- фактически под таким лозунгом проходит реорганизация Музея имени Андрея Рублева
В весьма незавидном положении оказался хорошо известный в стране и за рубежом Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Пути развития музея и его перспективы в течение нескольких лет были предметом споров.
Директор Г.В. Попов и его окружение полагали, что музеи - учреждение светское и поэтому он должен быть максимально открытым.
Люди, равнодушные к православию по определению, не смогут стать полноценными хранителями православных святынь, являющихся основой коллекции музея, считают оппоненты директора.
Для справки: в 1947 году на базе Андроньевского монастыря с целью сохранении церковного художественного наследии Древней Руси был основан музей древнерусского искусства. Его собрание состоит исключительно из икон, литургических предметов и других святынь Православной Церкви.
В 1987 году, когда стало ясно, что музей перерос рамки рядового культурно-просветительного учреждении, он был преобразован в Центральный музеи древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сама логика развития музея дала повод надеяться на то, что вскоре он станет Центром православной культуры и искусства, этаким заповедником истиннорусской традиции
Но надежды надеждами, а решает все в конечном итоге власть, даже такая небольшая, как у директора музея Геннадия Попова. Для осуществления своей цели - обустроить музей по-своему - он начинает реорганизацию, а по сути расправу с инакомыслящими, «маргиналами» (так руководство обозначило сторонников Православной Церкви). В результате пострадал весь коллектив музея, уволенный в полном составе в декабре 1999 года согласно приказу № 192.
Геннадий Попов считает себя победителем, и формально он прав: каким будет музей в будущем, ужо определено Уставом. Правда, Устав этот, утвержденный заместителем министра Министерства культуры в 1997 году, не может быть «правомочнее» ранее действовавшего Положения, утвержденного в 1994 году главой тогдашнего правительства В.С.Черномырдиным. Согласно «черномырдинскому» Положению задачей музея являлось «хранение и собирание ценностей православной художественной культуры и искусства». Поправки, внесенные в Устав, грозят превратить уважаемое заведение в ординарный музей.
Что конкретно изменится после осуществления замыслов Попова? Кроме воскресной школы, музей может потерять целые направления - древнерусское градостроительство, исторический и археологический секторы.
Также вызывает нарекания коллектива и неоднозначное поведение директора. Без должной проверки и в полной тайне от коллектива Г.В. Попов отдает пять ценнейших икон XVI-XVIII веков частному лицу - С.И. Григорьянцу, хотя последний не представил фактов, неоспоримо доказывающих принадлежность ему икон. Естественно, что коллектив возмутился – судебная тяжба с Григорьянцем длится до сих пор.
Чтобы привлечь внимание к конфликту вокруг музея имени Андрея Рублева, «оппозиция» шлет письма в различные инстанции: в Министерство культуры, в правительство. Вице-премьер Валентина Матвиенко еще в конце прошлого года отреагировала - дала поручение тогдашнему министру культуры Владимиру Егорову изучить неблагополучную ситуацию в музее и принять соответствующие меры. Ведь в том, что сейчас музей находится на грани выживания, большая «заслуга» именно Министерства культуры. Но Егоров уже не успел распутать тугой узел противоречий - его сменил на посту министра Михаил Швыдкой. Его позиции по поводу музея однозначна - сделать его полностью светским.
Что будет с музеем дальше - неизвестно, но в силах общественности не допустить, чтобы уголок духовности, бережно сохраненный в монастыре на высоком берегу Яузы, не пропал в нынешнем безвременье.
Александр Геннадьевич Степанов
Ведомости. 2000 г.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →