expertmus (expertmus) wrote,
expertmus
expertmus

Categories:

Чудотворная Абалакская икона Богоматери в энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись»

Оригинал взят у expertmus в Чудотворная Абалакская икона Богоматери в энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись»





По сообщению пресс-службы Курганской и Шадринской епархии, материал о чудотворной иконе Абалакской Божией Матери «Знамение» храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Куртамыш Курганской области издан в капитальном труде «Русская икона и религиозная живопись» под редакцией О.А. Платонова в 2011 г. Настоящее двухтомное издание является первой в нашей стране и мире энциклопедией русской иконы. Она содержит более 1000 статей и свыше 3000 цветных иллюстраций лучших русских икон и произведений религиозной живописи с древнейших времен до начала XXI в.:  http://rublev-museum.livejournal.com/205969.html#

http://t-l.ru/i/logo.gif


Тюмень. Икона Абалакской Божией Матери «Знамение», пропавшая в годы Гражданской войны, хранится в тайнике бывшего Знаменского монастыря в Тобольске. Об этом в интервью информационному агентству «Тюменская линия» сообщил писатель, историк, краевед Александр Петрушин. По его словам, основанием для такого утверждения являются архивные материалы заведенного в 1931 г. полномочным представительством ОГПУ по Уралу уголовного дела № 8654 «О поповско-кулацкой контрреволюционной повстанческой организации «Союз спасения России».

«Руководителем организации был архиепископ Пермский Иринарх Синеоков-Андреевский, который после гибели епископа Тобольского Гермогена до 1922 г. возглавлял Тобольскую епархию и размещался в Знаменском монастыре. Он был арестован в 1923 г. за сокрытие ценностей Тюменского монастыря, амнистирован и выслан за инакомыслие, - рассказал краевед. - Согласно архивным документам, на допросах в 1931 г. Иринарх рассказывал, что при встрече в адмиралом Колчаком в 1919 г. верховный правитель России посоветовал ему вывезти святыни и ценности из Тобольска. Что он и сделал: закопал мощи Иоанна Тобольского под кафедральным собором, серебряную раку из-под мощей вывезли по Иртышу и Оби в направлении Томска. Рака не найдена до настоящего времени». Александр Петрушин уточнил, что Знаменский монастырь в Тобольске имел сложную систему подземных ходов, двойных стен и потайных комнат. «В одном из таких тайников икону Богоматери Абалакской и спрятали. Я уверен, что икона «Знамение» не покидала Тобольск и откроется людям при капитальной реставрации родной обители. Вопрос остается открытым, потому что разговоры о реставрации монастыря идут, но реальных работ пока не видно», - уточнил он. Тюменский краевед отверг гипотезу о том, что один из наиболее почитаемых в Сибири образов пресвятой Богородицы находится в Австралии. «Есть предположения, что икону могли вывезти на север, но мои гипотезы основаны только на фактах и документах», - подытожил он.


Для справки: Абалакская икона Божией Матери (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) (празднование 27 ноября, 20 июля) - самая почитаемая в Сибири икона. Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. Абалакская икона Божией Матери (см. илл.) представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской: http://expertmus.livejournal.com/46225.html Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0´ 22,5 см, размер рамы 108 х 80 см.

В Сказании об иконе сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» 2 икон - Богоматери «Знамение» и прп. Марии Египетской и, «аки жива суща», свт. Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая. С благословения Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство Знаменского храма с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положившего начало Абалакскому Знаменскому мужскому монастырю, и была написана икона протодиак. тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы. Древнейшая редакция Сказания написана в 1641 г. при Тобольском архиеп.Герасиме (Кремлёве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике (РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530-543). Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. В сер. 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным свящ. Павлом Стефановым; при митр. Корнилии (1664-1677) создана новая редакция памятника - текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (всего ок. 130 чудес - последнее датируется 1675), записанными в окружении Тобольского архиерея. Особой службы А. и. нет. Архиеп. Корнилий в память о прекращении дождей по молитве перед Абалакской иконой учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) другой сибирской святыни – чудотворной Казанской (Тобольской) иконы в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и, конечно, в Зауралье. Будучи в заточении в Тобольске Семья Царственных Мучеников молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике Царя-Мученика на праздник Рождества Христова: «После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря»... Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Известно, что у Абалакской иконы молились каждый в свое время старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие. По некоторым сведениям, в 1919 г., опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, еп. Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП (см. илл.). Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937).

В 2009 г. тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона, датируемая концом 17-началом 18 веков. В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX в. монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.

Литература: Записки к Сибирской истории // ДРВ. М., 1788. Т. 3. С. 157-159; Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.); Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Каз., 1848; Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849; Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нее, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. Тобольск, 18886; Алексинский Д., свящ. Краткое сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нее, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900; Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские ЕВ. 1902. № 24. С. 447-464; Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою: Ее список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Серг. П., 1909; Поселянин Е. Богоматерь. С. 735-739, 744-745; Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913; СККДР. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317-318; Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосиб., 1973. С. 139-140; Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. № 7. С. 35; Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.




© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: иконопись, лекторий, святыня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments