?

Log in

No account? Create an account
собор

13/26 июня – память прп. Андроника († 1373), духовника прп. Андрея Рублева († 1428)

Оригинал взят у expertmus в НАЧАЛО АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ (по списку РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698)



Освящение Спасского собора митрополитом Алексием. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.

Тропарь Андронику Московскому, глас 1:

Безмолвие от юности возлюбив, / на гору Маковец пришел еси, Андрониче блаженне, / обитель общаго жития устроил еси в земнем граде Москве, / во обители Небеснаго града ныне ликовствуеши, / молися Христу Богу // спастися душам нашим.

Тропарь Андронику и Савве Московским, глас 8:

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение // и душам нашим велию милость.

Тропарь Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Черному, Андрею Рублеву, глас 2:

Плоды добродетелей на земли принесше, / преподобнии отцы, / в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, / и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, / Юже дерзновенно молите // спастися душам нашим.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 3:

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве// и о всех, почитающих честную память вашу.

Молитва преподобным отцам Андронику и Савве Московским:

О всехвальная и досточудная двоице, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво! Услышите моление сие наше, утолите печали наша и болезни наша исцелите; веруем бо и уповаем, яко вся потребная нам всегда даруете; ведите убо преславнии, яко ладия души нашея мала есть, море же бурно и велико зело. Темже вопием вам: услышите нас преподобнии, и помозите нам многомятежное море жития сего прейти и брега пристанища тихаго достигнути, да сподобимся насладитися безсмертнаго жития и в радости и веселии со ангелы и всеми святыми воспевати и превозносити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



26 июня н.ст. в день кончины преподобного Андроника Московского († 1373), духовника прп. Андрея Рублева († 1428), его память особо отмечается в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (с 1946), а после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет прп. Андроника Московского в числе наиболее чтимых русских святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558). В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону (Курцову), некоторое время находившемуся в ссылке в Спасо-Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым упоминается прп. Андроник Московский (РГБ. МДА. № 77; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2. С. 333). В 1981 г. имя прп. Андроника Московского было включено в Собор Радонежских святых 6/19 июля, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Основные сведения о прп. Андронике Московском содержатся в Житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в Житии свт. Алексия, составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ о прп. Андронике Московском помещен в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова) редакции Жития прп. Сергия. В ней говорится, что прп. Андроник Московский, как и прп. Сергий Радонежский, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Андроник Московский любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник был в послушании 10 лет), прп. Андроник Московский. решил основать свой монастырь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву Андроника для создания новой обители р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля.

«Потреба же есть и се сказати о съставлении монастырей от ученикъ блаженаго, въ предводящее слово скажет; прежде начнѣм о ученицѣ его, преподобнѣмь Андроникѣ именем. Сий бо бяше града и отечьства святого Сергиа; и убо юнъ сый възрастом, прииде къ блаженному отцу в монастырь, иночьскаго житиа сподобляется от него. И многа лѣта пребывъ у него въ съвръшеномъ послушании, всякыми добродѣтелными украшенъ сый. Тѣмъ и святый зѣло любляше его ради добраго его произволениа и цвѣтущих в немь добродѣтелий; и моляше Бога о нем отець, еже съвръшити ему доброе течение. И по многых лѣтех сьй убо чюдный мужь Андроникъ, желаниемь побѣжаемь еже обитель сътворити и общежитие в ней съставити, и сиа помышляа въ умѣ своемь, и на Бога възлагааше, глаголя: «Аще будет угодно Богу се, может и на дѣло произвести».

И сиа убо тако помышляющу ему, прииде же нѣкогда къ преподобному Сергию Алексие митрополит въ обитель посѣщениа ради: имяше бо всегда любовь къ святому премногу и съузъ духовны, о всем съвѣтъ творяше с ним. И тако бесѣдующема има к себѣ, и прииде до сего митрополит, рече къ святому: «Възлюбленне! Едино хощу просити у тебе благодѣтельство, яко да дарует ми духовнаа ти любовь». Старець же къ архиерѣю отвѣща: «Святый владыко! В руку твою вси есмы, и ничтоже възбранено святыни ти». Архиепископъ же рече: «Хощу бо, аще ми Богъ поможет, начати и устроити монастырь. Случи бо ся нѣкогда, пловущим намь от Коньстянтиня града къ Рускым странам, къ своей митрополии, вѣтру же велию бывшу в мори, яко и кораблю съкрушатися от зѣлнаго влънениа. И всѣмь смертию яростнѣ претящи, и вси иже в корабли начаша молити Бога. С ними же и аз в нужди зѣлнѣ тако же начях всесилнаго молити Бога, яко да избавит ны належащаа скръби; и обѣт свой дах Богу: вънже день доправит Господь въ пристанище котораго святого, въ то имя създати церковь. И от того часа преста море от влънениа своего и в тишину велию преложися, и достигохомь въ пристанище месяца августа 16. И хощу исплънити обѣт свой: церковь поставити въ имя Нерукотворенаго Образа Господа нашего Исуса Христа, и устроити хощу монастырь, и съставити благодатию Христовою обьщежитие. И прошю от твоеа любве, да даси ми възлюбленнаго ти ученика и мнѣ желаема Андроника».

Святый же прошениа святителя не преслуша, вдасть ему Андроника. Митрополит же вдавъ милостыню доволну в монастырь, и отиде, поим Андронника съ собою. И обрѣте мѣсто благоугодно къ строению монастырьскому на рецѣ Яузѣ. Первѣе създана бысть церкви в лѣпоту во имя великаго Господа Спаса нашего Исуса Христа честнаго его Образа Нерукотворенаго. И ту чюднѣ украси и честную икону образа Христова, юже сам принесе от Констянтиня града, чюдну и златом украшену въ церкви постави, еже и донынѣ стоит благодатию Христовою. Вручив же старѣйшинство предреченному Андронику, и вся елика на потребу монастырьскаго строениа дарова ему; и тако общежитие съставляется. По малѣ же времени прииде святый Сергие видѣти строение ученика своего на оно мѣсто, и видѣвъ, похвали и благослови, глаголя: «Господи, призри с небесе, и виждь, и посѣти мѣсто сие, егоже благослови — изволи създатися въ славу святого ти имени». И поучивъ о плъзѣ, и пакы възвратися въ свою лавру.

И тако повсюду исхождаше слава велиа о чюдномь Андроникѣ строении, яко многым къ нему сътицатися. Он же вся добрѣ управляа, и елико стадо множашеся, толико подвигом болшим онъ приимашеся, въздръжанию зѣлному прилежа, и всенощному бдѣнию, посту же и молитвѣ. И кто исповѣсть, елика онъ добрый муж собою исправи? Коегождо бо яко отець наказуя и обще съглашение творя; запрещаше же и моля, въставляа на невидимыа врагы и тяготы всѣх нося: бяше бо образомь кротокъ, такова бо учителя кротка благоразумный ученикь. Братству же умножающуся премногу, и бысть монастырь великъ, славенъ благодатию Божиею и строением добродѣтелна мужа Андроника. И тако благоугоднѣ поживе лѣта доволна и върученное Богомь стадо ему добрѣ успасъ, разумѣвъ еже къ Господу свое исхождение, и вручаеть паству своему ученику, Савѣ именем, въ добродѣтелехь зѣло сиающу. И наказавъ о плъзѣ, къ Господу отиде, егоже от младенства възлюби, месяца июля въ 13.

Такоже и сей преподобный отець нашь великый в добродѣтелехъ Сава съдръжаше преданую ему паству въ благочестии, и чистотѣ, и въ святости мнозѣ. И от великодръжавных князей, и въ вся страны всѣми почитаем бысть ради великих его добродѣтелий и чюднаго и изряднаго его житиа. И наипаче умножися стадо его добродѣтелных мужей, великых, честных, от нихже мнози произведени бывша въ честнаа мѣста на игуменьства, ови же и на епископьства. И тако многолѣтнѣ и богоугоднѣ благочьстнѣ поживъ, к Господу отходит, еже по смерти и чюдеса показавъ. От сих едино явлено скажемь: нѣкый бо от ученикь его, егоже мнози свѣдят в наша лѣта, священноинокъ именем Ефрѣмь, от бѣса блуднаго страстию борим бѣ. И вѣрою влекомь, притече къ гробу преподобнаго Савы, и призывает отца, да поможет ему злѣ страждущу; и скоро тьй час получи исцѣлѣниа.

По времени же въ оной обители бывшу игумену Александру, ученику предпомянутаго игумена Савы, мужу добродѣтелну, мудру, изрядну зѣло, и такоже и другому старцу его, именем Андрѣю, иконописцу преизрядну всѣх превъсходящу въ мудрости зѣлнѣ, и сѣдины чьстны имѣя, и прочии мнози. Сима добре строящима обитель, благодатию Христовою и Богу помагающу. Създаста въ обители своей церковь камену зѣло красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих, еже и донынѣ всѣми узрится, въ славу Христу Богу. И сиа тако симь чюдным приснопоминаемым мужем устроившим, и богоугодно поживше, къ Господу отидоша, къ обители отець своих, и съ ними да сподобит ихь обещником быти памяти их и небеснаго царьствиа. Сиа же до здѣ».

Для справки: Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) - мужской монастырь на левом берегу р. Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием, как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена - Андрони́ка, ученика преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. Спасский собор монастыря - древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов.

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 г. Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному. Как было установлено О.Г. Ульяновым, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.), которая стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря. Поэтому современная датировка основания Андроникова монастыря  митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год. Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия, и позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского - Андрони́к († 1373; память - 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся святой кладезь, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

После пожара 1367/1368 гг., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. В интерьере собора уцелели фрагменты фресок, выполненных весной 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря и скончался в нем 17 октября (30 октября по н.ст.) 1428 года во время морового поветрия.

См. подробнее: Андроников монастырь – Википедия: http://expertmus.livejournal.com/20242.html

По свидетельству Жития свт. Алексия, прп. Андроник Московский стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание Андроникова монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время прп. Андронику было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следовательно, примерным временем рождения прп. Андроника Московского является кон. 20-х гг. XIV в.

В Спасо- Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав. Через некоторое время прп. Сергий Радонежский навестил своего ученика ок. 1365 г. и благословил новоустроенную обитель. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского).

Будучи игуменом, прп. Андроник Московский жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. О прп. Андронике в агиографических источниках отдельно подчеркивается, что он «любляше зело безмолвие и молчание»: http://rublev-museum.livejournal.com/2109.html

Предузнав свое преставление к Богу, прп. Андроник Московский вручил паству своему ученику прп. Савве. Во 2-й редакции жития прп. Сергия Радонежского (по классификации Тихонравова) указан день преставления прп. Андроника Московского - 13 июня (Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 2. С. 64). В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. отмечено, что прп. Андроник Московский скончался 13 июня 1373 г. (РГБ. МДА. № 203. Л. 264).



Вероятнее всего, именно пребывание прп. Андрея Рублева в великокняжеско-митрополичьем Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где он нес послушание со времени своего духовного отца - прп. Андроника (= 1373), предопределило его участие по благословению митрополита Киприана в создании иконостасов для великокняжеских храмов. Первое упоминание о прп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о росписи им Спасского собора Андроникова монастыря («подписаниемъ чюдным своими роуками оукрасиша в память отецъ своих») было помещено в III-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, выполненной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., одновременно с указанием на особые заслуги в построении Троицкого собора («его рука прострена къ строению паче всех бяше») кн. Юрия Звенигородского, духовным отцом которого назван преп. Сергий («иже великодержавный бе и, хвалам достойный и просвещения сподоблен от святаго христолюбивое чадо его» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853. Л. 285 об.). Контекст житийного источника позволяет датировать постриг преп. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре до преставления преп. Андроника (= 1373). Из этого следует, что рождение великого иконописца пришлось на конец 40-х гг. XIV в.

См. подробнее: Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры: Новые открытия: ежегодник. 1995; Научный совет РАН "История мировой культуры". М., 1996. С. 181-192: http://www.fennecfox.archeologia.ru/Library/Book/4ea59831c8d8/Info



Напомним читателям, что у нас в Музее имени Андрея Рублева (ЦМиАР) еще в 1993 г. в раскопе под св. престолом Спасского собора Андроникова монастыря, получившего наименование в память о его основателе прп. Андронике († 1373, память 26 июня н.ст.), ученике прп. Сергия Радонежского, заведующий сектором церковной археологии ЦМИАР проф. О.Г. Ульянов обнаружил неизвестное захоронение, которое группа лиц из Московской Патриархии захотела выдать за … могилу прп. Андрея Рублева! Об этом сенсационном открытии его автор, научный руководитель раскопок проф. Олег Германович Ульянов (см. фото), незамедлительно поставил в известность Святейшего Патриарха Алексия в письме дирекции нашего Музея от 12.03.1993 г. (исх. № 50-01/08). Научный отчет проф. О.Г. Ульянова с атрибуцией обнаруженного под св. престолом Спасского собора захоронения как честных мощей прп. Андроника, которые чудесным образом были обретены 9 марта 1993 г., на праздник Первого (IV) и второго (452) обретения главы Иоанна Предтечи, был заслушан 5 мая 1993 г. на заседании сектора археологии Москвы Института археологии РАН, а также на расширенном заседании Научно-методического совета Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева 26 июня 1995 г.

