6 июня 2013 г. заключительным заседанием в Мироваренной палате Патриаршего дворца и Государственной Оружейной палате Московского Кремля завершила свою работу XX Всероссийская научная сессия византинистов РФ. Тема сессии - «Византия и византийское наследие в России и в мире». Сессия была организована совместными усилиями Национального комитета византинистов РФ, Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственного историко-культурным музея-заповедника «Московский Кремль». В работе сессии приняли участие свыше 130 докладчиков из России, Украины, Грузии, Армении и др. стран СНГ, а также Сербии, что свидетельствует как об интересе к данному мероприятию среди научного сообщества в России и ближнем зарубежье, так и о росте интереса к византийской истории за пределами академических и университетских кругов.
В первый день работы XX Всероссийской научной сессии византинистов России 3 июня 2013 г. проходило пленарное заседание в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова, на котором выступили со словами приветствия в адрес участников сессии: декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Национального комитета византинистов РФ, доктор исторических наук, академик РАН Сергей Павлович Карпов и доктор исторических наук, академик РАН Владимир Степанович Мясников - от Отделения историко-филологических наук РАН. Краткое сообщение о регламенте проведения сессии сделал секретарь Национального комитета византинистов РФ к.и.н. Михаил Вячеславович Грацианский, ведущий научный сотрудник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
После приветственных слов на пленарном заседании наступило время научных докладов. Доклад «О значимости византийского фактора в истории России» зачитал член-корреспондент РАН, заместитель председателя Национального комитета византинистов РФ Игорь Павлович Медведев. Русским путям византийской Палестины был посвящен доклад д.и.н., проф. М.В. Бибикова. Д.ф.н., проф. К.А. Максимович предложил обзор по исследованию и новому изданию договоров Руси с Византией X века. О борьбе западных и восточных тенденций в Византии в ранний период сообщила д.и.н., проф. А.А. Чекалова. Изменению стиля византийского искусства в VI-VII вв. было посвящено выступление д.иск., проф. О.С. Поповой. К вопросу о функционировании византийских регалий в Киевской Руси обратился в своем сообщении д.и.н., проф. В.П. Степаненко.
Наш коллега заведующий Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева проф. Олег Германович Ульянов, действительный член ICMAC и Фонда греческих исследований в Москве, сделал доклад «Imago Novae urbis Romae при дворе государя Ивана III: от политической концепции к столичной репрезентации» (см. фото). См. подробнее: http://www.academia.edu/3637679/Imago_Novae_urbis_Romae_III_
В заключительной части пленарного были также зачитаны доклады: «Проект экспертной системы «Византийское право и акты» (к.и.н. Ю.Я. Вин), «Европейский миф о Византии и вопрос о византийско-российском континуитете» (к.и.н. А.С. Козлов), «Киевская Русь и Византия в свете сфрагистики» (к.и.н. А.А. Алфёров), «Византийские традиции в древнерусском лицевом шитье» (к.иск. В.Б. Казарина), «Византийские монеты в денежном обращении и культуре Руси» (с.н.с. Государственного Эрмитажа В.В. Гурулева), «Византинизм как основная парадигма русского политического дискурса (к.ф.н. В.В. Петрунин).
Научная программа сессии включала работу 12 секций:
«ВИЗАНТИЯ БЕЗ ГРАНИЦ»
«ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА РУСИ И В РОССИИ»
«АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»
«ВИЗАНТИЯ И ЗАПАД»
«КНИГИ И ТЕКСТЫ»
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЯ»
«ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ»
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ»
«ВНУТРЕННЯЯ ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ»
«ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ»
«ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
«ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ»
В последний день работы 6 июня 2013 г. заседание сессии прошло в Мироваренной палате Патриаршего дворца и Государственной Оружейной палате Московского Кремля. К сессии была приурочена выставка «Москва и Византия: от предметов искусства к политическим идеям», подготовленная сотрудниками Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Открытие выставки «Византийские древности» состоялось в вестибюле Оружейной палаты. На выставке представлено всего около 30 экспонатов из т.н. «византийской коллекции» Московского Кремля - иконы, кресты, рукописи, оружие, золотые монеты. По словам директора музея-заповедника Елены Гагариной, многие особо почитаемые предметы христианского культа были переданы московским государям после того, как возникла идея Москвы как Третьего Рима, преемницы Византии: «Был провозглашен девиз, который продвигали Иван III и Иван Грозный - "Москва - третий Рим", когда Россия стала себя позиционировать духовной преемницей византийской культуры и православной религии».
