в золотой пояс, насчитывающий 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны; 4) после 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7.

Спрашивается, почему привоз в Россию «византийских древностей» с Афона, вызывающий каждый раз столь массовый ажиотаж у наших граждан, никак не комментирует академическая наука, прежде всего, Национальный Комитет византинистов Российской Федерации, который возглавляет академик РАН проф. Сергей Павлович Карпов? Впрочем, ему как председателю экспертного совета Макарьевского фонда РПЦ, премии которого достигают поистине астрономических сумм, нелегко усидеть на двух стульях:-) Как говорится, timeo Danaos et dona ferentes

Увы, не обошлось и без «паршивой овцы», в роли которой выступил некто Алексей Лидов, числящийся заместителем Церетели «по научным и инновационным программам», а также зав. «отделом культуры древности» ИМК МГУ у Вячеслава Всеволодовича Иванова и в Лаборатории медиевистических исследований у Михаила Бойцова в «Вышке» (НИУ ВШЭ). Сей «ученый муж», комментируя привоз в Россию «даров волхвов» с Афона, изрек ничтоже сумняшеся, что они содержат «некую благодать Святого Духа»?! См. видео: http://youtu.be/pzYqtEEeAr8

Напомним, что в научной рецензии на работы А.М. Лидова подчеркнуто, что «слишком вольное и зачастую НЕВЕЖЕСТВЕННОЕ обращение с терминами и понятиями приводит к фальшивым интерпретациям памятников церковного искусства»: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html

Особенно поражает историческая безграмотность руководителя службы информации РПЦ, который носит звание «профессора МГИМО»(?!): http://expertmus.livejournal.com/36438.html Всё это приводит к горестным мыслям, что Россия под натиском церковно-государственного агитпропа всё более погружается в мрак тотального невежества, словно сбывается пророчество любимого путинского философа Николая Бердяева о новом средневековье



Похоже, наши современники точно так же как золотые сосуды, переделанные на Афоне в «дары волхвов», могли бы лобызать и 12 корзин с кусочками хлебов, оставленных 5000 человек, которых Иисус насытил пятью хлебами и двумя рыбами, о коих «Аноним Меркати» сообщает, что они были замурованы в Константинополе под колонной Константина (в 1105 г. перенесены в Большой дворец). Правда, нынешние пастыри, не ведая о том, привыкли попрекать с амвона свою паству в … черной неблагодарности, как якобы «были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того, чтобы их благоговейно сохранить»:-)

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Спаси Господи! Очень познавательно!

(Anonymous)

Копия Даров волхвов, освященная на настоящей реликвии, доступна верующим в храме Петра и Павла в Лефортово на юго-востоке Москвы. По словам священников, она также чудотворна, как и оригинал.

Поклониться Дарам сейчас можно практически без очереди. Их уберут завтра вечером после литургии.
данке

(Anonymous)

Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре:
«Почему люди готовы стоять к ним в очереди с детьми и с колясками? Просто людям надо чему-то поклоняться, и некоторые не очень-то думают, чему именно они поклоняются.
В христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся. Я к этим предметам настроен весьма скептически. Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные.
В том, что волхвы принесли дары, никто не сомневается. Они отдали их нищей семье с младенцем на руках — наверняка эти дары были как-то употреблены. Представьте, в каком материальном положении находилось Святое семейство, бежавшее в Египет без средств к существованию. Трудно представить, что они носили Дары как реликвию. Для них Дары не были святыней — они сами были святыней, и они это осознавали.
Многие осудят мои слова, но Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам». Это значит, у каждого вера своя, и своя мера этой веры. Нельзя всех равнять под одну гребенку и считать, что, если человек верит в чудотворную икону, он должен верить и во все остальное. Дифференциация в нашей религии существует, этим христианство и привлекательно».

Так это подвески для особ царского рода или своеобразные погремушки, "сделанные специально под детскую ладошку"? (с)
Ну наконец-то! А то лапшой, висящей на ушах наших собратий,уже можно пол-Китая накормить)))

(Anonymous)

Гневную отповедь критикам проходящей в эти дни в Москве демонстрации христианской реликвии "Дары волхвов" выдал спецкор отдела политики "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин. Он быстро определил, что против многотысячного паломничества к святыне выступают представители "либеральной интеллигенции", которые заодно высказывают "крамольное" предположение о том, что "Дары" могут быть средневековой подделкой.

Журналист знает истинную природу злопыхателей: "По странному совпадению, вряд ли кто-то из этих доброхотов является христианином, а их "ближневосточные" фамилии, в сочетании с критикой христианства, боюсь, могут вызвать в ответ лишь антисемитизм и ничего более. Потому что свои святыни, могут критиковать только свои". Интересно, что в заголовке опуса автор называет критиков "потомками" тех самых волхвов. Чтобы задеть их за живое, он предлагает вообразить гипотетическую ситуацию.