Всё в мире взаимосвязано непостижимым образом. Вот и тихой Спасо-Андрониковой обители, где располагается Музей имени Андрея Рублева, промыслом Божиим было суждено попасть в скорбную летопись кровавых событий октября 1993 г.: http://expertmus.livejournal.com/47950.html

Как только турецкие строители в спешке «зачистили» Белый дом после бойни, Виктор Черномырдин пригласил Патриарха Алексия освятить отремонтированное здание. Но Святейший, выехав 4.01. 1994 г. по приглашению премьера, вдруг неожиданно повернул к нам в монастырь, чтобы посетить уникальный раскоп в алтаре древнейшего Спасского собора. Поклонившись недавно обретенным мощам, Патриарх Алексий уверенно произнес: «Это без сомнения святые угодники Божии!». См. редкое фото, которое впервые опубликовал наш коллега научный руководитель раскопок Олег Германович Ульянов в своей статье: Ульянов О.Г. «…От твоих могил не отрекусь» // Московский журнал. № 11. М., 1997. С. 44-47.



Святейший Патриарх Алексий на раскопках в Спасском соборе.  Эксклюзивное фото 4 января 1994 года

Кроме того, Патриарх тогда благословил извлечь деревянную колоду прп. Андроника из раскопа и восстановить ее для поклонения верующих, однако ни духовенство, ни администрация ЦМиАР до сих пор не выполнили патриаршего благословения.

См. подробнее статью акад. Г.Я. Мокеева «КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРП, АНДРЕЯ РУБЛЕВА», а также Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева.

Ни 31 марта 2010 г., в ходе своего первого посещения Спасо-Андроникова монастыря, ни 29 августа 2010 г. на лжеюбилее, устроенном администрацией ЦМиАР, патриарх Кирилл даже не ставил вопроса, почему допущена многолетняя волокита с честными мощами основателей Спасо-Андроникова монастыря: http://expertmus.livejournal.com/58508.html?thread=380044#t380044

Более того, после богослужения в Спасском соборе 29 августа 2010 г. по случаю лжеюбилеев патриарх Кирилл устроил торжественный приём тогдашнего министра культуры и сопровождавших его лиц в новой постройке, спешно возведённой на заповедной территории Спасо-Андроникова монастыря, прямо на месте старинных захоронений (см. фото), так что было выворочено, например, надгробие младенца Николая, почившего о Господе в 1880 г., а его прах был варварски разнесен и выброшен в коробку с надписью «останки»: http://expertmus.livejournal.com/58508.html

Вскоре после этого прямо на кладбище (!) древнейшего Спасо-Андроникова монастыря в Москве начал функционировать частный кабак с кощунственным названием «Хлебный домъ в Андрониках»: http://expertmus.livejournal.com/66306.html На его сайте, а также на сайте директора ЦМиАР Геннадия Попова теперь красуется реклама, что «ресторан, где в атмосфере подлинной старины  древнерусской культуры и искусства можно отведать яства исконно русской кухни», был открыт «в недавно отстроенной по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла трапезной» … Вот так, вместо должного почитания св. мощей основателя Спасо-Андроникова монастыря при попустительстве священноначалия РПЦ над ними было устроено кощунственное глумление, а память самого прп. Андроника Московского подвергнута ныне директором ЦМиАР Геннадием Поповым и его сыном Федором Рындиным публичному осмеянию!

См. также по данной теме:

П.Д. Барановский. ПАМЯТНИКИ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ РУБЛЕВА (1947)

Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»:

http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_9555.html

Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева

Провокация вокруг могилы прп. Андрея Рублева  

"Новое средневековье" (навстречу визиту Патриарха в Андроников): http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Андроников: зло в обители и пир на костях: http://expertmus.livejournal.com/58284.html

Большая ложь в маленькой обители: http://expertmus.livejournal.com/58508.html

Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского: http://expertmus.livejournal.com/25970.html

Волокита в Иваново вокруг находки мощей напомнила о скандале в Андрониковом монастыре Москвы: http://rublev-museum.livejournal.com/326653.html

Дополнительные подробности см. по нижеприведенным ссылкам: http://expertmus.livejournal.com/56533.html
http://expertmus.livejournal.com/61853.html
http://community.livejournal.com/rublev_museum/6236.html


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Comments