Напомним, что XX Всероссийская научная сессия византинистов РФ состоялась в год 560-летия падения Константинополя. 29 мая 1453 г. после двухмесячной осады в Город ворвались войска султана Мехмеда II эль-Фатиха (осм. محمد ثانى - Mehmed-i sânî, محمد الفاتح - Mehmed ül-Fâtih, тур. İkinci Mehmet, Fatih Sultan Mehmet). Император ромеев Константин XI Драгаш Палеолог, обратившись к защитникам византийской столицы, произнёс речь, которую Э. Гиббон назвал «эпитафией Римской империи». Последние сохранившиеся в истории слова последнего императора Византии были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя императорские регалии, Константин бросился в бой как простой воин и был убит. Достоверных сведений о судьбе его останков нет. Сфрандзи пишет, что уже после того, как закончился штурм и Город был взят, тело императора Константина XI Палеолога сумели найти и опознать лишь по царским сапогам с орлами, которые тот носил. Султан Мехмед, узнав об этом, приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями (Сфрандизи. «Большая Хроника» 3; 9). По другим источникам, голова убитого Константина была водружена на колонну на форуме Августа (Дука).
Тем не менее, до наших дней греки сохранили поверье, что последний император Византии Константин XI Палеолог вовсе не погиб во время падения Константинополя в 1453 г., а чудесным образом скрылся в неизвестном месте и однажды явится, чтобы отбить Константинополь у турок, и в Святой Софии вновь будет служиться Божественная Литургия. Этим народным чаяниям композитор Стаматис Спанудакис посвятил гимн «Придет, как молния» [текст и перевод], в который поэтически вписал греческое предание о последнем императоре ромеев Константине Драгаше (исполняется на open-air возле афинского Акрополя!).
Θά 'ρθεις σαν αστραπή
θά' χει η χώρα γιορτή
θάλασσα γη και ουρανός
στο δικό σου φως.
Θα ντυθώ στα λευκά
να σ' αγγίξω ξανά
φως εσύ και καρδιά μου εγώ
πόσο σ' αγαπώ.
Βασιλεύς Βασιλέων, Βασιλεί Βοήθει,
έλεος, έλεος Επουράνιε Θεέ
Κωνσταντίνος Δραγάτσης Παλαιολόγος,
έλεω Θεού Αυτοκράτωρ των Ρωμαίων.
Στην πύλη του αγίου Ρωμανού,
καβαλικά την φάρα του την ασπροποδαράτην,
Τέσσερα Βήτα, έλεος, έλεος, Μαρμαράς,
Βόσπορος και Μαύρη Τρίτη
Φρίξον ήλιε, στέναξον γη,
Εάλω ή πόλη, Εάλω η πόλη
Βασιλεύουσα, πύλη χρυσή
κι ο πορφυρογέννητος στην κόκκινη μηλιά.
Η πόλη ήταν το σπαθί, η πόλη το κοντάρι,
η πόλη ήταν το κλειδί της Ρωμανίας όλης
Σώπασε Κυρά Δέσποινα και μην πολυδακρύζεις,
πάλι με χρόνια με καιρούς, πάλι δικά Σου θά ναι.
Στην πύλη του αγίου Ρωμανού
έφυγες για αλλού
κι άγγελος θα σε φέρει εδώ
στον σωστό καιρό.
Μες την Άγια Σοφιά
θα βρεθούμε ξανά λειτουργία μελλοντική
οι Έλληνες μαζί
Ты придешь как молния
Будет у страны праздник,
Море, земля и небо
В твоем свете
Я оденусь в белое,
Чтобы тебя коснуться снова,
Свет ты и, сердце мое, я
Как тебя люблю!
Царь царей, Царю помоги,
Милосердие, милосердие, Небесный Бог
Константин Драгаш Палеолог,
Милостью Божией Автократор Ромеев
В ворота святого Романа,
Верхом на кобыле своей белоногой
Четыре беты, милосердие, милосердие, Мармарас,
Босфор и Черный Вторник
Задрожи, солнце, застони, земля
Пал Город, пал Город
Царствующий, ворота золотые
И Багрянородный у Красной Яблони
Город был саблей, Город копье,
Город был ключом Романии всей
Замолчи, Богородица и не многоплачь,
Снова с годами, со временами, снова Твоим будет.
В ворота святого Романа
Ты ушла в другое место
И ангел тебя принесет сюда
В правильное время.
В Святой Софии
Мы встретимся снова на литургии грядущей
Греки вместе
Нельзя не отметить, что годовщина победы над Византией была широко отмечена в Турции рядом приемов и торжественных мероприятий. Причем накануне годовщины в мировой кинопрокат был выпущен фильм «Фатих 1453: открытие Константинополя», который имеет самый большой бюджет за всю историю турецкого кинематографа $17 млн., из которых $12 млн. было потрачено на съемки батальных сцен. Фильм снимался в течение трех лет. Картина подробно рассказывает с турецкой точки зрения о захвате турками Константинополя во время правления султана Мухаммеда (Мехмеда) II, прозванного Фатихом (Открыватель, Завоеватель) и насыщена спецэффектами, особенно в батальных сценах. В финальной сцене картины султан входит в собор Святой Софии, где в ожидании смерти православные верующие молятся о спасении. Мехмет берет на руки ромейского ребенка и целует его, демонстрируя, что не намерен больше воевать…
Выход на экраны этого блокбастера назвали в Турции «важным политическим событием». По мнению видных турецких экспертов, фильм появился вовремя, потому что пришло время пересмотреть традиционный взгляд на историю, так как завоевание Константинополя было прогрессивным событием, о чем «сознательно» умалчивают европейские историки. «Взятие Константинополя было важной символической победой для нашего народа. Османцы уже давно контролировали многие бывшие византийские земли, и на протяжении почти двух веков предпринимали попытки захватить Константинополь. Завоеванный в итоге султаном город не был таким уж богатым, хотя европейцы до сих пор об этом твердят. Все величие Византии и ее сказочные богатства исчезли после того, как в XIII веке город разграбили участники Четвертого Крестового похода. Даже Папа Римский получил свою долю добычи. К середине XV века в Константинополе проживало всего 50 000 против миллионного населения византийской столицы в XI веке. Последний византийский император Константин XI имел только 30 кораблей и около 10 000 солдат. Более половины из них были иностранными наемниками, не все из них хотели защищать город до последней капли крови. Османцы выступили в роли спасителей раздираемой религиозными распрями Византийской империи, принесли на эти земли спокойствие, экономическую стабильность, процветание, мир», - утверждает стамбульский кинокритик Еркен Гюрсой.
А 29 мая 2013 г. - в годовщину завоевания Византийской империи османами в 1453 г. - премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в закладке фундамента нового автодорожного моста через пролив Босфор в Стамбуле. В своей речи на этой церемонии Эрдоган назвал время христианских императоров в Византии «темной главой» в истории. По мнению консервативного турецкого премьера, в XV в. после завоевания Константинополя мусульманами наступило «время Просвещения». «И сегодня мы продолжаем писать историю»,- заявил Эрдоган во время церемонии. По странному стечению обстоятельств, слова Эрдогана оказались пророческими, и с 31 мая вся Турция охвачена антиправительственными протестами, которые не стихают по сей день …
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.