"В мае, в канун празднования Дня образования государства Израиль, некий Дмитрий Стешин вылезает со статьей, о том, что ключ от Сионских ворот Иершалаима, переданный англичанами еврейской общине в 1948 году - базарная подделка, необходимая для обоснования политической и исторической легитимности спешно создающегося государства Израиль, - пишет журналист. - Неплохо бы этому ключу устроить хороший химический анализ, в лучшей лаборатории мира. И если в металле ключа обнаружится ванадий и хром, то ключ – подделка. Потому что хром и ванадий 18 веков назад не добывали. А значит, святыня эта ложная и само существование государства Израиль… и т.д. и т.п. Представили? А представили, что будет потом? После такой манифестации мы бы имели множественные разрывы шаблонов, большой гевалт и даже обращение в Гаагский трибунал с жалобами на "антисемитизм".

Журналист "Комсомолки" ничтоже сумняшеся ставит знак равенства между либералами и евреями, но к этому привыкать не приходится: сотрудники газеты выдавали антисемитские заявления и похлеще. Пожалуй, нет нужды объяснять автору и то, что большинство ашкеназских еврейских фамилий отнюдь не ближневосточного, а очень даже европейского происхождения – не в коня корм. Но давайте последуем его риторике и на минутку представим себе, чтобы будет, если гипотетический материал "некого Дмитрия Стешина" опубликуют.

Будет вот что: Дмитрий Стешин моментально ославится на весь свет как безнадежный невежда. К тому же не умеющий пользоваться сетевыми поисковыми ресурсами ("в Гугле забанили"). Да, в 1948 году перед уходом британцев из Старого города в Иерусалиме те действительно передали ключ от Сионских ворот главному раввину Еврейского квартала Мордехаю Вайнгартену. Вот только ключу этому даже в теории не могло исполниться "18 веков" (кстати, почему именно 18?), ведь нынешние стены и ворота иерусалимской твердыни были выстроены турецким султаном Сулейманом Великолепным… в 16 веке.

Так что "гевалта" и "разрыва шаблонов" ожидать не приходится. Останется только посетовать на невысокий профессиональный уровень отдельных представителей центральной российской прессы – причем не только гипотетически. Не слишком хорошо знаком автор и со священными текстами религии, страстным поборником которой выступает. В Новом завете ясно дается понять, что "волхвы с востока" евреями не были и после вручения даров "отошли в страну свою" из Иудеи. Так что "потомками волхвов" критики московского действа можно называть едва ли.

А Иерусалим на иврите не "Иершалаим", а Йерушалаим. Кстати говоря.

(Anonymous)

Ни в "Первом путешествии на Афон" 1845 года, епископа Порфирия Успенского, ни в его двухтомной " Истории Афона", где подробнейшим образом описаны и
" отподоблены", срисованы, Святыни Афона - нет упоминания о Дарах, но есть лишь о Древе Честного Креста Господня, как о величайшей святыне
Ксиропотама. Но как сказал наш величайший палеограф - Ничего, если тебе довелось почерпнуть, кроме чистой воды, и мутную...
Спасибо, очень интересно!

(Anonymous)

Hi Эксперты,
Congratulations! You uploaded your paper 2 days ago and it is already gaining traction.
You got 182 views from Austria, Ukraine, Romania, Bulgaria, Estonia, Greece, Italy, Germany, Georgia, Serbia, Israel, Portugal, Switzerland, Latvia, Belarus, and Armenia on ""Gifts of the Magi" on Mount Athos - scientific expertise".
Thanks,
The Academia.edu Team
Существует ли официальный реестр православных святынь?
Видимо, нет. Если бы он был, туда пришлось бы вносить по нескольку "честных глав" многих святых, по нескольку "десниц" у каждого и т.п.
Конечно, это было бы неприлично. Но, оставлять святыни нераздельно от их подделок - явное кощунство.
В настоящее время есть закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Может быть, опираясь на него, потребовать должной атрибуции всех святынь и сведения их в единый реестр?
потребовать должной атрибуции всех святынь

Прилагательное "святое" и существительное "святыня" передают смысл "это запрещено воспринимать рациональным умом" и более никакого. Поэтому потребовать-то, конечно, можно, только от этого всем очевидна станет их "святость".
О как! Что-то подобное подозревал..

(Anonymous)

"Примерно на старый Новый год 13 января раздается звонок от Дмитрия Саблина, и он говорит, что в Крым прилетает борт с Дарами волхвов. И говорит: "Это феноменальное событие! Дары волхвов с Афона прилетают в Крым. Тем более в место, откуда на Руси пошло православие". В Крыму, как назло или к счастью, это уже вопрос, была жуткая погода, завалило все снегом, лед - и аэропорт Симферополя категорически отказывался. Саблин говорит: "Делай, что хочешь, но мы должны сесть на "Бельбек". А этот аэропорт управлялся через минобороны Украины. И мы уговорили военное руководство, и они разрешили посадку на военный украинский аэродром двух бортов с Дарами волхвов. Именно тогда я познакомился с Константином Малофеевым. С Игорем Стрелковым я познакомился чуть позже…
В составе прибывшей с Дарами волхвов делегации из известных людей были Константин Малофеев и Дмитрий Саблин. Еще было несколько святых отцов, в том числе афонские старцы, которые дары сопровождали. Там уже были представители Черноморского флота России. Мы организовали несколько микроавтобусов, милицейское сопровождение. И в тот момент состоялся первый серьезный разговор на тему последовавших затем событий…
Вечером того же дня мы встретились с Константиновым на катке. Я попросил его прийти, и мы встретились. На площадке были Саблин, Малофеев и еще два интересных человека, которые тоже сопровождали Дары волхвов. Они непубличные, фамилии этих людей ни о чем не скажут. Могу лишь сказать, что они были с бородами и, вполне возможно, носили статус каких-то официальных лиц православной церкви. И вот тогда откровенно стоял разговор, готов ли Константинов в случае возникновения хаотической ситуации в Киеве на какие-то более резкие действия, связанные с автономностью Крыма, с меньшей зависимостью Крыма…
Оглядываясь назад, можно сказать, что однозначно очень серьезно аналитически была продумана вся эта операция. Здесь, в Москве, в Кремле кем-то была продумана. Я, конечно, впечатлен тем, как тонко были вычислены психотипы всех участников этого процесса и, самое главное, было понимание общественного мнения на полуострове. Если мы понимаем с вами, что все это имело определенную режиссуру… Единственное, что меня беспокоило, - что Крым станет непризнанной территорией со статусом, напоминающим статус Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Мы понимали, что это для нас путь в никуда и единственный шанс - это стать полноправным субъектом России. Именно эту проблему мы называли всем, с кем мы встречались. К счастью, мы получили понимание, что если все это произойдет и если крымчане поднимутся и готовы будут на такие действия, то их никто не даст в обиду, и что высока вероятность, если будет проведен референдум, а тогда в первый раз об этом начали говорить, то у всех этих процессов будет легитимное основание" (Рустам Темигралиев, первый заместитель председателя Совета министров Автономной республики Крым, в интервью Ведомостям 16.03.2015 г.): http://www.vedomosti.ru/politics/characters/2015/03/16/esli-eto-imelo-opredelennuyu-rezhissuru---rezhisseru-nuzhno-postavit-pyat-s-plyusom
Они написаны Островским,
Они прошли через райком,
Они лечились Кашпировским
И заряжались Чумаком,
Они оделись, словно в гости,
И вышли из своих хлевов,
Чтоб, тихо матерясь от злости,
Встать в очередь к Дарам волхвов.

Лев Апекушин.
Очень понравилось.
Этот разговор про "подделки" и "кощунства" звучит так, как будто бывают какие-то "настоящие" святыни.

Вообще, любовь мракобесов к вещам покойников, и к самим трупам всегда умиляла.

(Anonymous)

"В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломник» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени".

В принципе, можно было бы поверить в изначальное наличие этих "даров". И в их сохранение, даже в условиях хлева и спешной эмиграции (бегства) их владельцев в Египет и всех последующих перепитей. Также как и в перенесение этих "даров" - или их остатков/останков - триста лет спустя из Иерусалима Константинополь. И даже в их вИдение (или все-таки видЕние?) арх. Антонием.
Но во что невозможно по определению поверить, так это в то, что данные "дары" могли каким-то образом сохраниться в городе после крестоносного погрома Константинополя в 1204 г. Ребята-крестоносцы были уже тогда по-европейски деловыми. Это видно уже по решению грабануть не какой-то занюханный полухристианский Ершалаим, а первый город тогдашнего христианского мира - Константинополь. Грабили и громили по-европейски капитально, т.е. тащили практически всё что можно и что нельзя.
И чтобы просто так пройти мимо такой "святыни" и не грабануть ее?! Да ни в жисть не поверю!! Ведь это какой рыночный гешефт можно было бы потом сделать? Причем не отдавать "дары" в дар какому-то схизматическому Афону во вновь образованном Фесалоникийском королевстве Латинской империи. А (по)"дарить" их по возвращению в еуропы в какой-нибудь еуропейский истинно католический монастырь, желательно в домене владельца "дара". Заупокойные католические службы + католическое спасение души дарителю-грабителю были бы автоматом обеспечены без дополнительных денежно-земельных вкладов. И католическому монастырю тоже гигантский профит из-за немедленно и по-европейски масштабно организуемого паломничества.
очень хороший анализ! просто замечательный! искренне поддерживаю все выводы.
утягиваю к себе!

