Оригинал взят у expertmus в Ясли Рождества в катакомбах Сан Себастьяно
Самым древним изображением на тему Рождества Христова в римских катакомбах ученые называют фреску в греческой капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению проф. Н.В. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина.
Изображение в аркосолии в катакомбах ап. Петра и св. Марцеллина, 1 пол. III в. (цветная акварель Вильперта, сделанная по его же фотографии в 1903 г.)
Первые неизвестные нам христианские художники изображают на фресках двух, иногда четырех волхвов, торжественно несущих свои священные дары Богомладенцу. В древнейших композициях рассматриваемого сюжета можно видеть Богомладенца, находящегося не в пеленах и лежащего в яслях, а сидящего на коленах Богоматери и принимающего волхвов. Встречается и одна фреска, которую отличает особая манера изображения: Богородица сидит на стуле без спинки, волхвы же - трое, - облаченные в восточные одежды, подносят свои дары не на блюдах, а в руках. В древнехристианской иконографии волхвы приносят иногда в дар Младенцу Христу золотые кольца и венки, птичек, детские игрушки (как в катакомбах св. Марцеллина) и т. д.
Катакомбы Домициллы, 2 пол. IV в.
Большое количество разных надписей и фресок находится в широко известных катакомбах св. Севастиана, расположенных на древней Аппиевой дороге. В 1877 г. здесь было обнаружено едва сохранившееся изображение рождественских яслей: подобие доски с помещенным на ней Младенцом-Иисусом - в пеленах и с нимбом. Рядом с Ним можно видеть ослика и вола. Сама сцена Рождества Христова, считают итальянские ученые-археологи, отображена здесь «в эсхатологической перспективе Христа Спасителя», так как над этой евангельской сценой можно видеть мужской бюст с туникой и паллием, а также нимбом над головой. Римские исследователи видят в этом бюсте лик самого Спасителя.
Самые ранние из них, дошедшие до нас, относятся к первой половине третьего столетия. Они связаны с римской культурой и с художественным творчеством погребального типа. Известны, например, фрески, украшающие нижнюю часть катакомб Прискиллы на улице Новая Салария. Они восходят к периоду между 230 и 260 годами и отображают сцену Рождества вместе с пророком Валаамом и Поклонением Волхвов. Эти иконографические свидетельства являются естественной изобразительной интерпретацией доктринальных дебатов, которые велись вокруг истинной натуры Иисуса и отношений между Ним и Отцом.
И если катакомбы на улице Салария изображают всю историю детства Спасителя, начиная от пророчества Мессии и заканчивая Поклонением Волхвов, то в других катакомбах некоторые незначительные фрагменты, почти разрушенные, трактуют эти темы весьма оригинально: например, в катакомбах Домитиллы и Свв. Петра и Марцеллина мы видим Царей с Востока, несущих дары Младенцу. Изображения царей раздваиваются, и их становится по два или по четыре – впрочем, это как раз соответствует евангельским рассказам, не уточняющим число мудрецов, пришедших поклониться Иисусу.
Кое-какие сюрпризы ожидают и посетителя катакомб Св. Себастиана на улице Аппия Антика (Catacombe di San Sebastiano). Эти катакомбы представляют собой древнейший погребальный палеохристианский комплекс, посвященный памяти всех Апостолов - где они почитаются в их совокупности. В него входит и базилика округлой формы, посвященная семьей Константиниди апостолам Петру и Павлу. Она включает в себя также обширные захоронения, обнаруженные с самого начала археологических исследований катакомб. В них мы находим большое количество надписей и фресок. На втором уровне катакомб римский археолог Де Росси обнаружил в 1877 году едва сохранившееся изображение Рождества на аркосолии. Многие пытались воспроизвести весь аркосолий, но безуспешно.
В феврале 1995 года Папская комиссия священной археологии предприняла попытки к сохранению фрески, и это ей удалось, но лишь частично. Однако восстановленные фрагменты вместе с зарисовками Де Росси позволяют увидеть три отдельных поля: на первом изображен Моисей, извлекающий воду из скалы, на втором – молящаяся фигура усопшей и в центре – Рождественские ясли. Хотя и с трудом, но состояние фрески позволяет нам рассмотреть как будто доску, на которую помещен Младенец в пеленах и с нимбом, а рядом – осла и вола. Над этой сценой возвышается мужской бюст с нимбом над головой, одетый в тунику и с паллием. В нем нетрудно узнать изображение Спасителя. Таким образом, Рождество отображено в эсхатологической перспективе Христа Спасителя.
Изображения Рождества Христова первыми христианами свидетельствуют о том, что верующие уже тогда с особым вниманием относились к событиям, описанным в «Евангелии детства», и изображали сцены как из канонических Писаний, так и из апокрифов, расширяя дивную и чарующую картину Адвента и Рождества.