expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Ясли Рождества в катакомбах Сан Себастьяно


Оригинал взят у expertmus в Ясли Рождества в катакомбах Сан Себастьяно



Самым древним изображением на тему Рождества Христова в римских катакомбах ученые называют фреску в греческой капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению проф. Н.В. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина.

Изображение в аркосолии в катакомбах ап. Петра и св. Марцеллина, 1 пол. III в. (цветная акварель Вильперта, сделанная по его же фотографии в 1903 г.)

Первые неизвестные нам христианские художники изображают на фресках двух, иногда четырех волхвов, торжественно несущих свои священные дары Богомладенцу. В древнейших композициях рассматриваемого сюжета можно видеть Богомладенца, находящегося не в пеленах и лежащего в яслях, а сидящего на коленах Богоматери и принимающего волхвов. Встречается и одна фреска, которую отличает особая манера изображения: Богородица сидит на стуле без спинки, волхвы же - трое, - облаченные в восточные одежды, подносят свои дары не на блюдах, а в руках. В древнехристианской иконографии волхвы приносят иногда в  дар  Младенцу Христу золотые кольца и венки,  птичек, детские игрушки (как в катакомбах св. Марцеллина) и т. д.



Катакомбы Домициллы, 2 пол. IV в.

Большое количество разных надписей и фресок находится в широко известных катакомбах св. Севастиана, расположенных на древней Аппиевой дороге. В 1877 г. здесь было обнаружено едва сохранившееся изображение рождественских яслей: подобие доски с помещенным на ней Младенцом-Иисусом - в пеленах и с нимбом. Рядом с Ним можно видеть ослика и вола. Сама сцена Рождества Христова, считают итальянские ученые-археологи, отображена здесь «в эсхатологической перспективе Христа Спасителя», так как над этой евангельской сценой можно видеть мужской бюст с туникой и паллием, а также нимбом над головой. Римские исследователи видят в этом бюсте лик самого Спасителя.

В ватиканской газете «Оссерваторе Романо» 29.12.2011 г. появилась публикация, посвященная изображениям Рождества Христова в древности (L'Osservatore Romano. Il presepe nel complesso di San Sebastiano. MEMORIE DELLA Natività IN CATACOMBA, di Giovanni Carrù.- Venerdì, 30 dicembre 2011. Anno CLI n. 300 (45.945).

Самые ранние из них, дошедшие до нас, относятся к первой половине третьего столетия. Они связаны с римской культурой и с художественным творчеством погребального типа. Известны, например, фрески, украшающие нижнюю часть катакомб Прискиллы на улице Новая Салария. Они восходят к периоду между 230 и 260 годами и отображают сцену Рождества вместе с пророком Валаамом и Поклонением Волхвов. Эти иконографические свидетельства являются естественной изобразительной интерпретацией доктринальных дебатов, которые велись вокруг истинной натуры Иисуса и отношений между Ним и Отцом.



И если катакомбы на улице Салария изображают всю историю детства Спасителя, начиная от пророчества Мессии и заканчивая Поклонением Волхвов, то в других катакомбах некоторые незначительные фрагменты, почти разрушенные, трактуют эти темы весьма оригинально: например, в катакомбах Домитиллы и Свв. Петра и Марцеллина мы видим Царей с Востока, несущих дары Младенцу. Изображения царей раздваиваются, и их становится по два или по четыре – впрочем, это как раз соответствует евангельским рассказам, не уточняющим число мудрецов, пришедших поклониться Иисусу.

Кое-какие сюрпризы ожидают и посетителя катакомб Св. Себастиана на улице Аппия Антика (Catacombe di San Sebastiano). Эти катакомбы представляют собой древнейший погребальный палеохристианский комплекс, посвященный памяти всех Апостолов - где они почитаются в их совокупности. В него входит и базилика округлой формы, посвященная семьей Константиниди апостолам Петру и Павлу. Она включает в себя также обширные захоронения, обнаруженные с самого начала археологических исследований катакомб. В них мы находим большое количество надписей и фресок. На втором уровне катакомб римский археолог Де Росси обнаружил в 1877 году едва сохранившееся изображение Рождества на аркосолии. Многие пытались воспроизвести весь аркосолий, но безуспешно.


В феврале 1995 года Папская комиссия священной археологии предприняла попытки к сохранению фрески, и это ей удалось, но лишь частично. Однако восстановленные фрагменты вместе с зарисовками Де Росси позволяют увидеть три отдельных поля: на первом изображен Моисей, извлекающий воду из скалы, на втором – молящаяся фигура усопшей и в центре – Рождественские ясли. Хотя и с трудом, но состояние фрески позволяет нам рассмотреть как будто доску, на которую помещен Младенец в пеленах и с нимбом, а рядом – осла и вола. Над этой сценой возвышается мужской бюст с нимбом над головой, одетый в тунику и с паллием. В нем нетрудно узнать изображение Спасителя. Таким образом, Рождество отображено в эсхатологической перспективе Христа Спасителя.

Изображения Рождества Христова первыми христианами свидетельствуют о том, что верующие уже тогда с особым вниманием относились к событиям, описанным в «Евангелии детства», и изображали сцены как из канонических Писаний, так и из апокрифов, расширяя дивную и чарующую картину Адвента и Рождества.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Музей имени Андрея Рублева, лекторий, фрески
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments