You are viewing expertmus

Пояс Богородицы: вся история без купюр



Тропарь Положению честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, /
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати //
и душам нашим велию милость
.


Согласно преданию, отраженному в Минологии императора Василия II, датируемом X в. (PG 117. Col. 613), великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью после Ее Успения (см. фото), была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого, Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος): http://expertmus.livejournal.com/19604.html



Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Известно даже, что императрица Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя (Скабалланович М. Успение Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916 (Христианские праздники. Кн. 6). С. 85-86). В честь Ея августа Пульхерия, по сведениям Феодора Чтеца (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 102), воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т.ч. Халкопратийскую церковь, куда был вложен ковчег с честным Поясом Пресвятой Богородицы и «божественное Ея млеко» (Nicephorus Historia Ecclesiastica // PG 146. Col. 1061A4-B2). Строительство этой церкви тяготеет по времени к основанию во дворце Дафна в 429 г. церкви св. Стефана, куда императрица Пульхерия  поместила десницу св. Иоанна Предтечи, привезенную ею из Иерусалима, согласно сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592): http://expertmus.livejournal.com/58663.html

История появления этого храма приведена у византийского автора Кодина, который сообщает, что иудеи со времен императора Константина Великого, в продолжении 132 лет, жили в местности Константинополя, называемой Халкопратия (Медный торг), где они торговали медными изделиями. Император Феодосий II Младший выгнал их отсюда, очистив место, где был устроен храм во имя Богоматери (о нем см.: Беляев Д. Ф. Храм  Богородицы  Халкопратийской  в Константинополе// ЛИФО при ИНУ. 1891. Т. 2; отд. Изд.: Од., 1892. Вып. 2. С. 85-106; Красносельцев Н.Ф. К вопросу о местонахождении Халкопратийского храма в Константинополе // ЛИФО при ИНУ. 1894. Т. 4, ч.1; Красносельцев Н. Ф. Заметка по вопросу о местоположении Халкопратийского храма в Константинополе / // ЛИФО при ИНУ. 1894. Т. 4, ч. 2. С. 309-316). «Рядом с величайшей церковью Богоматери Халкопратийской» находился чудотворный источник, относящийся к часовне Богородицы, располагающейся в квартале «раньше» называемом tou Mèda. На упомянутом месте была «улица, ведущая к Милиону». Она была широка и вела к св. Софии. Можно отметить, что греческая hagiasma располагается на улице Alemdar,в шаге от стен Сераля (См. Atzemoglou N. Τ’ αγιασματα της Πολις, Athenes, 1990. Р. 17-19).



По  влечению благочестиваго сердца, св. царица Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощные бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла» (Ibidem. PG 147.Col. 41D5-12). Согласно «Книге церемоний» [ I, 1, 39 (30), 44 (43)], в Халкопратийском храме Пресвятой Богородицы находились хоры, к которым были пристроены деревянные лестницы, ведущие в императорский митаторий, где на Литургии в праздник Благовещения  (25 марта) присутствовал сам василевс: «Государи вошедши в святилище и возложив дары на святой жертвенник, покидают его через левую сторону святилища и шествуют через гинекей той же самой церкви. А в гинекее их встречает весь сенат, который воздает честь государям, и государи с патриархом и придворными следуют через арку в святой алтарь Агиа Сорос» (Constantini Porphyrogeniti imperatoris De Cerimoniis aulae byzantinae/ Reiske J. J. (ed.). 2 vols. // CSHB. Bonn, 1829–1830. I, 1; Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939, Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I. P. 24–5, 154–5, 173).



Отдельная часовня для хранения Пояса Богородицы, названная Агиа Сорос (Святой Ковчег), была устроена в Халкопратийской церкви при императоре Юстине II (565-578) и его жене Элии Софии. В той же «Книге церемоний»  [I, 39 (30)] говорится, что в часовню Агиа Сорос, содержащую драгоценную реликвию, можно пройти через выход из главного святилища по левой стороне (Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939), Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I; Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy // University Park, Penn. and London, 1971. P.  33). В Типиконе Великой Церкви IX-XI вв. также указаны кафедральные богослужения в Халкопратийском храме в случаях совпадения Благовещения с Великим Четвергом или Великой субботой: «После тритекти … исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию, и там певцы поют: “Слава… и ныне…” - и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”» (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Кроме того, по Константинопольскому уставу, лития «в Халкопратии» полагалась во 2-ю неделю по Пасхе и на Введение, когда вся служба, согласно 2 рукописям X-XI вв., пелась в Халкопратийской церкви, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития во главе с патриархом (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). T. 1. P. 110).


Примечательно, что в Халкопратийском храме существовал придел во имя св. ап. Иакова, брата Господня, где были положены мощи Вифлеемских младенцев (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). Об этом приделе есть сведения в Типиконе Великой Церкви IX-XI вв. и в одном из константинопольских синаксарей X в. (SynCP. Col. 658), где находится память скифопольских мучеников 4 мая с указанием, что синаксис в их честь совершается в Халкопратийской церкви, в приделе во имя св. ап. Иакова, брата Господня (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). T. 1. P. 280).

В VIII в. патриарх Константинопольский Герман I (715-730) составил Слово на освящение храма Халкопратийского, в котором упомянуты все храмовые святыни, в т.ч. и Пояс Богородицы. А в начале  Х в. было установлено особое празднование Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, о чем повествуется в Минологии императора Василия II. Как упомянуто в этом источнике, в 906 г. при императоре Льве VI Мудром (886-912) его жене Зое Карбонопсиде, которую мучил нечистый дух, было видение, что она избавится от недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ковчег и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Льва VI Мудрого Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы, и та исцелилась (см. фото). Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью (Jugie M. L'eglise de Chalkopratia et le culte de la ceinture de la Vierge a Constantinople // EO. 16(1913). P. 308-313). В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а Евфимий, которому было поручено возложить Пояс на императрицу, став патриархом Константинопольским (907-912), составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление Ее храма в Халкопратии (Homélies mariales byzantines. Textes grecs édités et traduits en Latin par M. Jugie // Patrologia orientalis. Tom. 16. fasc. 3. 1922. P. 505; Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187). С тех пор празднование Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы совершается в Церкви 31 августа, в последний день церковного года (см., например,  месяцеслов греческого Евангелия 1055 г. Син. 43): http://rublev-museum.livejournal.com/226974.html



Ок. 1150 г. святыня была разделена на несколько частей, которые были переданы в Большой императорский дворец и церковь Архангела Михаила. При императоре Мануиле Комнине (1143-1180) праздник в честь Пояса Богородицы был официально закреплен в церковном календаре вместе с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах 2 июля (см. фото). Ок. 1320 г. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о честном Поясе Богоматери, уточнив, что императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511-518) – шествие (πανήγυρις) каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 14016-17; Janin R. La géographie ecclésiastiquede l’empire Byzantine, Ire partie: Le siege de Constantinopole et le patriarcat oecuménique. T.3: Les églises et les monastères. Paris, 1953. P. 177, 249), церемониал которого (πρεσβεία) определил император Маврикий (Georgius Cedrenus Ioannis Scylizae ope: I.Bekker, I, Bonn. Р. 69421-23). О том же свидетельствуют и русские паломники - архиепископ Новгородский Антоний, дважды (в 1200 и накануне 1208/9 гг.) побывавший в Константинополе еще до своего пострига, упоминает пояс Богородицы в царских златых палатах и во Влахернах: «в той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ее сребром окован, и пояс ее во прикупной раце лежит» (Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия, с примечаниями Павла Савваитова. СПб. 1872. С. 96). Стефан новгородец в XIV в. писал, что «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». В Хождении митрополита  Пимена упоминается, что он в 1387 г. «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. Иеромонах Зосима, посетивший Царьград в 1420 г., также упоминает Влахернскую церковь, где «лежат честная риза и пояс святой Богородицы». Запись анонимного русского паломника (между 1424-1453 гг.) является последним свидетельством о нахождении пояса Богородицы в Константинополе.

В 1028 г. византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028-1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027-1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX в. правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь Влахернской иконы Божией Матери для хранения святыни, где она находится и поныне.

После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. Пояс Богородицы был вновь разделен на несколько частей, вывезенных на Запад (бенедиктинская церковь св. Корнелия в Корнелимюнстере близ Ахена, Германия), Кипр (монастырь Троодитисса - см. фото) и в Сирию. В 1953 г. в монастыре в Мардине (Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке, после расшифровки которого стало известно, что в одной из церквей сирийского Хомса хранится неизвестная до тех пор часть Пояса Богородицы. В нем сообщалось, что при постройке церкви в алтаре был обнаружен пояс Богородицы, который она передала перед вознесением св. ап. Фоме. Церковь Пояса Девы Марии (арабск. Умм Аз-Занар), основанная по преданию в 38 г., была построена в нач. XIII в. при крестоносцах, которые даже переименовали Хомс в «Шамель» (верблюжий город). Действительно, в указанном месте, под алтарем, была найдена каменная плита, также испещренная строками арамейского письма. Под ней оказалась каменная ступка с круглым углублением (см. фото), в котором лежал серебряный ларец. В нем и нашли скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти, расшитый золотом (74 х 5 см). Сейчас часть Пояса Богородицы (другая часть - в Иерусалиме) в серебряном цветке на ножке выставлена для поклонения  в правом приделе церкви (см. фото). 

Особую известность приобрёл Пояс  Пресвятой Богородицы (Sacra Cingolo), который хранится с 1395 г. в кафедральном соборе сщмч. Стефана в Прато (1386-1390, капелла построена мастером Лоренцо ди Филиппо; 1392-1395). Пояс представляет собой тонкую полоску длиной 87 см из верблюжьей шерсти и ткани, расшитой золотой нитью (см. фото).

 

Реликвию показывают 5 раз в год с угловой наружной кафедры собора (см. фото), специально построенной для этой цели (1428-1438, Микелоццо и Донателло). Вот что пишет об этом шедевре Донателло художник, скульптор и искусствовед Джорджо Вазари: «В городке Прато им сделана мраморная кафедра, с которой показывают  пояс  Богоматери» (Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 2001. С. 164).


Что же касается части Пояса Богородицы из афонского Ватопеда, то вкладчиком этой святыни ок. 1380 г. был правитель Сербии св. вмч. Лазарь I Хребелянович (сербск. Хребељановић, 1372–1389). Причем ватопедская традиция связывает сей дар с именем императора Иоанна VI Кантакузина (в монашестве - Иоасафа), благодаря участию которого патриарх Константинопольский Филофей (Коккинос) признал в 1376 г. Печский патриархат: http://www.pravoslavie.ru/put/2577.htm
Сербский двор стал обладателем этой святыни после битвы 1330 г. на берегах Струмы, при Вельбудже (Кюстендиле), где был разбит болгарский царь Михаил Шишман. А болгары завладели императорской («Константиновой») ставротекой, в которой с XII в. хранилась часть Пояса Богородицы, после победы царя Ивана I Асеня в 1190 г. над василевсом Исааком II Ангелом (1185-1195). В Ватопеде Пояс еще раз разделили на 2 части, одну из которых оставили в ставротеке, а другую поместили в ковчег, который выносится во время эпидемий. В нем хранятся 3 части Пояса в 3 отделениях, сделанных из золота и серебра (см. фото).


В честь Пояса Пресвятой Богородицы в Ватопеде был построен при поддержке валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521) параклис, который в 1794 г. перестраивался на средства Феофила Созополита (см. фото). Он представляет собой трехкупольный триконх афонского типа с одной апсидой и притвором, перекрытым сводом. Внутренние росписи выполнены в 1860 г. иноками Никифором и Герасимом, архим. Анфимием и иером. Гавриилом.

Из Ватопеда Пояс Богородицы множество раз вывозился на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию для благословения и поддержки порабощенных (до 1913 г.) греков, а также для изгнания заразных болезней, как например, в июне 1820 г. святыня была послана на Крит, где свирепствовала чума.

 

В этой связи нельзя не вспомнить о вывозе Пояса из Ватопеда в Салоники перед скандальным визитом 4-5 мая 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II в Грецию:-) Решение об этом принял накануне визита понтифика Кинот Святой Горы Афон, который выступил с заявлением: «Папа является как несущий оливковую ветвь, не вынув, однако, свой меч из тела Святого Православия». Как сообщил тогда в своём интервью на радио «Радонеж» наш коллега Олег Германович Ульянов, находившийся в Греции в бытность полномочным представителем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в те дни в большинстве греческих монастырей монахи в знак траура звонили в колокола в день приезда Римского Папы, а большая часть духовенства вышла на демонстрации с иконами и крестами, скандируя: «Охи Папа!» (Папе - нет): http://expertmus.livejournal.com/83380.html



Цель привоза части Пояса Богородицы в Россию именно из Ватопеда, а не из других мест его хранения организаторы в лице главы Фонда Андрея Первозванного, президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина объясняют запретом доступа на Афон женщин,  ради которых, по его словам, и принесена святыня «для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране»… Правда, озадачивают некоторые недоговоренности, а то и явные ляпы Владимира Якунина, который при вручении Владимиру Путину иконы (см. фото), написанной на Афоне (в иконографической традиции Покрова!) по случаю принесения Пояса Богородицы в Россию, взял да заявил, что «такие иконы у нас не пишут в стране, у нас такая манера письма не в традиции»?! См. о ведомстве Якунина здесь: http://rublev-museum.livejournal.com/226300.html



Ну а российские СМИ по традиции пустились во вся тяжкая, накручивая ажиотаж: «впервые за 200 лет пояс вывезен за пределы Греции!» (Московский Комсомолец. № 25777 от 21 октября 2011 г.), «Святыня постоянно хранится на Афоне, и сейчас впервые за полторы тысячи лет покинула Грецию» (НТВ. Эфир 20.10.2011, 21:31), «Святыня не покидала стен монастыря более 200 лет и за территорию Греции вывезена впервые за 1600 лет существования Ватопедского монастыря на Афоне» (100 ТВ) и т.д. по нарастающей:-) Стоит ли удивляться, что уже в день привоза Пояса в Казанский храм Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря возникла истерия: «полицейскому спецназу пришлось оттеснять людей, чтобы избежать давки, но люди не реагировали на слова и уговоры … Многие вспомнили, что у храма есть второй вход и ринулись к нему. От столпотворения на этот раз спасли железные ворота и охранники. После молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к верующим, однако митрополита уже мало кто слушал, и верующие пытались пробиться к святыне. В толпе возникали споры, в храме стоял гул»: http://www.sz.aif.ru/society/news/56524



К слову сказать, когда с Кипра в Болгарию в июне 2011 г. был прислан для поклонения хранящийся там честный Пояс Девы Марии (см. фото), то никакого массового психоза не было, всё прошло благочинно, и у верующих «братушек» было вполне достаточно информации о святыне: http://rublev-museum.livejournal.com/156331.html

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
С удовольствием прочёл всё. Вот только очень много ссылок в начале повествования, отталкивает немного. А почему Пояс вновь не соберут? Зачем делили то, так славы и причастности к Матери хотелось? Несправедливо как-то, царицам можно к поясу прикосаться и простолюдинам нет. Да и вообще, отдали вдовам на хранение, а в итоге отобрали и порезали.

Рer aspera ad astra

Спасибо за отзыв! Дело в том, что данный журнал предназначен не только для публицистики, но и для научного пользования всех сотрудников нашей музейной редакции. А публикация тщательно выверенных ссылок на источники и научную литературу не только облегчает подготовку статей, но и способствует выявлению плагиата и недобросовестности отдельных представителей научного сообщества:-)

Вы сам можете проделать эксперимент и пройти по ряду размещенных в данной статье ссылок, чтобы убедиться в этом. С помощью поисковых систем легко обнаруживается, кто из российских или зарубежных коллег НИКОГДА НЕ ДЕРЖАЛ в руках первоисточники и монографии, на которые приведены сноски в их научных компендиумах:-)

Так что это еще и подспорье для научных редакторов, которых катастрофически не хватает в наше время ...
Спасибо за рассказ.
Как говаривали святые, радуемся Вашей радостью:-) Обратите внимание на UPD: в статью добавлена уникальная видеозапись утрени в царской лавре Ватопед на Святой горе Афон в 2010 г. Богослужебная традиция восходит к св. царице Пульхерии (399-453), установившей в Халкопратийской церкви Константинополя по средам всенощные бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла»: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/12/
спасибо. читаю Вас всегда с большим удовольствием.
Во славу Божию!
познавательно!
Дай Бог!
Очень хорошо написано, правда, пока прочитал только отрывочно.

Получается, что Пояс Пресвятой Богородицы был разделен на весьма большое количество частей...

Святыню резали для сбора подаяний

Даже в Ватопеде его разделили, чтобы ... "посылать с афонскими таксидчиками, или сборщиками милости в мир" (Сергий Святогорец).
Спасибо.Всегда читаю с большим интересом. Вашу информацию о Поясе надо было сообщить А.Мамонтову.

Аркадий Мамонтов в курсе

Вы будете смеяться, но он и его команда тоже читают регулярно музейный блог:-)
Смеяться не буду,ибо уважаю А.М. как журналиста и православного человека,а также Ваш ЖЖ. Более того в "Спец.корресп." про пороки в современной школе,вначале,как альтернативу он указал дореволюционные фото со священниками из школы. Но где он нашел фото 1912г.класса с моей бабушкой учительницей и священниками-с глухого зауральского села? Это для меня загадка.Вот это фото http://www.kurtamysh.com/p356/i0036rp.jpg Может спросите его?

Спасибо Вам!!!

С интересом прочла.Очень познавательно!

Re: Спасибо Вам!!!

Как же отрадно иметь таких вдумчивых читателей!
Спаси Бог за Ваши труды!
Ажиотаж около святыни у нас в Петербурге и правда несколько нездоровый, люди стоят по 10-11 часов несмотря на непогоду. Хочется верить, что это на пользу народу нашему.

Афонское благословение при бесплодии

Во славу Божию! Стоит заметить, что сами святогорцы чаще советуют бесплодным парам не "пояски" Богородицы, а косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара. Так что женский ажиотаж в России вокруг пояса, подогреваемый рядом СМИ, не совсем понятен ...
Странно то,что с Пу ничего не случилось.
Неужели Она ему простила всё то,что он сделал с Россией?
А может быть теперь он изменится к лучшему?
Да начал понемногу. Причем это не совсем предвыборное - он не дурак и знает, что народ давно считает выборы президента "выборами Путина". Ему нет смысла врать - лишние хлопоты, все и так знают, кто будет президентом. А здравые вещи он начал открыто говорить во время начала бойни в Ливии. А ещё и нацистская обезьяна Маккейн бесноватый на днях на Путина ругался.
О чем-то это да говорит. Может, снова за ум взялся.
Спасибо Вам за как всегда очень содержательный и интересный материал!
Храни Вас Господь! Спасибо за пост. В ближайшее время перепост с усилением.

«Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери»

«Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери, – а это одежда Ее» (Архимандрит Ефрем, Ватопед). Или в фильме Аркадия Мамонтова кривой перевод, или весьма неудачное сравнение …
Спасибо! Очень интересно! А как его делят - по дине или полные отделяют (расплетают)?

Частица Пояса есть и в Москве!

Частица Пояса Пресвятой Богородицы хранится в мощевике, находящемся в приделе апостолов Петра и Павла, в церкви пророка Илии в Обыденном переулке.

Спасибо.

Вот только я не могу понять, как они , правители наши, бывают в храме; Путин вот на Афоне даже был, святынь касался... ! Зачем это они ? Иммидж создают ?
И 2). Никак на них это не влияет. Высшие силы их не трогают, не наказывают...., и они ничего и не боятся потому, что не верят вовсе. Надсмехаются они. Зато Путин с иудеями дружит хорошо. Уже повесили объявление, что в Кремле будет праздноваться ханука ихняя. А после этого пойдут в православный храм разыгрывать из себя православных.
Как тут кто-то вспомнил анекдот " Вы либо трусы наденьте, либо крест снимите..".

Пояс давно хранится в Москве

Альбом: Древлехранилище


Альбом: Древлехранилище


Частица Пояса Пресвятой Богородицы давно хранится в мощевике, находящемся в приделе апостолов Петра и Павла, в церкви пророка Илии в Обыденном переулке.
Задам вопрос, может и глупый, уж извините, -- как он сохранился-то, пояс нетленный что-ли ? Все же превращается со временем в ничто.
Просто не верится.
Я сейчас во многое перестала верить, потому что недавно присутствовала на эксгумации.. Ничего не остается от человека за каких-нибудь 35-40 лет, как-будто его и не было.
А тут прошло столько времени !

(Anonymous)

извините пожалуйста что вы сравниваете СВЯТОЕ СВЯТЫХ нетленное вечное и живое с эсгумацией? наверное не открылось для вас еще истинная вера в Бога ? А правителей наших надо уважать Меняйте все негативное на позитивное и вам станет легче жить а главное правильно!!!!Простите КОНЕЧНО ПОЯС НЕТЛЕННЫЙ КАК И ВСЕ БОЖЕСТВЕННОЕ!"!!!!

Берите пример с епархиальных сайтов!

На епархиальных сайтах перепечатывают в полном соответствии с принятыми нормами:
http://www.orthedu.ru/news/3946-poyas_bogorodicy_vsya_istoriya_bez_kupyur.html
интересно, разные части пояса то-нибудь сравнивал. По-моему части пояса на первых двух картинках отличаются.

VIP-приглашения!

>императрица Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти

Прикольно. В 5-м веке культ Богородицы был ещё далеко не общепринятым. Но даже богородицепочитатели ничего не слышали об Успении.

Читайте внимательней!

Там же стоит ссылка, что это МНЕНИЕ Скабаллановича - Скабалланович М. Успение Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916 (Христианские праздники. Кн. 6). С. 85-86.

Вы зачем-то вырываете из контекста и не цитируете дальнейшее указание византийского источника:
"В честь Ея августа Пульхерия, по сведениям Феодора Чтеца (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 102), воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т.ч. Халкопратийскую церковь, куда был вложен ковчег с честным ПОЯСОМ Пресвятой Богородицы и «божественное Ея млеко» (Nicephorus Historia Ecclesiastica // PG 146. Col. 1061A4-B2).
Вот не знала, что Якунин оказывается специалист по российской иконописи)))

Критерий подлинности по Якунину:-)

Лучше бы он был специалистом в том вопросе, как предоставить всем верующим ТОЧНУЮ и ПОЛНУЮ информации о привозимых его фондом святынях. А то по всем СМИ тиражируется нечто невразумительное, что изрек на днях ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ управления Фонда Апостола Андрея Первозванного Владимир Немычев: «Исходя из текстов ОДНОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ, пояс действительно разделили на три основных части, которые отправились на Афон (монастырь Ватопед), в Грузию, в Зугдиди (Влахернская церковь) и на Кипр (монастырь Троодитисса). В два последних храма как для мужчин, так и для женщин вход свободный. Однако насколько настоящие все эти реликвии, остается вопросом. Афонские монахи, полагаясь на собственные источники, ПОДТВЕРДИЛИ ПОДЛИНОСТЬ ТОЛЬКО СВОЕЙ. Насчет других ОНИ НЕ УВЕРЕНЫ. Данных очень много, некоторые из них противоречат друг другу. Поэтому трудно сказать, что реально, а что нет»?!

Альбом: Древлехранилище


Тем не менее, по словам протоиерея Андрея из храма Илии Пророка Обыденного, «частичка афонского пояса Богородицы попала в храм в XX веке – ее вместе с другими мощами принял известный служитель протоиерей Александр Егоров. Люди ему доверяли и несли в храм святыни – свои домашние и те, что удалось спасти при разрушении храмов» …
не могу понять,так сколько же поясов?
Почему на фотографиях,они все по разному выглядят?
скажите, а на самом деле ОБЪЕКТИВНЫЕ научные исследования возраста и происхождения Пояса проводились? Или там ситуация та же что с Плащаницей.. - где возраст всего 1000 лет, сделана по технологии около 1300 года, но потом придумали, при каких условиях, весьма невероятных, эта Плащаница могла бы быть старше.. и то смогли натянуть только еще 500 лет.. до начала Н. Э. так и не дотянули..

Все-таки чем-то объективным подтверждается миф о "поясе богоматери"? Или тут та же самая история, что и "12-ю головами И. Крестителя" :)

(Anonymous)

Я думаю иследованний никаких не проводилось.Боятся.А то,получится история,как с копьём Лонгина и Туринской плащеницей,которые окозались,давайте смотреть трезво и объективно,лже святынями.Пояс,я думаю из этого списка.Слишком много противоречий и нестыковок,в его произхождении и истории.Да и визуально фрагменты пояса рознятся между собой.

Сирийские христиане принесли на Восток социалистичес

User mdprohorov_live referenced to your post from Сирийские христиане принесли на Восток социалистические идеи saying: [...] «Пояс Богородицы: вся история без купюр»: http://expertmus.livejournal.com/84029.h tml [...]

Злачное ДНО храма Христа Спасителя

User grumling_bear referenced to your post from Злачное ДНО храма Христа Спасителя saying: [...] зимым в главный православный собор России святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html [...]

No title

User lialiakalim referenced to your post from No title saying: [...] зимым в главный православный собор России святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html [...]

Злачное ДНО храма Христа Спасителя...?!!

User magelanin referenced to your post from Злачное ДНО храма Христа Спасителя...?!! saying: [...] зимым в главный православный собор России святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
собор

November 2014

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com