(Anonymous)

Несомненно, многие россияне впервые услышали о судьбе даров волхвов. Оказывается, они не были использованы Иисусом при жизни, по каким-то причинам не были использованы женщинами при приготовлении благовоний после его распятия, и даже сохранились до наших дней.
Журналистов остро интересовала проблема «вип-пропусков». Им ответил Сергей Рудов, руководитель оргкомитета по экспозиции Даров волхвов: «Это подделка». И в случае обнаружения торговли «вип-пропусками», в т.ч. через интернет, предложил: «Смело зовите милиционера».
Коллегу поддержал представитель комиссии при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь игумен Парамон (Голубка): «Я знаю очень многих чиновников, которые во время принесения Пояса Пресвятой Богородицы (в 2011 году) стояли в общей очереди и благодарили за то, что у них есть возможность постоять вместе с народом, так что не надо разделять чиновников и народ, никаких «вип-пропусков» не будет».
Кто, собственно, в прошлый раз разделил чиновников и народ, игумен не уточнил. Как и не назвал имен тех чиновников, которые очевидно имели возможность разделиться, но не разделились ради того, чтобы постоять с народом.

Не меньшую загадку задал представитель афонского монастыря святого Павла, где хранится христианская реликвия, иеромонах Евфимий. Он сообщил, что с ходатайством о принесении в пределы Русской Православной Церкви честных даров лично к патриарху обратился действующий министр правительства РФ, к тому же «всем известный». Тоже не назвав его имени.
Задачка не из легких. Министр «всем известный», несмотря на то, что афонские монахи не смотрят телевизор и не читают газет. Ладно, наша версия – министр культуры Мединский или министр спорта Мутко. И Якунин, хоть он и не министр. Их стиль.
http://www.russianrealty.ru/analytic/articles/rr/650322/
жидовские эксперты и Христа считают фальшивкой, а я Огнём с ГРОБА ГОСПОДНЯ ОМЫВАЮ ЛИЦО ИИ ВИЖУ ВСПОЛОХИ ВО ХРАМЕ И ОН НЕ ОБЖИГАЕТ И ЧУДЕС НЕВЕРОЯТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЯВЛЯЕТ ГОСПОДЬ, А ГЛАВНОЕ ЧУДО-ЭТО ТО, ЧТО ТЫ МЫ ЗНАЕМ ГОСПОДА, А ВЫ -ПОЕЛ, ПОСПАЛ И УМЕР -ЛОПУХ НА МОГИЛЕ ВЫРОС-хомячки несчастные....

(Anonymous)

У вас православие головного мозга, милейший

(Anonymous)

Интересно

(Anonymous)

Вы тут раскритиковали Алексея Лидова за его сомнительный пиар афонской реликвии, а не знаете, что другой «византинист» - филолог Дмитрий Афиногенов с кафедры византийской и новогреческой филологии МГУ, как поведала его жена в своём блоге, чуть не за год до привоза даров пытался поднять все доступные источники, вписать эту реликвию не только в религиозный, но и в научно‐исторический контекст, насколько это возможно, но увы :-)

(Anonymous)

Д.Е. Афиногенов вместе с филологом С.А. Ивановым работают на Фонд "Метрополи Бизанцио", президентом которого является Данилов Игорь Валерьевич, официальный представитель холдинга «Газпром-Медиа» в Италии: http://www.metropoli.pro/ru/consiglio.php
Так что без «Газпрома» в темной истории с «дарами» Афона не обошлось))))))
Недавно в адрес этой газпромовской структуры написал секретарь Национального Комитета византинистов РФ Михаил Вячеславович Грацианский:
«Национальный Комитет византинистов РФ хотел бы выразить сожаление о том, что учреждение первой в российской истории специальной научной премии по византинистике, объявленное Вашим Фондом, состоялось без предварительного уведомления и консультаций с Национальным Комитетом, владеющим полной информацией о состоянии дел и персональном составе российского византиноведения.
Также хотелось бы выразить сожаление о том, что Научный Совет фонда "Метрополи Бизанцио" также был составлен без консультаций с Национальным Комитетом византинистов РФ, из-за чего создается впечатление случайности подбора его основных членов. Хотя в Научный Совет Фонда и вошли некоторые известные отечественные и иностранные византинисты, однако они отнюдь не являются наиболее видными представителями данного научного направления в России и за рубежом. Это, по нашему мнению, умаляет авторитет учрежденной Вашим Фондом премии и не способствует более успешному осуществлению целей и задач Фонда».
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>